Роман грибков — биография, новости, личная жизнь

Непростой характер

Наши мамы и бабушки без всяких подсказок интернета смогут ответить, кто такой Алексей Грибов. Фото актера в советское время часто встречалось в журналах, газетах или на киноафишах. В СССР люди привыкли относиться к гильдии актеров как к небожителям, про них писали только хорошее, они всегда лучезарно улыбались с экранов телевизоров. Но прежде всего это были просто люди, со своими переживаниями, проблемами и чудачествами.

Многие, кто работал с Грибовым, отмечают его непростой характер, еще Немирович-Данченко говорил, что как актер — он гениален, а вот как человек — непонятно. По воспоминаниям его сына, Алексей Николаевич иногда отличался нетерпимостью, мог быть жесток по отношению к коллегам или даже в семье. Театр занимал его полностью, единственное, что еще интересовало Грибова — это машины, черта, унаследованная от отца и деда. Зачастую был неудержим и азартен, и даже играл на конных бегах, и не всегда удачно для себя.

Еще одна тяжелая черта, доставшаяся от отца — запои. По воспоминаниям родственников, иногда алкоголь завладевал им на несколько дней, но Грибов всегда находил силы вернуться в нормально состояние. Однажды даже такое увлечение спиртным помогло ему найти свою любовь.

Вообще, личная жизнь Алексея Грибова не всем известна, было в ней что-то трагическое. Так, в самом начале войны на улице актер случайно встретил жену своего учителя Барановского, ее муж умер, и она не знала, куда идти и как питаться. Грибов неожиданно женился на женщине гораздо старше себя, поступок странный, если не учитывать, что в то тяжелое и голодное время благодаря такому браку у Барановской появилась возможность получать карточки на питание за Алексея Николаевича.

Со второй женой, красавицей Изольдой Апинь, он встретился уже после войны, и очень скоро у них родился сын, но два сложных характера не смогли существовать долго вместе, и они расстались.

Алексей Грибов, личная жизнь которого с самого начала не была простой, свое последнее счастье нашел уже позже, именно тогда, когда лежал дома, опустошённый после очередного запоя, а из театра приехала машина с очаровательной помощницей режиссера — Натальей Валандиной. Непросто начались отношения этих двух людей. Но все же она стала его третьей женой, выхаживала артиста после тяжелого инсульта и оставалась с актером до конца.

Детство и юность

Роман Владимирович Грибков появился на свет 28 октября 1972 года. Отец был военным, поэтому ранние годы биографии сына прошли на Байконуре. После школы юноша не сразу определился с выбором специальности. Сначала он хотел быть полярником, поэтому подал документы в арктическое училище, расположенное в Ленинграде. Затем решил работать в горной промышленности и перешел в другой вуз.

В итоге парень нашел призвание в театральном искусстве. Он получил образование в «Школе русской драмы», где учился под руководством Игоря Горбачева, который стал для него примером для подражания в актерском мастерстве.

Память актёра

Алексей Грибов, фильмография и театральные работы которого могут послужить примером для любого современного актера, учился у самого Станиславского и Немировича-Данченко и стал настоящим мэтром сцены. Его герои никогда не были проходными или случайными, каждый нес свою философию, был личностью.

Так, редкость для талантливого человека — быть признанным при жизни, Алексею Грибову в этом смысле повезло, он был любим народом, имел десятки премий и заслужил признание коллег по цеху.

Соответствующие почести актёру воздали и после смерти. Могила Алексея Грибова расположена на Новодевьичем кладбище, любой желающий может почтить здесь память знаменитого актера. В Москве на доме, где когда-то жил артист, установлена мемориальная доска.

Зарождение интереса к театру

Благодаря работе отца Алексей часто ездил с ним и его хозяином фон Кнопом за город. Неподалеку от имения находился летний театр, куда мальчик убегал и отдыхал от скуки и рутины родного дома. Там он впервые увидел игру актеров в спектакле «Дети Ванюшина» и, конечно же, влюбился в театр. Поддерживать его интерес помогали и две его тетушки, которые на большие праздники дарили племяннику билеты в театр. Так, актер позже с умиленьем вспоминал случай, когда он попал на показ пьесы «Снегурочка», но не смог досидеть до конца, и позже очень жалел, что не увидел, как тает снежная девочка. Алексей Грибов не довольствовался только лишь просмотром театральных постановок, а ставил сказки и маленькие сценки даже дома с сестрой.

