Адабашьян, александр
Содержание:
Школьные годы
Учился Александр Артемович в непростой школе. Это была очень престижная спецшкола с углубленным изучением французского языка, который начинали преподавать детям с первого класса.
Школа №2, позднее ставшая носить имя известного француза — Ромена Роллана, находилась достаточно далеко от дома Адабашьянов. Александру Артемовичу приходилось добираться до нее на трамвае. Как вспоминает он сам, это занятие ему крайне нравилось, настолько, что он даже мечтал стать вагоновожатым или же кондуктором. Впрочем, потом Адабашьян захотел стать клоуном.
В школьные годы Александр Артемович не только зубрил французские глаголы, он посещал художественную школу и театральную студию при общеобразовательной школе. Ребята ставили спектакли на французском языке.
Преподавали в театральном кружке настоящие преподаватели из МХАТа, так сказать, подрабатывали. Благодаря этому, многие спектакли были успешны. Например, постановку «Пчелка», по рассказу Анатоля Франса, пригласили в студию телевизионного театра, находившуюся тогда на площади Журавлева, и транслировали в прямом эфире. Также где-то в архивах телевидения должна сохраниться и запись этого спектакля.
В качестве артиста Александра Артемовича заметили тоже в школьные годы, в постановке «Маленький Принц», по известному произведению Антуана д’Сент-Экзюпери, юноше недвусмысленно намекали, что его уже ждут во МХАТе, но Адабашьян всерьез увлекся живописью и грезил только о профессии художника.
Тогда же, в юные годы, Александр Артемович подружился с Никитой Сергеевичем Михалковым. Познакомились они благодаря тому, что имелся у них общий приятель, Алексей Шашков. В компанию также входили Андрей Юренев и Владимир Грамматиков. Детская дружба сохранилась на всю жизнь.
Кстати, учился Александр Артемович средне, единственная твердая пятерка у него была только по одной дисциплине — по пению.
Биография
Александр Артемович появился на свет в семье учительницы немецкого языка и литературы, Бархударовой Валентины Никитичны (1917–1995) и инженера-строителя, Адабашьяна Артёма Карповича (1910–1974), впрочем, отец сделал неплохую карьеру, дослужившись до руководящего поста, а именно до должности начальника Главка в одном из строительных министерств.
Родившись в армянской семье, Александр Артемович провел детство в московских дворах улицы Нижняя Масловка. Дома также говорили по-русски, поэтому армянским языком он не владеет, зато отлично разбирается в национальной кухне.
Любовь, свадьба, кино и личное горе
Александр Артемович отдал свое сердце Марине Лебешевой, красавице и сестре его близкого друга. Свадьба была полностью молодежной, и среди гостей был А. Михалков-Кончаловский. Молодые люди нашли друг друга интересными, и, как следствие, Кончаловский в 1973 г. приглашает Адабашьяна принять участие в работе над сценарием будущей картины «Дело важнее, чем жизнь».
Это была «халтура», то есть работа, предназначавшаяся для одной их среднеазиатских киностудий, посвященная отдельной человеческой истории на фоне монокультуры республики и развития хлопковой промышленности.
Таким образом, Андрон Кончаловский стал первым, кто столкнул Адабашьяна с миром сценариев.
В 1975 году всеми любимая сейчас картина Н. Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» получает приз жюри на МКФ, прошедшем в Дели, Адабашьян был на этих съемках художником-постановщиком, там же, когда заболел один из артистов, он впервые попробовал себя в амплуа актера.
В том же, 1975-м, Александр Артемович работает в качестве актера и художника на съемках проекта «Раба любви», в это же время его постигает тяжелая утрата – умирает его супруга.
Повторно женился Александр Артемович в 1978-м. Его избранницей стала студентка одного из училищ, которая подрабатывала ассистенткой художника по костюмам сразу в двух проектах – «Спасатель» С. Соловьёва и «Пять вечеров» Н. Михалкова, Екатерине Шадриной.