Первая мировая война не обошла стороной и семью будущего актера. Отца призвали на фронт, а шестнадцатилетний Алексей вынужден был пойти на фабрику. Тяжелый труд по 12 часов в день не испугал подростка, он не переставал работать даже после революции, когда фабрика перешла в руки большевиков и вернулся с фронта отец. Более того, Алеша еще успевал участвовать в самодеятельности в клубе молодежи. Наверное, тогда он еще до конца понимал, что театр — это его призвание, но именно здесь, в этой актерской школе он встречает своего будущего наставника, давшего Грибову большой толчок в жизнь.

Группа «Грибы» сейчас

25 августа 2017 года Юрий Бардаш на выступлении в Одессе сообщил, что 31 декабря 2017 года группа «Грибы» закончит свою концертную деятельность. До 2018 года у ребят было запланировано 15 концертов, в том числе в Москве, Берлине, Лондоне, Минске. Этот тур был приурочен к выходу нового альбома. К слову, альбом так и не увидел свет.

Группа «Грибы» в 2017 году

Но в конце ноября «Грибы» отменили сначала концерты в Минске, затем в Киеве, в итоге из всех запланированных на конец года выступлений состоялось всего два – в Санкт-Петербурге и в Варшаве. Разумеется, после таких новостей стали поговаривать о распаде группы. Но официального подтверждения этой информации нет.

Разумеется, поклонники коллектива отказываются верить в это, ведь «Грибы» сейчас на пике популярности. Но в Сети появилась информация, что, возможно, причиной роспуска группы стал новый проект Юрия Бардаша – «Бамбинтон».

«Грибы» молчат, не только не комментируют сложившуюся ситуацию, но и не выпускают новых песен. Правда, Симптом НЖН продолжает творить, не так давно записал сольную работу под названием «Заново найти». Разумеется, это далеко не первая его работа вне коллектива. В конце 2016 года рэпер записал трек «Люби меня» совместно с MiyaGi & Эндшпиль. В феврале 2017 выпустил трек «Гёрл» при участии израильских музыкантов iZReaL.

Начало актерской карьеры

Очень сложно даже талантливому человеку своевременно найти себя и свое призвание. Повезет тому, кто сможет встретить хорошего наставника, того, кто направит тебя в нужно русло. В этом смысле Грибову очень повезло, он попал в учебное учреждение, основателем которого был успешный юрист Вячеслав Барановский. Тот содержал частную школу, где, помимо основного обучения, ставились спектакли по русской классике.

Барановский сразу разглядел в Алеше талантливого человека и принял активное участие в его жизни. Так, мальчик был вхож в семью юриста, Вячеслав Валерьянович занимался с ним по своей особой программе, учил актерскому мастерству и даже забрал юношу с каторжной работы на фабрике, устроив его у себя.

В школе-студии Барновского Алексей Грибов впервые играет значительную роль в пьесе «Бедность не порок», и с этого времени уже не видит жизни вне театра. Он с восторгом принимает знания от своего учителя, который, кстати, отнюдь не прочил любимому наставнику актерского пути. Здесь их дороги разошлись, Грибов решает поступать в МХАТ, тогда как Барановский ожидал, что тот будет заниматься наукой.

И Алексей не прогадал, далеко не сразу и очень непросто начиналась его творческая судьба, однако Грибов все же смог доказать, что он совершенно особый актер, с собственной неповторимой харизмой.

Список фильмов Алексей Грибов

1973

  • Село Степанчиково и его обитателиАктер (Фома Фомич Опискин) 
  • В мире басенАктер (озвучка; короткометражка) 
  • За все в ответеАктер 

1972

  • Рассказы старого моряка: АнтарктидаАктер (озвучка; короткометражка) 
  • Куда летишь, Витар?Актер (Филин, озвучка; короткометражка) 

1970

  • Самый главныйАктер (озвучка; короткометражка) 
  • Мой друг МартынАктер (озвучка; короткометражка) 
  • Дядя МишаАктер (Ёжик, озвучка; короткометражка) 
  • Быль-небылицаАктер (озвучка; короткометражка) 
  • Крушение империиАктер (Александр Филиппович) 
  • Любовь ЯроваяАктер (Кутов) 

1969

  • Возвращение с ОлимпаАктер (Нерей, озвучка; короткометражка) 
  • В стране невыученных уроковАктер (озвучка; короткометражка) 
  • Vozvrashchenie s OlimpaАктер (короткометражка) 
  • Если есть парусаАктер 
  • ВиринеяАктер (следователь) 

1967

  • Сказка о золотом петушкеАктер (Царь Дадон, озвучка) 
  • Песенка мышонкаАктер (озвучка; короткометражка) 
  • Татьянин деньАктер (распорядитель в цирке) 

1966

  • Происхождение видаАктер (читает текст, озвучка; короткометражка) 
  • Медвежонок и тот, кто живет в речкеАктер (озвучка; короткометражка) 
  • Начальник ЧукоткиАктер (Тимофей Иванович Храмов) 
  • Долгая счастливая жизньАктер: Хроника, В титрах не указан (Фирс, в титрах не указан) 

1964

  • Что такое теория относительностиАктер (короткометражка) 
  • Рогатый бастионАктер (Николай Сергеевич) 
  • Слепая птицаАктер (начальник поезда) 
  • Донская повестьАктер (Кузьмич, старый казак) 
  • Первый троллейбусАктер (вахтер) 

1962

  • Как рождаются тостыАктер (водопроводчик; короткометражка) 
  • Две сказкиАктер (озвучка; короткометражка) 
  • Семь нянекАктер (дед Лены) 
  • Взрослые детиАктер (Анатолий Кузьмич Королёв) 

1961

  • Муравьишка-хвастунишкаАктер (жук, озвучка; короткометражка) 
  • Впервые на аренеАктер (озвучка; короткометражка) 
  • Полосатый рейсАктер (капитан) 

1960

  • Слепой музыкантАктер (Фёдор Каниба) 
  • Алешкина любовьАктер (дед Зинки) 
  • Бессонная ночьАктер (Батавин) 
  • Мертвые душиАктер (Собакевич) 

1959

  • Песня о КольцовеАктер (Кашкин) 
  • День рожденияАктер (озвучка; короткометражка) 
  • Произведение искусстваАктер (Шашкин, актёр; короткометражка) 
  • Верные сердцаАктер 
  • Необыкновенное путешествие Мишки СтрекачеваАктер (машинист) 
  • Военная тайнаАктер (Федор Михайлович) 

1954

  • Царевна-лягушкаАктер (озвучка; короткометражка) 
  • Шведская спичкаАктер (Николай Ермолаевич Чудиков) 
  • Анна на шееАктер (Иван Иванович) 
  • Верные друзьяАктер (Виталий Григорьевич Нехода, начальник строительства) 

1952

  • КаштанкаАктер (озвучка; короткометражка) 
  • РевизорАктер (Осип) 
  • На днеАктер (Лука) 
  • Фанфан-Тюльпан / Fanfan la TulipeАктер: Дубляж 

1951

  • Ночь перед РождествомАктер (читает текст, озвучка) 
  • Спортивная честьАктер (Петр Семеновчи Гринько) 
  • Донецкие шахтерыАктер (Ворошилов) 

Театр

Дебютом молодого актера в театре стала роль в спектакле «Страна отцов» по пьесе драматурга Гусева-Оренбургского. Она была крошечной: его персонаж Фалалей появлялся на сцене всего пару раз, и то только для того, чтобы возбужденно выкрикивать отрывистые фразы. Грибов остался недоволен: он мечтал о серьезной работе, и игра в эпизодах его не устраивала.