Ростислав Хаит и Леонид Барац
Друзья детства Ростислав Хаит и Леонид Барац | Фото: uznayvse.ru
У нас с Лешей не просто дружба, мы являемся судьбой друг друга!.. Я с первого класса начал показывать одноклассников. А однажды написал в сочинении: «Хочу стать актером, потому что уже умею лаять, как собачка». Учительница зачитала мой опус всему классу. Мне было стыдно, но приятно, так как все смеялись. Наши одноклассники очень любили, когда на физике вызывали к доске Лешу, а не меня. Потому что между фразами «Хаит, к доске!» и «Садись, два!» проходило секунд пятнадцать. Когда же вызывали Лешу, разыгрывался целый спектакль: «А? Что? Меня?» – «Ну ты Барац?» – «Ну я…» После этого Леша еще минут пять шел к доске, долго там переминался, и к тому времени, когда звучало «Садись, два!», урок благополучно заканчивался
Друзья детства Ростислав Хаит и Леонид Барац | Фото: uznayvse.ru
Ростислав Хаит в молодости | Фото: uznayvse.ru
*Квартет И* | Фото: segodnya.ua
Леонид Барац и Ростислав Хаит в фильме *Быстрее, чем кролики*, 2013 | Фото: 24smi.org
В общем, наверное, верим. Но некая идеализация этой дружбы а-ля поскакали все вместе за подвесками королевы – в прошлом. Сегодня дружба – это совпадение графиков, статусов и интересов. Идеальная дружба – не про жизнь. Она заканчивается либо предательством, либо смертью одного из друзей. А дружба обычная не требует сверхусилий и героизма. Героизмом оказывается ежедневное общение. Это сложнее, чем один раз вынести друга из пожара
Леонид Барац и Ростислав Хаит | Фото: m24.ru
*Квартет И* | Фото: kp.ru
Биография
Александр Адабашьян родился в Москве в семье армян Артёма Адабашьяна и Валентины Бархударовой.Его мама была преподавателем немецкого языка, отец — инженером, работал начальником главка в Министерстве монтажных и строительных работ.
В 1962 году он поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище. В 1964 году был призван на службу в армию. Отслужив три года, вернулся в училище. В 1971 году окончил факультет художественной обработки металлов.
В 1970 году во время летней практики работал на съёмках дипломной работы своего друга Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны» как декоратор под руководством Ирины Шретер. В качестве художника-постановщика совместно с Алексеем Родионовым принял участие в съёмках режиссёрского дебюта Сергея Никоненко — короткометражного фильма «Петрухина фамилия» (1971).
Творческое сотрудничество с Михалковым продолжилось на съёмках картины «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) и «Раба любви» (1975), где Адабашьян работал в качестве художника-постановщика, а в его следующих фильмах («Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни Обломова», «Очи чёрные») выступил также как сценарист.
Кроме этого, Александр Адабашьян сыграл более сорока эпизодических ролей, создав на экране яркие запоминающиеся образы, такие как инженер Тимофеев в «Пяти вечерах», дворецкий Бэрримор в «Собаке Баскервилей» и Берлиоз в телесериале «Мастер и Маргарита».
На протяжении сорока лет читает курс лекций по кинодраматургии и изобразительному решению фильма на Высших курсах сценаристов и режиссёров. В 2000—2002 годах вместе с Андреем Добровольским вёл режиссёрскую мастерскую.
В 1990 году дебютировал в качестве режиссёра, сняв французский фильм «Мадо, до востребования», включённый на Каннском фестивале в программу «Перспективы французского кино» и получивший в ней главный приз.
В 1995—1996 годах галерея Ольги Хлебниковой провела персональные выставки графики Александра Адабашьяна в Москве (ЦДХ) и Минске (Национальный художественный музей Белоруссии).
В 2002 году Адабашьян экранизировал роман Бориса Акунина «Азазель». На конечной стадии съёмок возникли разногласия с продюсерами «Первого канала», режиссёр не смог отстоять собственную концепцию фильма и снял свою фамилию из титров.
В играх «Форт Боярд» 2004 года играл роль звездочёта Фура.
В году поставил в Мариинском театре оперу «Борис Годунов», а в году — «Хованщину» в театре Ла Скала.