Алексей Грибов в театре

Следующей ролью стал солидный адвокат Крэгс в «Битве жизни» по роману Чарльза Диккенса. Грибов подошел к ней творчески, добавив в образ свое видение и гротескные детали. На спектакле присутствовал Владимир Немирович-Данченко. Ему так понравилась работа молодых актеров, что он пригласил их к себе в Школу-студию МХАТ, а спектакль забрал в репертуар театра. Так определилась творческая судьба Алексея Грибова.

На сцене МХАТа он провел 56 лет и за это время сыграл в 60 спектаклях. Разумеется, начинать пришлось с массовки, но в 1925 году Грибову достались сразу 2 большие роли: антрепренер Пустославцев в постановке «Лев Гурыч Синичкин» и Василий в «Мальве» Грибоедова. В них артист постарался проявить свой талант по максимуму, и усилия не пропали даром – его перевели в основной состав.

Актер Алексей Грибов

Актера отличали неброская внешность и основательность, степенность поведения. Он рано начал играть возрастных персонажей: Хлынов в спектакле «Горячее сердце» по Островскому, отчаявшийся Чебутыкин в «Трех сестрах», ушлый коммерсант Достигаев в работе «Егор Булычов и другие». Последнего персонажа Грибов изобразил даже более надменным и хитрым, чем он был в пьесе. Прекрасно удался Алексею Николаевичу и Фома Опискин из «Села Степанчикова и его обитателей». Критики называли Грибова «мастером разнообразнейших вариантов русского национального характера».

Грибов глубоко чувствовал своих персонажей и умел добавлять к образам недостающие детали. Сам он рассказывал, что ему больше всего по душе герои «из народа»: смиренные крестьяне, грубоватые вояки, пожилые мудрецы.

Алексей Грибов

Чаще всего Алексей Николаевич участвовал в классических спектаклях, а вот роли современников или исторических персонажей доставались ему редко. Но все же и в этом направлении ему удалось создать галерею впечатляющих образов: несмотря на полное отсутствие внешнего сходства, он сыграл Ленина в «Кремлевских курантах», а также ученого Гошу Филиппова в комедии «Чудесный сплав» и Васю из пьесы «Квадратура круга».

В годы войны актер стал членом творческой фронтовой бригады и часто ездил в действующие части со спектаклями, а после Победы вернулся в родной театр. В 1949 году он получил роль Луки в постановке «На дне».

Алексей Грибов в спектакле «Земля»

С 1970 года Грибов сам стал преподавать в родной Школе-студии МХАТ. Студентам с таким учителем бывало непросто. Коллеги Алексея Николаевича, работавшие с ним на одной сцене или съемочной площадке, отмечали его нелегкий характер: он был горяч, неудержим и временами совершенно нетерпим к чужим ошибкам и промахам. Также друзья вспоминали, что Алексей Николаевич был азартен и в молодости любил делать ставки на конных бегах, а также имел проблемы с алкоголем, но со временем преодолел увлечение спиртным.

Последним спектаклем Грибова стало «Соло для часов с боем», вышедшее в 1974 году. Пронзительно грустная и тонкая постановка собрала почти все старшее поколение актеров МХАТа, которые, несмотря на годы, сыграли с юношеским задором.

Фильмы

Съемки Алексей Николаевич не считал особенно важным делом. Он жил театром, а кино было всего лишь дополнением к его работе, хотя в итоге фильмография актера получилась немаленькой. Дебютная роль досталась ему в 1935 году – это был комбат Горбунов в комедийной ленте «Горячие денечки».

Алексей Грибов (слева) в роли Клима Ворошилова

Позже он играл в основном в экранизациях отечественной классики и комедиях. Будучи внешне похожим на Ворошилова, Грибов сыграл его в 3-х фильмах – «Падении Берлина», «Донецких шахтерах» и «Клятве». В 1961 году артист исполнил в «Полосатом рейсе» роль капитана судна Василия Васильевича, а в 1968-м – директора фотоателье Кирилла Полотенцева в «Зигзаге удачи».

Алексей Грибов в фильме «Полосатый рейс»

Актер охотно озвучивал мультфильмы, с удовольствием продумывая характеры и интонации персонажей. Именно его голосом говорит автор в «Ночи перед рождеством», царь в «Коньке-Горбунке», дед Кондрат в «Царевне Лягушке».

В поздние годы он много работал на телевидении, снялся в фильмах «День за днем», «Отец», «Учитель словесности».

Избранная фильмография

  • Дни Красной Армии (1935) как Горбунов
  • Солдаты торфяного болота (1938) как Шульц
  • Человек в доспехах (1939) как Афанасий, слуга Беликова
  • Свадьба (1944) как Жигалов, отец невесты
  • Дуэль (1944) как комиссар
  • Без вины виноватым как Shmaga
  • Клятва (1946) как Климент Ворошилов
  • Падение Берлина (1949) как Климент Ворошилов
  • Смелые люди (1950) как Константин Сергеевич Воронов
  • Секретная миссия в роли генерала разведки
  • Донецкие горняки (1950) как Климент Ворошилов
  • Спортивная честь (1951) как Петр Гринько
  • Ночь перед Рождеством (1951) как рассказчик (голос)
  • Ревизор (1952) — Осип, слуга Хлестакова
  • Каштанка (1952) как месье Жорж (голос)
  • Таинственное открытие (1953) как Серванов
  • Крест Анны (1954) как Иван Иванович
  • Верные друзья (1954) как Виталий Григорьевич Нехода
  • Матч на безопасность (1954) в роли мирового судьи Николая Ермолаевича Чудикова
  • Сын (1954) как Сергей Иванович Кондратьев
  • как дедушка Кондрат (voice)
  • Двенадцать месяцев как Brother Январь (голос)
  • Мальчик гуттаперчи (1957) как Эдвардс
  • Мертвые души (1960) как Михаил Семенович Собакевич
  • Любовь Алешкиной (1960) как дед Зинки
  • Слепой музыкант (1960) как Федор Каниба
  • Полосатое путешествие (1961) как капитан Василий Васильевич
  • Взрослые дети (1961) как Анатолий Кузьмич Королев
  • Семь няней (1962) как дедушка Лены
  • Фитиль № 18, 66, 183 (1963, 1967, 1969) как Пал Палыч / Степан Петрович / Александр Семенов.
  • Дон Новелла (1964) как Кузьмич, старый казак
  • Глава Чукотки (1966) как Тимофей Иванович Храмов
  • (1967) как царь Додон (голос)
  • Зигзаг успеха (1968) как Полотенцев
  • День за днем (1971) как дядя Юра
  • Конек-Горбунок (1975) как Царь / рассказчик (голос)

Детство и юность

Алексей Николаевич Грибов родился 18 (31) января 1902 года в Москве, в Сокольниках. Его мать работала на табачной фабрике, а отец был водителем и достойно зарабатывал по меркам того времени. Когда Алеше было 3 года, он остался без матери – она скончалась от туберкулеза. Отец женился вновь, и семья быстро выросла – кроме Алексея и его сестры, в ней родились еще четверо детей.

Алексей Грибов в детстве

Маленький Алеша был очень привязан к деду Михаилу Ефимовичу, работавшему железнодорожником. На память о нем у Грибова осталась старинная икона Николая Угодника. Он не расставался с ней до конца жизни и даже на гастроли всегда возил с собой.

В 1916 году отца забрали на войну, и Алексей остался старшим мужчиной в семье. Ему пришлось пойти на работу на шелкоткацкую фабрику. Труд был физически тяжелым, смены – длинными, но Грибов не бросал школу. В подростковые годы он встретил учителя В. В. Барановского, который разглядел в мальчике актерский талант и помог ему поступить в студию имени Горького.

Особый типаж

Настоящий актер никогда не выходит на сцену, как на работу, были в истории нашей страны такие таланты, которые буквально жили на сцене и все свои личные трагедии переплетали с конфликтом произведения.