Занимался дизайном интерьеров, оформил для ресторатора Антона Табакова рестораны «Обломов», «Антонио», «Грибоедов».
Выпустить джинна
— Современный зритель, посмотрев фильм о лагерях смерти, наверняка скажет: «Это было ужасно, но такое больше никогда не повторится в наш просвещённый век».
— Да, размышляют, как правило, именно так. Вот кончается эпидемия чумы, трупы умерших закапывают, все вздыхают, утирают лоб со словами: «Слава богу, всё закончилось и больше не повторится». Но бациллы, в том числе те, что порождают эпидемии войн, никуда не исчезают. И единственный способ уберечься, не заразиться — это соблюдать «личную гигиену». Не становиться частью толпы, не позволять одурманивать себя пропагандой.
— Вы как-то говорили о том, что и сегодня мы наблюдаем эпидемию насилия, которая год от года только разрастается. Можно ли говорить, что какие-то страны ей подвержены в большей степени?
— Беда в том, что эта эпидемия в какой-то момент стала орудием политического свойства. То есть отдельные страны стали создавать и подкармливать, по сути, террористические организации. Так было в том числе и в России во времена и первой, и второй революции. Так было в Германии, когда крупные держатели капиталов привели к власти нацистов, надеясь, что нацисты расчистят поляну, после чего богачи возьмут всё в свои руки. Каждый раз, выпуская джинна из бутылки, все надеются, что потом они каким-то образом загонят его обратно. Мы этот процесс можем наблюдать и сегодня. И это настораживает.
Кому год Обезьяны, а кому год кино… Александр Адабашьян — о гигиене сознания, мигрантах и кино
Подробнее
Вспомните: и в России в 1917‑м всё начиналось с самых благородных лозунгов и идей. И в правительство, которое сформировал Ленин, вошли интеллигентнейшие, образованные люди. Были все предпосылки к тому, что страна превратится в буржуазную республику с какими-то элементами социализма. Но потом, как это обычно бывает, романтически настроенных политических идеологов сместили те, кто, собственно, и расчищал им путь к власти.
А если уж речь зашла о революции 1917 г., то, конечно, её мировое влияние было колоссальным. Все социальные сдвиги — восьмичасовой рабочий день, бесплатное образование, медицина, ликвидация безработицы, безграмотности и много чего ещё — пришли в мир именно от нас. И забавно, что именно мы теперь планомерно откатываемся от всех декларированных ранее принципов.
Статья по теме
Александр Адабашьян: «Зазвездился» — перечитай Чехова
— Практически во всех странах история периодически переписывается, корректируется. Если история — наука столь зыбкая, есть ли смысл копаться в ней с тем рвением, с которым мы делаем это многие годы?
— Кто-то из великих сказал: «В каждой науке столько истины, сколько в ней математики». Я совершенно с этим согласен. Нам же никто не будет доказывать, что пифагоровы штаны не всегда на все стороны равны. Что где-то их носят узкими, где-то широкими, где-то в моде галифе и так далее. А с историческими фактами такое происходит сплошь и рядом. Появляются и исчезают документы. Меняются свидетельства. Ну какая это наука? Видимо, такая же, как и политика.
Федор Бондарчук и Филипп Янковский
Федор Бондарчук и Филипп Янковский | Фото: uznayvse.ru
Филипп Янковский, Степан Михалков, Екатерина Семенова, Антон Табаков, Федор Бондарчук и Владимир Пресняков | Фото: news.myseldon.com
Я был, как принято говорить, загульный. Володя Пресняков, Сережа Мазаев, Наташа Ветлицкая, Стас Намин, Степа Михалков, Филипп Янковский – вот моя компания, которая была со мной, когда появлялись первые ночные клубы в Москве. В те времена я был очень буйный. Драки в «Синей птице» с моим участием были не редкостью. Я думаю, что меня молодого с ужасом вспоминают в отделении милиции № 108… Это вообще было присуще моему поколению, чья молодость пришлась на бурные годы начала 90-х. Первые ночные клубы, первые большие деньги, первые успехи…
Федор Бондарчук и Филипп Янковский | Фото: allstars.pp.ru, fakty.ua
Федор Бондарчук в фильме Филиппа Янковского *Статский советник*, 2005 | Фото: uznayvse.ru
Филипп Янковский и Федор Бондарчук в сериале *Чудотворец*, 2014 | Фото: sb.by
Филипп Янковский, Игорь Верник, Паулина Андреева, Федор Бондарчук на 75-летнем юбилее Школы-студии МХАТ, 2018 | Фото: spletnik.ru
20 закадычных друзей из числа знаменитостей
Фильмография
Год | Название | ||||
---|---|---|---|---|---|
Сценарист | Художник | Режиссёр | Роль | ||
1968 | 24-25 не возвращается | сотрудник бакинской милиции | |||
1970 | Спокойный день в конце войны | ||||
1971 | Петрухина фамилия | ||||
1973 | Поклонник | ||||
1974 | Свой среди чужих, чужой среди своих | информатор Брылова / господин из воспоминаний Брылова | |||
1975 | Раба любви | режиссёр немого кино | |||
1976 | Матерь человеческая | ||||
1977 | Неоконченная пьеса для механического пианино | ||||
1978 | Сибириада | продавец ювелирных изделий в Елани | |||
Пять вечеров | Михаил Тимофеев, главный инженер | ||||
Транссибирский экспресс | |||||
1979 | Несколько дней из жизни И. И. Обломова | господин в Петербурге | |||
Город принял | Марчелло (он же Рудольф Вышеградский), мошенник | ||||
1980 | Откуда в траве рыба? | эпизод | |||
1981 | Родня | Саня, официант / стекольщик на перроне | |||
Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей | Джон Бэрримор, дворецкий Баскервилей | ||||
1982 | Избранные | ||||
Полёты во сне и наяву | скульптор | ||||
1983 | Без свидетелей | ||||
Рецепт её молодости | |||||
Поцелуй | Сергей фон Раббек | ||||
1984 | Воскресные прогулки | ||||
Выигрыш одинокого коммерсанта | |||||
Два гусара | купец | ||||
1985 | В поисках выхода (киноальманах), Реквием по филею (Незаменимый) | эпизод | |||
1986 | Мой любимый клоун | ||||
Храни меня, мой талисман | мсье Дардье, французский турист | ||||
Обвиняется свадьба | Борис Горин, тамада | ||||
1987 | Очи чёрные | медработник в санатории | |||
1988 | История одной бильярдной команды | ||||
1989 | Одинокий охотник | ||||
1990 | Мадо, до востребования | прохожий | |||
Испанская актриса для русского министра | |||||
1991 | Агенты КГБ тоже влюбляются | ||||
1992 | Присутствие | эколог | |||
1993 | Настя | представитель министерства культуры | |||
1994 | Как два крокодила (итал. Come due coccodrilli, Италия) | ||||
1995 | Дом | ||||
Московские каникулы | Саня, интеллигентный алкоголик-пессимист | ||||
1996 | Шрам. Покушение на Пиночета (Россия — Чили) | ||||
1999 | Президент и его внучка | министр здравоохранения, в прошлом — врач роддома | |||
2000 | Чёрная комната | муж (новелла «Клеопатра») | |||
Воспоминания о Шерлоке Холмсе | Джон Бэрримор, дворецкий Баскервилей | ||||
Бременские музыканты & Co | Осёл-старший | ||||
2002 | Азазель | эпизод | |||
Фотограф (исп. El Fotógrafo, Чили) | |||||
Александр Пушкин (телеспектакль) | эпизод | ||||
Только раз… | Снегурочка | ||||
2004 | Год Лошади: Созвездие скорпиона | эпизод | |||
О любви в любую погоду | бомж | ||||