Алексей Грибов почти сорок лет играл недотепу Чебутыкина из пьесы А. П. Чехова «Три сестры», это была его роль, каждый раз выстраданная и вывернутая наизнанку. Ведь внешность, по сути, не позволила бы ему играть героев-любовников или аристократов. Небольшого роста, коренастый, с широким лицом и несколько раздавшейся фигурой. Комичная внешность компенсировалась трагизмом содержания. Каждая роль была разной, но он всегда оставался один и тот же — Алексей Грибов. Фильмы, спектакли с его участием никогда не оставались незамеченными.

Даже его мужики, рабочие, слуги выделялись на сцене, сначала фигурой, потом игрой. А уж его комедийные персонажи в кино мало кто вспомнит без улыбки на лице. Фильмография Грибова Алексея насчитывает более 60 картин, даже в сложное время расцвета социалистической идеологии, когда правила игры для актера диктовала сама партия, ему удавалось привносить самобытность в своего героя, отделить его от массы.

Это был поистине народный характер, это отмечали и критики, и элита, и простой зритель. Недаром у Грибова множество наград и Государственных премий. Даже гастролируя за границей с труппой МХАТа, он оставался русским с головы до ног, зарубежные знатоки кино даже назвали его советским Жаном Гобеном.

Работа в МХАТе

Совсем не сразу достиг своей цели Алексей Грибов, биография его богата и неудачами. Увидев спектакль «На дне» по одноименной пьесе М. Горького на сцене МХАТа, постановщиками которого в то время были прославленные Немирович-Данченко и Станиславский, будущий актёр просто сошел с ума от обуревающей его гаммы чувств. Он видел себя только там, среди великих талантов. Однако первые три попытки поступить в институт не увенчались успехом. Грибов не отчаивался, и благодаря своему упорству не просто попал в ряды актеров этого театра, но и первой же своей ролью он в постановке «Битва жизни» заслужил похвалу самого мэтра Станиславского. Тот назвал его настоящим народным талантом. Правда, наставник увидел в Грибове именно талант комедийного актера, тогда как последний мечтал о драме и высоких чувствах.

Первые несколько лет Алексей играл преимущественно эпизодические роли, но даже небольшому выходу на сцену предшествовала серьезная подготовка. Продержаться все это время Грибову помогала безоговорочная любовь к театру.

В тот период МХАТ был буквально переполнен гениями сцены — Б. Ливанов, Н. Хмелев, В. Качалов. Начинающий актер долго находился лишь в массовке позади признанных авторитетов. Все изменилось в 30-е годы, когда молодое поколение МХАТа постепенно выходило из тени, и Алексею Грибову доверяют уже значимые роли. Так, он играет фактурного Собакевича из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, Чебутырина в «Три сестры» А. П. Чехова.

На него не обрушивалась баснословная слава, его путь скорее напоминал постепенное восхождение, Алексей Грибов действительно переживал каждую свою роль, в театре его ценили и признавали незаурядный талант. Подтверждение тому пришло несколько позже, когда ему доверили играть самого Ленина, привилегия только избранных и очень удавшихся актеров. Его вождь разительно отличался от предыдущих, несколько очеловеченный, не небожитель.

На одном из спектаклей в зрительном зале оказался бывший наставник Барановский, он был восхищен игрой Грибова, состоялось примирение, и Алексей, как и раньше, стал часто бывать в доме старого друга.

биография

Алексей и его сестра родились в Москве в семье рабочего. Его мать работала в табачной компании; она умерла от туберкулеза, когда ему было четыре года. Его дед по отцовской линии был крепостным , переехал в Москву из Лотошинской волости после реформы Освобождения 1861 года и стал машинистом. Его отец Николай Михайлович Грибов был водителем, который сопровождал московскую элиту, такую ​​как Николай фон Мек ; после смерти жены женился на другой женщине, родившей троих детей, и в 1916 году уехал на фронт . Чтобы прокормить семью, Алексею пришлось стать заводским рабочим.

В 1919 году поступил в вечернюю школу, а в 1921 году — в студию 3-го МХАТ (ныне Театр Вахтангова). По окончании учебы в 1924 году он поступил в труппу театра, где прослужил остальные 50 лет. Его актерское мастерство высоко оценил Константин Станиславский .

Среди его ярких постановок — Собакевич из спектакля « Мертвые души» 1934 года , Хлынов из «Пылающего сердца» (1938), Иван Чебутыкин из « Трех сестер» (1940), Глоба из « Русских людей» Константина Симонова (1943), Епиходов и Фирс из двух. различные адаптации «Вишневого сада» (1944 и 1958), Луки из «Глубин» (1948) и Фомы Опискина из деревни Степанчиково (1970). Он также был первым актером МАТ, сыгравшим Владимира Ленина в пьесе Николая ПогодинаКремлевские куранты», за которую он получил свою первую Сталинскую премию.

С 1935 года он также снимается в кино. Его знаменитые спектакли включают в основном характерные комедийные роли, такие как отец невесты из «Свадьбы» (1944), дрессировщик из « Храбрых людей» (1950), который принес ему еще одну Сталинскую премию, бюрократ Нехода из « Настоящих друзей» (1954), капитан дальнего плавания из « Верных друзей» (1954). Полосатая поездка (1961), тесть из « Взрослых детей» (1961), старый таможенник из «Главы Чукотки» (1966) и руководитель фотостудии из « Зигзага успеха» (1968). Также он много озвучивал в Союзмультфильме .

В годы Великой Отечественной войны Грибов и другие артисты регулярно бывали на передовой со спектаклями, за что был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» . В 1944 году вступил в Коммунистическую партию . Преподавал актерское мастерство в Школе-студии МХАТ , в 1970 году получил звание профессора.

В 1974 году он пережил тяжелый инсульт во время выступления в « Трех сестрах», ставшем его последним выступлением на сцене. Ему пришлось снова научиться говорить и ходить, и, наконец, он начал обучать студентов, но его здоровье пошатнулось. Алексей Грибов скончался в 1977 году и похоронен на Новодевичьем кладбище .

Последний спектакль

Алексей Грибов — актер действительно любимый и по-настоящему народный, все свои силы и здоровье он оставил там, на сцене. На гастролях любимого театра в Ленинграде еще до спектакля артисту стало плохо. Он уже предчувствовал беду и даже поделился своими переживаниями с коллегами, но к врачу не обратился и вместе со всеми вышел на сцену. Это была та самая значимая роль Чебутыкина, он мужественно пытался продолжать играть, но вскоре не смог говорить. Представление прервали, но актер вновь вышел на сцену! По недосмотру или упрямству организаторов спектакль не прекратили, и медики смогли оказать помощь Алексею Николаевичу только спустя несколько часов, когда уже стало очевидно, что организм не сможет восстановиться после тяжелейшего инсульта.

Трудно вообразить, как сложно было артисту вдруг оказаться запертым в своем теле и не иметь возможности заниматься любимым делом. Но в Москве он смог немного восстановиться и даже стал преподавать в школе-студии МХАТа. Алексей Грибов, фильмы и роли в театре которого внесли большой вклад в советский кинематограф, умер 26 ноября 1977 года тихо, перед телевизором, среди близких.

Интересные эпизоды

Чтобы перечислить все театральные работы и фильмы с участием Алексея Грибова, понадобится немало времени. Он был по-настоящему трудоголиком. Особенно это его качество ценила Екатерина Фурцева — министр культуры СССР, она даже предлагала ему возглавить МХАТ, от чего актер отказался, подчеркнув, что каждый должен заниматься своим делом.

Примечательно, что Грибов — единственный, кто после Николая Симонова удостоен звания Герой Социалистического Труда, в те времена это была огромная привилегия. Но даже все заслуги не спасали от вездесущей экономии государства. Алексей Николаевич в месяц мог играть спектаклей куда больше уставной нормы, что однажды сильно взбудоражило и рассердило проверяющую комиссию. Они нашли выход — просто распорядились отказать ему в некоторых работах.

Грибов никогда не боялся маленьких ролей, их в его активе было предостаточно, если он чувствовал, что из этого может получиться что-то необычно и значимое — брался за роль. Не пугали его и трудности съемок. Так, в фильме «Смелые люди» он так увлекся игрой, что чуть не свалился с лошади в пропасть.