Я тебя люблю | Тарас Асламазян, фотограф | ||||
2005 | Мастер и Маргарита | Михаил Александрович Берлиоз | |||
Счастье ты моё | драматург, муж Верки | ||||
2006 | Заколдованный участок | Михалыч, геодезист | |||
Вы не оставите меня | «актив района» | ||||
Девять месяцев | Дмитрий Дмитриевич | ||||
2007 | Игра слов. Переводчица олигарха | Сергей Юрьевич Баталов, отец Ирины | |||
судебный пристав | |||||
Джоконда на асфальте | синьор Ванутти | ||||
2008 | Отцы и дети | ||||
Домовой | издатель | ||||
Золото Трои | Умберто Фантоцци | ||||
Плюс один | мужчина у ларька | ||||
2009 | Однажды я проснусь | эпизод | |||
2010 | Смерть в пенсне, или Наш Чехов | Хорхе | |||
Утомлённые солнцем 2: Предстояние | Игорь, партийный функционер | ||||
Человек с бульвара Капуцинок | строитель-философ | ||||
Лиговка | «Филателист», хозяин магазина | ||||
Новогодний детектив | Пал Палыч, управляющий банком | ||||
Слон | Петрович, ветеринар | ||||
Поцелуй сквозь стену | Ярило Ольгович Карташов, маг-шарлатан | ||||
2011 | Криминальные обстоятельства | Николай Павлович | |||
Московский декамерон | художник по костюмам | ||||
2013 | Ку! Кин-дза-дза | робот Абрадокс (озвучивание) | |||
Собачий рай | Борис | ||||
Косухи | Илья Артёмович | ||||
Пётр Лещенко. Всё, что было… | Поль, парижский бармен | ||||
Шерлок Холмс | редактор | ||||
2014 | Солнечный удар | фотограф | |||
2015 | Без границ | фотограф | |||
Точки опоры | Яков Моисеевич, антиквар | ||||
2016 | Жили-были мы | дед Данила | |||
Герой | Лев Эмануилович Чиж, посредник | ||||
Бедные люди | Павел Шорохов, издатель | ||||
2017 | Собибор | ||||
2018 | Дипломат | Стасик Липкин | |||
Оппозиционер | эпизод | ||||
2020 | Про Лёлю и Миньку | тряпичник |
Личная жизнь
Александр Артемович был женат дважды. Первая супруга Марина Лебешева, родная сестра кинооператора Павла Лебешева, работала ассистентом режиссера. Их отношения сложились в ранней молодости. Влюбленные поженились и счастливо прожили 3 года, до скоропостижной смерти Марины. Когда супруга умерла, Адабашьяна не было рядом — художник работал на съемочной площадке картины «Раба любви». Совместные фото пары в открытом доступе не сохранились.
Александр Адабашьян с женой Екатериной Шадриной
Спустя время в личной жизни артиста наметились изменения. Со второй женой Екатериной Шадриной, ассистентом художника, Адабашьян вместе до сих пор. Актер, художник и режиссер считает себя счастливым отцом и дедом — у Адабашьяна две дочери, Екатерина и Александра.
Художник ненавидит тусовки и говорит, что отстал от жизни. Праздники Александр Адабашьян проводит в кругу семьи и близких друзей на даче в Загорянке. Говорит, что с его командой не соскучишься, а Загорянку любит потому, что зимой там можно ходить в валенках и жить настоящей жизнью дачника.
Армия
В армию Александра Артемовича забрали со студенческой скамьи, в 1964-м. Адабашьян поступил в армейскую школу сержантов при части (город Кунгур, находящийся под Пермью). Однако его талант художника не остался незамеченным, заканчивал службу Адабашьян при штабе военного корпуса в городе Бологое.
Отдав армии три года жизни, Александр Адабашьян успел примерить погоны артиллериста, танкиста и ракетчика. Причем, находясь в ракетных войсках, он обнаружил, что отлично разбирается в электронике.
Демобилизовался Адабашьян в 1967 году, сразу же вернувшись на 2-й курс Строгановки. Откуда и уходил служить Родине.
Строгановское училище и кино
Кино ворвалось в жизнь Александра Артемовича во время прохождения обязательной летней практики, в конце 4-го курса, в лице его друга детства – Никиты Сергеевича Михалкова. Никита Сергеевич привлек друга к работе в своей дипломной картине – «Спокойный день в конце войны», которую Михалков успешно представил, защитив диплом в 1970-м.
Тогда же, в 1970, Адабашьян начинает работать вместе с А. Родионовым в известном фильме «Петрухина фамилия» как художник.
В 1971 году Александр Артемович заканчивает факультет художественной обработки и конструирования металлов и получает долгожданный диплом Строгановки.
Однако с легкой руки Михалкова кино уже прочно вошло в жизнь Адабашьяна. В 1972 году он уезжает на съемки документального фильма, посвященного теме промышленной кооперации, на этом проекте Александр Артемович осваивает новую специальность – оператора, для этого он устраивается ассистентом и находит нового друга – оператора Павла Лебешева. Дружба вышла очень близкой, участвуя в разных проектах, они вместе объехали пол-России и Прибалтику.
Личная жизнь
Как правило, помимо творчества, поклонников интересует абсолютно все о своем кумире. Женат ли Александр Адабашьян, рост, вес, количество детей и любовниц и т. п.
Так вот, рост Александра Артемовича – 163 см. Что же касается личной жизни, то он – консерватор. Пережив трагическую смерть первой жены, Марины Лебешевой, вновь женился на Екатерине Шадриной, с которой счастлив и по сей день Александр Адабашьян. Фото с женой, детьми вы можете увидеть в статье.
Адабашьян – не тусовщик и не гуляка, у него крепкий дом, полный семейных традиций и обязательных праздников.
Александр Артемович – счастливый отец двух дочерей и дед шести внуков, причем старшая дочь, Александра, с блеском закончила МГУ, филологический факультет, греко-византийское отделение, а младшая Екатерина пошла по стопам матери.
Адабашьян не затворник, наоборот, в его доме всегда полно гостей, как друзей детства, так и просто коллег и знакомых, а посиделки и споры «за чашкой чаю» часто заходят за полночь.
Конечно же, по всем законам жанра, у семьи Адабашьянов есть дача. Дом находится в Загорянке, Александр Артемович очень любит проводить там время.
Он не любит телевидение, не критикует его, просто находит неинтересным. Любит по много раз перечитывать какую-либо книгу, ходить по даче в валенках и готовить для друзей мясо.
Как сам Александр Артемович о себе говорит – «отстал от времени, сошел на промежуточной станции и застрял там».
Перечисление регалий этого великого человека займет не один час, последняя из его наград – это «Золотой орел», полученный за лучшую работу художника-постановщика (фильм «Жили-были мы») в текущем 2017 году.
Сам же Александр Артемович выделяет из всего звание заслуженного художника РСФСР (1983), заслуженного деятеля культуры (2016) и, конечно же, лучший дебют («Мадо: До востребования») на фестивале «Сезар» в 1991 году.
Александр Адабашьян о себе
Александр Артёмович признается, что режиссером себя не считает. По своему призванию он – художник. Но и здесь особым талантом он себя не признает. Адабашьян полагает, что ему присущи средние способности. Во многом заниматься творчеством на высоком уровне Александру помогли встречи с подлинными мастерами своего дела.
О своей политической позиции Адабашьян заявил, подписав в марте 2014 года обращение ряда авторитетных деятелей культуры России в поддержку политики Владимира Путина в Крыму и на Украине.
Александр Артёмович был дважды женат. Первой его супругой стала Марина Лебешева. Вторая жена кинодеятеля – Екатерина Шадрина. Дочь Адабашьяна, Александра, окончила филологический факультет. У Адабашьяна есть внучка Катя.
Герой, достойный Шекспира
Сергей Грачёв, «АиФ»: — Александр Артёмович, для вас лично это больше фильм-напоминание или, учитывая, что история никого ничему не учит, картина о силе человеческого духа?
Александр Адабашьян: — Когда мы писали сценарий, нас интересовала прежде всего уникальная личность Печерского, который возглавил единственное в истории успешное восстание в нацистских лагерях смерти. А меня лично удивил факт, что до войны Печерский был режиссёром самодеятельного ростовского театра. Это сочетание сильного творческого начала, невероятного мужества и смелости, граничащей с отчаянностью, делает его фигуру уникальной и глубокой. Печерский прекрасно понимал: выход из лагеря для него — только через трубу крематория, что его крайне не устраивало. Но он был одержим идеей не просто бежать и захватить с собой как можно больше народа, но непременно отомстить.
Получается герой шекспировского масштаба. Он не просто сам избежал, казалось бы, неминуемой смерти, но и спас людей, которые уже сдались. Которые говорили, что это их судьба и никаких попыток к освобождению предпринимать не стоит, поскольку это повлечёт за собой моментальную гибель всех.
А что касается вопроса, является ли фильм неким напоминанием, важно, что это не только и не столько напоминание о страшных страницах истории, сколько память о людях, которые умудрялись противостоять безжалостной машине смерти даже тогда, когда никаких шансов на успех, казалось бы, не было и быть не могло. Он победил Собибор
Как лагерь смерти поверил в силу и любовь Печёрского
Подробнее
Он победил Собибор. Как лагерь смерти поверил в силу и любовь Печёрского
Подробнее
— Глубоко погружаясь в подобный исторический материал, волей-неволей начинаешь размышлять не столько о природе войн, сколько о природе человека и об абсолютной условности понятий «добро» и «зло».
— Вы совершенно правы. Начинаешь копаться в подобных вещах и понимаешь, что никаких рамок, границ дозволенного и недозволенного, оказывается, не существует. Дна нет! Возьмите для примера даже не фашистскую Германию, а, скажем, наполеоновскую Францию. Тогда не было Интернета, телевидения. И что должно было перещёлкнуть в мозгах мирных французов, чтобы они побросали свои уютные домики, схватили ружья и в след за маленьким чертолюбцем побежали нести «истинные ценности», попутно грабя и убивая несогласных по всей Европе? Эпидемия зла, войн, нечеловеческой агрессии и жестокости каждый раз вспыхивает каким-то непостижимым образом, после чего таким же непонятным образом угасает. Ну как можно объяснить, что в один момент сотни тысяч некогда мирных, вполне воспитанных граждан превращаются в маньяков, в каких-то «чикатил»? Но если Чикатило получал извращённое удовольствие от мучений и убийств, то большинство нацистов к тем же самым вещам относились как к рутинной работе. До войны они ходили в свои конторы, вставали за прилавки магазинов. По выходным многие посещали церковь, собирались за семейными обедами. Всем им в детстве читали сказки о добрых феях, объясняли, что такое хорошо и что такое плохо. И вдруг эти люди в массовом порядке превращаются в животных. Это в голове не укладывается!
Статья по теме
Александр Адабашьян: Выросло поколение учителей, на которых сэкономили
Последние статьи
-
Какую хитрость придумала актриса Светлана Антонова, чтобы помочь сестре изменить жизнь сегодня, 17:58 -
Ювелир-экспериментатор создаёт украшения поразительно похожие на живые растения сегодня, 16:21 -
Как живётся в самом холодном месте Северного полюса: морозы -70 и долгожители, которым перевалило за 100 лет сегодня, 13:54 -
Кто из 10 актрис лучше воплотил в кино образ принцессы Дианы сегодня, 11:55 -
Как продавали Белый дом, Эйфелеву башню и другие хитроумные аферы в сфере недвижимости сегодня, 10:38 -
Из-за чего Нина Русланова устроила драку с Кларой Лучко, кто носил её на руках вместе с машиной и другие интересные факты со съёмочных площадок сегодня, 09:00 -
Озеро кока-колы, водоем эльфов, гора Гамбургер: Реальные места на планете или выдумки людей 21.11.2021, 23:35 -
Кто такая «токсичная леди», или Почему амбре от тела американки Глории Рамирес валило людей наповал 21.11.2021, 22:13 -
В Териберке на крайнем Севере появился арт-объект из лодок, который местные жители не оценили 21.11.2021, 20:06 -
Как жареный петух помешал князю из богатейшего рода Радзивиллов стать депутатом Сейма 21.11.2021, 17:56
Все статьи