Вообще, это был актер высшей лиги, с удивительной трудоспособностью и умением показывать на сцене по-настоящему народный характер.

ГРИ́БОВ Алек­сей Ни­ко­лае­вич , рос. ак­тёр, нар. арт. СССР (1948), Ге­рой Соц. Тру­да (1972). В 1922 был при­нят в Дра­ма­тич. сту­дию им. М. Горь­ко­го, в том же го­ду по­ки­нул её и по­сту­пил в 3-ю Сту­дию МХАТ (Вах­тан­гов­скую). С 1924 в труп­пе МХАТ; де­бю­ти­ро­вал на Ма­лой сце­не в ро­ли Крэг­са («Бит­ва жиз­ни» по Ч. Дик­кен­су), за­слу­жив по­ло­жит. оцен­ку К. С. Ста­ни­слав­ско­го. Иск-во Г. – сплав мха­тов­ской дос­то­вер­но­сти и пре­дель­ной про­сто­ты с яр­чай­шей вы­ра­зи­тель­но­стью, ост­ро­той фор­мы, при­су­щей шко­ле Е. Б. Вах­тан­го­ва; оно с наи­боль­шей пол­но­той про­яви­лось в ро­лях Лев­ши­на («Вра­ги» М. Горь­ко­го), Фро­ла Бае­ва («Зем­ля» Н. Е. Вир­ты), Гло­бы («Рус­ские лю­ди» К. М. Си­мо­но­ва), 1-го му­жи­ка («Пло­ды про­све­ще­ния» Л. Н. Тол­сто­го; Гос. пр. СССР, 1952), Не­пря­хи­на («Зо­ло­тая ка­ре­та» Л. М. Ле­о­но­ва) и др. В то же вре­мя «ве­ли­ко­леп­ная гри­бов­ская про­сто­та» (по оп­ре­де­ле­нию Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко) по­зво­ля­ла ак­тё­ру быть ор­га­нич­ным как в гро­те­ско­вых, экс­цен­трич. об­раз­ах – Хлы­нов («Го­ря­чее сер?

Путь в кинематограф

Фильмы Алексея Грибова известны всем, кто старше 30-40 лет. Да и молодежь, если и не слышала имени актера, сможет без труда узнать его знаменитые роли. В кино он начал сниматься в середине 30-х годов, на первых порах так же, как и в театре, Грибову доставались незначительные и маленькие роли

Но очень скоро фактурная внешность и большой талант актера обратили на себя внимание режиссеров

Сам Грибов не придавал своему участию в фильмах такого уж большого значения, театр был и оставался его единственной любовью всю жизнь. А широкий зритель узнал об Алексее Николаевиче именно с экранов телевизора.

Удивительно, но ему доставались с одинаковым постоянством роли как примерных героев, так и людей с мелкой душонкой, бюрократов или завистников. Он не стал заложником одного образа, оттого, наверное, так полюбился всему народу.

В 1939 г. Алексей Грибов сыграл немецкого подпольщика, а в конце 40-х кинозрители увидели его в образе Ворошилова. Еще в первые его годы работы в МХАТе Станиславский предрек ему амплуа комедийного актера, это пророчество вполне оправдалось. Любимые и всем знакомые персонажи из фильма «Шведская спичка», незабвенный начальник строительства Нехода из «Верные друзья» или капитан корабля из картины «Полосатый рейс» — все это работы Алексей Грибова.

Особенно хорошо удавались ему трагикомические роли. В фильме В. Азарова «Взрослые дети» поднимались вечные проблемы непонимания разных поколений. Но одна роль стала особенной для Алексея Николаевича, любой при упоминании его имени сразу вспомнит хитренького Тимофея Храмова из кинокартины «Начальник Чукотки» и его знаменитые изречения.

Все фильмы Алексея Грибова несут положительные эмоции, даже отрицательные персонажи поданы зрителю так, что не оставят равнодушными к переживаниям героя ни одного человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector