Алиса фрейндлих: 3 служебных романа
Содержание:
Биография Алисы Фрейндлих
Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 г. в Ленинграде. Ее отец, Бруно Фрейндлих, был выходцем из потомственной семьи стеклодувов. Однако он не смог овладеть данной профессией, поскольку имел слабые легкие. Вместо этого он решил стать актером.
Мать Алисы, Ксения Федоровна, также была творческой личностью. В юные годы она активно участвовала в разных районных концертах.
Позже она начала посещать драматические курсы в Ленинграде, на которых познакомилась со своим будущим супругом.
Детство и юность
Семья Фрейндлих проживала в доме на Исаакиевской площади, в котором позже родилась Алиса. Еще в раннем детстве у девочки наблюдались разные творческие наклонности.
Алиса Фрейндлих в детстве и в молодости
Поскольку она росла в семье артистов, ее часто брали в театр. Алисе настолько нравилась сцена и окружающая ее обстановка, что, даже придя домой, она продолжала «играть в театр».
Для этого она надевала на себя платья матери, стараясь перевоплотиться в ту или иную героиню.
Незадолго до начала Второй мировой войны ее родители расстались. По обоюдному согласию девочка осталась жить вместе с мамой. Позже некоторые родственники Алисы Фрейндлих по отцу подверглись арестам и репрессиям.
В 1941 г., накануне блокады Ленинграда, Алиса Фрейндлих пошла в 1-й класс. В своих интервью она неоднократно рассказывала о тех событиях, которые ей пришлось пережить в детские годы.
Однажды Алиса Бруновна призналась, что выжила в блокаде лишь благодаря усилиям бабушки, которая рационально распределяла запасы продовольствия.
После войны Алиса с мамой переехала в Эстонию. Однако через три года они вернулась обратно в Ленинград, где жил родной отец Алисы, но уже с новой супругой.
Интересен факт, что мама никогда не запрещала Алисе видеться с отцом, и даже наоборот, всячески поощряла ее. Однако вторая жена Бруно Фрейндлиха запретила ему общаться с родной дочкой, поэтому они практически не виделись.
Учась в школе, Алиса посещала театральный кружок. С каждым днем она все больше и отчетливее понимала, что ее будущее будет в театре, и раскрыть свой творческий потенциал она сможет только в качестве артистки.
После школы Алиса Фрейндлих успешно поступила в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского (см. интересные факты об Островском). Это стало определяющим событием в ее биографии.
Мужья Фрейндлих
На втором курсе института в личной жизни Алисы Фрейндлих произошли перемены. Ее первым мужем стал студент Владимир Карасев, который учился с девушкой в одной группе. Получив диплом, молодая актриса решила развестись со своим супругом.
Алиса Фрейндлих со своим первым мужем Владимиром Карасевым
В 1961 году новым мужем Алисы Фрейндлих стал художественный руководитель и главный режиссер Театра им. Ленсовета Игорь Владимиров. Между супругами была шестнадцатилетняя разница в возрасте. Личная жизнь Фрейндлих положительно повлияла на развитие ее актерской карьеры. Влиятельный муж превратил Алису в театральную приму и задействовал жену в главных ролях большинства спектаклей Театра им. Ленсовета.
Игорь Владимиров и Алиса Фрейндлих
В начале восьмидесятых годов Алиса Бруновна развелась с супругом, который ей изменял и страдал от алкоголизма. Ходили слухи, что пара развелась по инициативе Игоря Петровича, прочитавшего в одной из газет материал, вышедший под заголовком «Театр одной актрисы».
Бывший муж Алисы Бруновны перебрался жить в гостиницу, а его жена с дочерью остались в квартире, полученной худруком Театра им. Ленсовета еще до их брака. Впоследствии Владимиров долго болел и умер в конце девяностых. В 2002 году ушел из жизни отец Алисы Фрейндлих.
Алиса Фрейндлих с отцом
В личной жизни актрисы после ее развода с Игорем Владимировым появился молодой артист Театра им. Ленсовета Юрий Соловей, который увлекался рисованием картин. Алиса Бруновна стала его женой и прожила со своим мужем до 1990 года, после чего они развелись.
Актриса попросила «высоких начальников» выделить своему бывшему мужу жилье, так как он оказался бездомным.
Алиса Фрейндлих со своим мужем Юрием Соловьем
Следующей женой Юрия стала его коллега из Театра им. Ленсовета Римма Шибаева. Одно время они жили в Израиле, а потом поселились в Германии.
Театральная жизнь
Став дипломированной актрисой, Алиса начала работать в Драмтеатре им. Комиссаржевской. Начинающей актрисе пришлось несладко, ведь она могла играть только те роли, которые были не по душе примам этого театра. В дальнейшем Фрейндлих вспоминала свою работу в Драмтеатре с большой благодарностью, поскольку смогла пройти отличную школу жизни, закалить свой характер.
В 1961 году, набравшись необходимого опыта, Алиса перешла в знаменитый театр им. Ленсовета. Именно здесь талант миниатюрной (Рост Алисы Фрейндлих составляет всего лишь 153 см) актрисы был замечен и оценен по достоинству.
Личная жизнь
В первые годы работы в ТРАМе Бруно Фрейндлих познакомился с юной актрисой Ксенией Федоровой. Молодые люди, увлеченные театром, полюбили друг друга и вскоре поженились. В декабре 1934 года у пары родилась дочь Алиса. Когда девочке было всего 7 лет, Бруно Артурович уехал на гастроли и был вынужден остаться в Средней Азии из-за начала войны. Его отсутствие в некоторой степени спасло Алису и ее маму, так как из-за отсутствия отца и мужа их не стали арестовывать, тем более что в графе «Национальность» у девочки по настоянию матери с рождения было написано «русская». Однако пока дочь и жена были вынуждены переносить тяготы жизни в осажденном городе, Бруно Фрейндлих нашел новую любовь. Вскоре женщина, которая стала его верной подругой до конца жизни, родила девочку Ирину. После возвращения в Ленинград актер не вернулся в первую семью. Однако Алиса тянулась к любимому папе, а ее мама, несмотря на обиду, нанесенную бывшим мужем, не препятствовала встречам отца и дочери. Совсем по-другому повела себя вторая жена Бруно Артуровича. Женщина была категорически против встреч супруга с Алисой, и им пришлось встречаться тайно.
Карьера в кино
В 60-х годах Фрейндлих смогла себя хорошо зарекомендовать как многогранная театральная актриса, однако с работой в кино ей катастрофически не везло. Она никак не могла получить сколько-нибудь заметную роль, которая бы принесла ей популярность.
В дебютной киноленте «Неоконченная повесть» имя актрисы даже не значилось в титрах – настолько крошечной и малозначимой оказалась ее роль. Фрейндлих играла в эпизодах таких картин как «Полосатый рейс», «12 стульев», «Бессмертная песня» и многих других, однако мало кому она смогла запомниться. Ситуация изменилась лишь в 1974 году, когда актриса снялась сразу в нескольких картинах, ставших впоследствии очень популярными:
- «Соломенная шляпка»;
- «Принцесса на горошине»;
- «Агония».
Однако всенародную любовь Алиса Фрейндлих приобрела после выхода комедии «Служебный роман». Эльдар Рязанов видел в роли строго деспотичного директора только Алису Бруновну, и ему пришлось долго уговаривать театрального режиссера Игоря Владимирова разрешить актрисе приступить к съемкам в его проекте.
Чтобы не пострадала работа в театре, Фрейндлих была вынуждена разучивать новую роль по ночам. Однако ее старания многократно окупились: буквально на следующий день после выхода картины актриса проснулась знаменитой на весь Советский Союз.
Над образом Людмилы Кулагиной Алиса Брунова работала самостоятельно.
Она переманила походку и жестикуляцию деловых женщин своего времени, нашла подходящий костюм. Результат оказался столь ошеломляющим, что в течение многих лет ее героиня была олицетворением «серой мышки», зацикленной на работе и с проблемами в личной жизни.
Следующая работы Фрейндлих также стала очень удачной. В популярной экранизации А. Дюма «Три мушкетера» ей досталась роль королевы Анны, с которой актриса справилась просто блестяще.
В 80-х годах прошлого столетия в творческой биографии выдающейся актрисы произошли существенные перемены. В 1981 году ей присудили звание Народной артистки СССР. Спустя пару лет она перешла в Большой драмтеатр им. М. Горького, в котором ей довелось сыграть немало значимых ролей.
После распада Союза в карьере Алисы Бруновны, как и у большинства ее коллег, наступил период застоя. В 1993 году на экраны вышло продолжение полюбившейся многим истории про мушкетеров, однако оно оказалось гораздо менее популярным, чем первая часть.
В этом же году актриса снялась в картине Тодоровского «Подмосковные вечера», которая принесла ей кинопремию «Ника».
Зрители смогли вновь полюбоваться игрой талантливой актрисы лишь в 2004 году, когда в прокат вышел фильм «На Верхней Масловке». Образ престарелой скульпторши настолько хорошо удался Анне Бруновне, что принес ей вторую «Нику». Спустя несколько лет Фрейндлих сыграла в картинах:
- «Марево»;
- «Васильевский остров»;
- «Полторы комнаты.
В 2014 году в прокат вышла очень трогательная кинолента, в которой Алиса Бруновна сыграла одну из центральных ролей. В «Линии Марты» показана история, которая произошла еще в блокадном Ленинграде, и продолжает развиваться в современном Санкт-Петербурге.
Последующие пару лет в творческой биографии актрисы вновь наступило затишье, которое уступило место громкому триумфальному возвращению. В 2017 году актриса блистательно сыграла роль престарелой балерины, преподавательницы классической хореографии в картине «Большой», посвященному непростой балетной жизни.
За все годы творческой деятельности Фрейндлих сыграла более сотни ролей в театре и кино. При этом диапазон ее амплуа впечатляет: актриса в равной степени талантливо изображала мальчиков-подростков, домохозяек и роковых женщин. На счету выдающейся российской актрисы 16 различных премий, как государственных, так и национальных, также в ее «копилке» находится и пять орденов.
Алиса Бруновна считает себя театральной актрисой. Ею было сыграно много знаковых ролей в замечательных постановках, однако ее мечта сыграть булгаковскую Маргариту так и осталась неосуществленной. Жалеет актриса и о том, что недостаточно много играла в постановках произведений столь любимого ею Достоевского.
Помимо работы в театре и кино, Алиса Бруновна известна своим проникновенным чтением поэзии.
Особенно ею любимы произведения Цветаевой и Ахматовой, а самой большой популярностью у поклонников ее таланта является декламация произведения Роберта Рождественского «Монолог женщины».
Алиса Фрейндлих: биография
Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. По знаку зодиака она Стрелец, согласно китайскому гороскопу – Зеленая Деревянная Собака. Ее рост составляет 153 см, вес – около 60 кг.
Детство в блокадном Ленинграде, семья
Детство Алисы было тяжелым. В 1941 году она пошла в 1 класс, как раз когда в Ленинграде началась блокада. Актриса вспоминает, как она, сидя на уроке, отсчитывала минуты, когда можно будет съесть немножко хлеба. Бабушка спасала жизнь своей дочери и внучке: она держала весь хлеб у себя и строго по часам выдавала пайки.
Маленькой Алисе психологически было тяжело вдвойне: имея немецкое происхождение, она жила в стране, где эту нацию ненавидели
Мама девочки – Федорова Ксения Федоровна родилась в Пскове. Она хотела быть актрисой. В молодости переехала в Ленинград, вскоре познакомилась с будущим мужем. Работала бухгалтером.
Отец – Бруно Фрейндлих, был актером. Его родители – Артур Фрейндлих и Шарлотта Зейтц. Семья мигрировала в Россию в XVIII веке, создав династию стеклодувов. Однако на Артуре эта династия завершилась, так как у брата Бруно были очень слабые легкие.
Когда Алиса была маленькой, родители расстались
Отец покинул Ленинград до начала выселения немцев. Вся семья Алисы со стороны Фрейндлихов покинула город. Брат Бруно и его жена не успели выехать из Ленинграда вовремя, и их расстреляли.
После окончания войны Бруно вернулся в Ленинград со своей новой семьей. Во втором браке у него родилась дочь Ирина. Новая жена, Клавдия Копченова, была категорически против встреч своего мужа с Алисой. Поэтому Ирина долгие годы не подозревала о существовании сестры.
Юность в послевоенное время, образование
Первые 2 класса Алиса училась в Ленинграде в школе № 239. С 3 по 5 классы проживала с мамой в Таллине, затем вернулась в Ленинград и поступила в ту же школу. Во время обучения она попала в театральный кружок, который вела актриса Мария Призван-Соколова. Там она обучалась актерскому и вокальному мастерству. Между преподавательницей и ученицей возникла симпатия: Алиса подолгу проводила время в гостях у Марии Александровны.
Именно Мария Александровна Призван-Соколова повлияла на выбор Алисой будущей специальности
Фрейндлих колебалась между профессией артистки оперы и драматической актрисы. У девушки был сильный голос, однако отец посоветовал ей выбрать второй вариант.
В 1953 году Алиса поступила в Ленинградский театральный институт им. Островского на курс Б. Зона
К поступлению девушку готовили Мария Александровна и ее муж. Алиса была образцовой ученицей. Во время обучения она удостоилась множества наград. Но в результате неприятного инцидента ее могли отчислить. За ученицу вступился Борис Вульфович, пригрозив, что при отчислении его студентов, он сам покинет институт. В 1957 году актриса окончила обучение.
Карьера актрисы
После получения диплома Алиса была принята в труппу Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской по протекции своего руководителя Бориса Зона. Актриса проработала там до 1961 года. Она сыграла более 10 ролей.
В 1961 году Алиса перешла в Ленинградский академический театр им. Ленсовета после того, как его возглавил Игорь Владимиров, режиссер, поставивший в театре им. Комиссаржевской «Время любить». Наиболее удачной в то время для актрисы стала роль в постановке «Малыш и Карлсон».
Как киноактриса Алиса Бруновна дебютировала в 1955 году в фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники»
Огромный успех принесла роль в комедийной кинокартине Эльдара Рязанова «Служебный роман», где она перевоплотилась в Людмилу Калугину, «серую мышку» и начальницу статистического учреждения. По версии журнала «Советский экран» за эту роль Алиса стала лучшей актрисой года
Затем последовали такие же удачные фильмы «Три мушкетера» и «Сталкер».
В 1983 году Алиса перешла в труппу БДТ им. Горького
Там она играла в крупных спектаклях, например, «Этот пылкий влюбленный», «Вишневый сад», «Макбет», «Калифорнийская сюита», «Алиса», «Лето одного года». Также актриса участвовала в постановках вне основного места работы. Среди таких проектов «Гори, гори, моя звезда», «Осенние скрипки», «Уроки танго и любви».
Где живет
Алиса Бруновна проживает в Санкт-Петербурге на улице Рубинштейна, которая находится в охраняемой зоне города. Но актриса там редко появляется. Большую часть времени она проводит в загородном коттедже, расположенном в элитном поселке Комарово. В доме имеются 3 спальни и кухня-гостиная. На территории участка расположена терраса со стеклянной крышей и мангалом. Вокруг дома высажены пихты и кустарники ирги.
Земельный участок был подарен Алисе Фрейндлих в 2009 году, как почетному гражданину Санкт-Петербурга
«ЧЕРНОВИК» И «ПИГМАЛИОН»
В союзе с Игорем Владимировым Алиса Фрейндлих достигла пика карьеры Окруженная творческими людьми, Алиса Бруновна начинала отношения с мужчинами из театральной среды. Так, первым супругом актрисы стал однокурсник Владимир Карасев. Брак с ним артистка называла студенческим, а однажды и вовсе окрестила черновиком.
«Он на меня страшно обиделся, когда я сказала, что это была старая знакомая студенческая любовь, продлившаяся полтора года. Хотя считаю, что это была «проба» или неопытная попытка узнать, что это такое», — отмечала звезда в интервью для документального фильма «Фрейндлих. Алиса в стране лицедеев».
Отношения супругов окончательно разрушила новая любовь Алисы Бруновны: в конце 50-х она познакомилась с режиссером Игорем Владимировым.
В театре и кино Игорь Владимиров мерк рядом с знаменитой супругой Служебный роман с драматургом вылился для Фрейндлих во второй брак. Отношения казались идеальными: Владимиров не только раскрыл избранницу как актрису, но и был с ней на одной волне во всем, что касалось быта и совместной жизни. Алиса Бруновна боготворила супруга, называла его Пигмалионом и наставником, поражалась удивительному взаимопониманию, царившему в их доме.
не пропуститеАлиса Фрейндлих: «Мы еще не разошлись с первым мужем, когда я влюбилась во Владимирова»
Игоря Петровича полюбила вся семья Фрейндлих, особенно, мама. Большим счастьем для близких артистки было появление на свет ее дочери Варвары. Из-за загруженности на работе у родителей не хватало времени на ребенка, и до 10 лет девочку воспитывала няня. При этом Варя с детства восхищалась мамой и папой и в итоге пошла по их стопам, став актрисой.
Как бы ни был гармоничен союз Алисы Бруновны с избранником, в любой семье назревают проблемы. На репетициях драматург и его муза по-прежнему работали идеально, появлялись они вместе и в кино, например, в фильме «Старомодная комедия». Но за пределами сцены в паре все чаще случались скандалы. Поговаривали, что Владимирова задевали заметки в газетах, где его называли не иначе как «мужем Фрейндлих». Успехи супруги тяготили мэтра, а Андрей Тарковский подлил масла в огонь, когда публично заявил, что артистка погибает в театре, где от потенциала режиссера почти ничего не осталось.
Ходили слухи, что существовала и другая причина для развода: измены Владимирова. Алиса Бруновна не подтверждала сплетен, однако о любвеобильности драматурга красноречиво говорила его предыдущая избранница артистка Зинаида Шарко. Однажды она обнаружила у режиссера записную книжку с огромным списком «фавориток», убедившись в его неверности.
не пропустите«Из твоих девиц можно создать третьесортный бордель»: фаворитки бывшего мужа Алисы Фрейндлих
Так или иначе, спустя 20 лет брака Фрейндлих рассталась с любовью всей ее жизни. Через год она нашла утешение в союзе с художником и актером Юрием Соловьем, с которым работала в театре. К сожалению, и этот избранник не смог принять того факта, что жена успешнее: карьера самого Соловья шла ко дну. Не способствовала улучшению отношений пары и реакция Варвары на другого мужчину в доме — девушка не поладила с ним.
«Мне с Юрой было хорошо, хотя он, как никто другой из моих мужей, ревновал меня к профессии. Предложил мне уехать в Германию, у него там появилась работа. Я отказалась, и мы расстались», — поясняла Фрейндлих.
Браки с мужьями и отношения с родными людьми
Несмотря на три брака и многочисленных поклонников, Фрейндлих так и не обрела женского счастья в личной жизни. Она не скрывает, что была любима и желанна, только вот ее избранники не могли смириться с ее творческим успехом и востребованностью. Со своим первым мужем, Владимиром Карасевым, она училась в одном вузе. Молодые люди не стали ждать окончания учебы и уже на третьем курсе сыграли свадьбу. Супруги так и не успели создать крепкую семью и родить детей, расставшись сразу после выпускного вечера.
Алиса Фрейндлих с первым мужем Владимиром Карасевым
Когда начинающая актриса играла на сцене театра имени Комиссаржевской, состоялась ее первая встреча с будущим мужем, Игорем Владимировым. Опытный режиссер был приглашен туда для постановки одного из спектаклей. Уже тогда между ними проскочила искра, но роман начался позднее, когда Владимиров стал руководить театром имени Ленсовета, куда вскоре пришла и Алиса.
со вторым мужем Игорем Владимировым
Режиссер был старше актрисы на 16 лет, к тому за его плечами было уже два брака. Вскоре талантливая красавица приняла предложение мужчины, которого она не только уважала, но и полюбила. В 1968 году у супругов родилась дочь Варвара. Но этот семейный союз не выдержал разногласий и проблем, и в начале 80-х годов они решили подать на развод.
Юрий Соловей
Принимая участие в «Варшавской мелодии», Фрейндлих увлеклась своим коллегой, Юрием Соловеем, после чего этот служебный роман перерос в семейные отношения. Помимо актерской работы, ее третий муж имел талант художника, хотя нигде не обучался этому ремеслу. Однако, он никак не мог себя реализовать, из-за чего между супругами часто происходили ссоры. Этот брак продержался около 14-ти лет, измотав порядочно актрису. После развода она некоторое время пролежала в больнице. О бывшем муже Алисы Бруновны долгое время ничего не было слышно, лишь не так давно стало известно, что он уехал из России и обосновался в Европе.
Варвара Владимирова – дочь Алисы Фрейндлих
Дочь артистки решила пойти по стопам звездной мамы и даже прошла обучение в театральном институте, но все это время Варвару постоянно сравнивали с ней, что не давало ей продемонстрировать свою актерскую самостоятельность. Она имеет несколько работ в полнометражных фильмах, а сейчас выходит на сцену вместе со звездной мамой. Дочь была замужем за политическим деятелем Сергеем Тарасовым, с которым воспитывала сына Никиту и дочь Анну. Зять актрисы трагически погиб в 2009 году во время крушения поезда, где он тогда находился.
бабушка, дочь и внучка. Фото с Инстаграм Анны Тарасовой https://www.instagram.com/annatarasova/
Внучка Алисы Бруновны выбрала профессию продюсера. В 2021 году 23-летняя Анна вышла замуж, а ее избранником стал актер Алексей Мышинский, на счету которого уже несколько работ в кино. Внук Никита занялся также творческой профессией: он получает образование в школе-студии МХАТ и одновременно занимается развитием карьеры. Фрейндлих так и не вышла больше замуж, однако, она не чувствует себя одинокой, всегда окруженная любимыми людьми и друзьями. Сейчас актриса соблюдает строгий режим и находит время, чтобы поспать после обеда. Все это помогает ей набраться сил и играть в спектаклях. Часто Алисе Бруновне приходится выходить на улицу лишь по вечерам, чтобы поклонники не атаковали ее просьбами дать автограф и сфотографироваться с ней на память.
ПЕРЕЖИТЬ БЛОКАДУ И СТАТЬ ЗВЕЗДОЙ
За преображением «Людмилы Прокофьевны» наблюдала вся страна Ксения Федорова провела юность в Пскове, а с переездом в Ленинград пошла на курсы в Театр рабочей молодежи, где познакомилась с актером с немецкими корнями Бруно Фрейндлихом. В этом союзе появилась на свет девочка, которую назвали Алисой.
С ранних лет малышка интересовалась творчеством, а увидев дипломное выступление одной родственницы в консерватории, стала играть в театр, примеряя мамины платья. Светлые детские мечты помогали Алисе держаться в тяжелый период войны. Тогда ее родители разошлись, а отец покинул Ленинград еще до того, как оттуда начали выселять немцев. Позднее Фрейндлих узнала, что ее дядю с женой расстреляли.
Девочка только пошла в первый класс, когда началась блокада. То время актриса впоследствии называла самым трудным в жизни не только из-за голода, но и из-за давления общественности, осуждавшей семью с немецкой фамилией.
Алиса Фрейндлих снималась в картине Андрея Тарковского «Сталкер» После войны мама на три года увезла Алису в Таллин, но затем приняла решение вернуться в Ленинград. Туда приехал и отец девочки, правда, уже с новой семьей. Ксения была не против общения ребенка с папой, в отличие от второй жены Бруно.
Азам актерского мастерства Фрейндлих обучилась в кружке Марии Призван-Соколовой. Благодаря урокам наставницы Алиса поступила в театральный институт имени Островского с первого раза. По окончании вуза ее приняли в театр имени Комиссаржевской. Работать там оказалось нелегко: юной актрисе выделяли только те роли, от которых отказывалась местная прима Эмма Попова.
По достоинству талант артистки оценили в театре Ленсовета, куда она устроилась в 1961-м. А вот с кинематографом у Фрейндлих поначалу не ладилось: в «Неоконченной повести» ее имя даже не попало в титры, а образ буфетчицы в «Полосатом рейсе» мало кто запомнил. Алиса Бруновна могла сыграть в «Гусарской балладе», ведь блестяще прошла пробы у Эльдара Рязанова, однако в итоге режиссер счел ее слишком женственной и отдал главную роль Ларисе Голубкиной.
Алиса Фрейндлих в роли королевы Анны
Сорвались и планы драматурга пригласить Фрейндлих в картину «Ирония судьбы, или С легким паром!»: уже была утверждена Барбара Брыльска. Наконец, Рязанову удалось задействовать Алису Бруновну в ленте «Служебный роман». Фильм стал настоящим хитом, а исполнительницу главной роли Людмилы Калугиной признали актрисой года по версии журнала «Советский экран».
Критики отмечали, что лучший период в кинокарьере звезды выпал на 70-е: «Соломенная шляпка», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Сталкер». В 80-х актриса перешла в БДТ и вместе с тем продолжила играть в разноплановых фильмах. За роль в «Подмосковных вечерах» она получила «Нику», но за этим успехом последовало затишье: 10 лет Фрейндлих не снималась.
В 2000-х Алиса Фрейндлих также не оставалась без приглашений в кино
В 2004-м артистка появилась в ленте «На Верхней Масловке», которую неоднозначно приняли критики. Однако игру актрисы эксперты и зрители в один голос называли безупречной. Любой эпизод звезда доводила до совершенства.
Благодаря внуку Никите Владимирову Алиса Бруновна засветилась в трагикомедии «Карп отмороженный». Родственник выступил продюсером картины и, услышав мнение бабушки, что роль соседки Людмилы очень интересна, не смог отказать ей в удовольствии поучаствовать в проекте.
не пропуститеАлиса Фрейндлих получила роль по блату
По сей день Алиса Фрейндлих продолжает работать в театре и кино, оставаясь примером для коллег. Ролью в спектакле «Волнение» в апреле она отметила 35-летие службы в БДТ.
Участие в кинофильмах
В театральном обществе Алиса Фрейндлих была довольно знаменита, а вот с кинематографом ее отношения складывались не так успешно. Ее приглашали только на второстепенные и незначительные роли. Например, в титрах фильма «Неоконченная повесть» актрису даже не упомянули. Первыми фильмами с непосредственным участием актрисы были:
- «Полосатый рейс» (сотрудница циркового буфета);
- «Бессмертная песня»;
- «12 стульев» (Эллочка-Людоедочка);
- «Похождения зубного врача».
Начиная с 1974 года, ситуация кардинально изменилась. Актрису пригласили сразу в несколько популярных кинокартин. Так, в мелодраматической картине «Анна и Командор» исполнила роль вдовы, которая вела беседу с Иннокентием Смоктуновским. Роль умершего мужа играл Василий Лановой.
Со Смоктуновским Алиса Бруновна участвовала еще в нескольких фильмах. В киноленте «Опасный возраст» Иннокентий Михайлович был голосом мужа актрисы, который будучи парфюмером, утратил способность распознавать запахи. Следующей работой был детский кинофильм «Принцесса на горошине», «Тайна Снежной королевы».
Следующими ролями актрисы были:
- «Агония» – придворная дама, поклонница Распутина.
- «Соломенная шляпка» – баронесса, которая стала предметом спора между персонажами М. Боярского и М. Козакова.
- «Пикник на обочине» – по мотивам романа братьев Стругацких под режиссурой Андрея Тарковского.
В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь. Но работа в киноленте была на грани срыва, так как Владимиров И., руководитель театра, в котором работала Фрейндлих, категорически отказывался отпускать ее на киносъемки. Рязанов был вынужден лично лететь в г.Ленинград, чтобы уговорить коллегу.
В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь.
Роль Кулагиной увлекла актрису. Тексты Алиса учила ночами, а костюмы для съемок подбирала самостоятельно. В картине звучат и две песни в исполнении Фрейндлих. Впоследствии песни из кинофильма стали хитами. Сложность роли заключалась в необходимости исполнить два характера – строгую начальницу и женщину, нуждающуюся в любви. В фильме также принимали участие:
- О. Басилашвили;
- А. Мягков;
- Л. Ахеджакова;
- С. Немоляева.
Не менее выдающейся ролью является королева Анна в киноленте «Три мушкетера». Следом были картины «Старомодная комедия», «Комедия ошибок».
В 1981г. Фрейндлих удостоилась звания «Народная артистка». Позднее (в 1983г.) Алиса Бруновна начала выступать на сцене Большого драмтеатра им. Горького. Первой постановкой с участием Фрейндлих в этом театре был спектакль под названием «Киноповесть с одним антрактом». В дальнейшем были такие спектакли:
- «Лето одного года».
- «Уроки танго и любви».
- «Макбет».
- «Калифорнийская сюита».
- «Коварство и любовь».
- «Дядюшкин сон».
В процессе работы в сценических постановках, артистка также регулярно снималась в художественных фильмах – «Бесприданница», «Будни и праздники Серафимы Глюкиной».
В период перестройки и распада Советского Союза в творчестве актрисы наступил длительный перерыв с редкими ролями. Так, в 1993г. вышла вторая часть картины «Мушкетеры», но повторить успех первой части не удалось. А вот кинофильм «Подмосковные вечера» режиссера Тодоровского принес Фрейндлих первую премию «Ника».
Следующий кинофильм «На верхней Масловке» Алисы Бруновны вышел только в 2004 г. Актриса сыграла пожилую скульпторшу. Партнером Фрейндлих по съемкам был Евгений Миронов. Эта работа принесла Алисе вторую статуэтку «Ника».
Далее актриса была приглашена еще на 2 главные роли в кинолентах «Марево», «Васильевский остров». В очередной части про Д`Артаньяна «Возвращение Мушкетеров или сокровища кардинала Мазарини» Фрейндлих также сыграла гордую испанку королеву Анну.
В 2009г. был снят художественный фильм «Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину». Кинолента снята по мотивам произведений Бродского. Алиса Фрейндлих с удовольствием сыграла мать любимого поэта.
В течение 2015-2017гг. Фрейндлих не работала в кинематографических проектах. Появились даже слухи о завершении карьеры актрисы. Но в 2017 г. вышла драма Тодоровского под названием «Большой». Алиса Бруновна выступила в качестве жестокого, сурового преподавателя в хореографическом училище. Эта непростая роль принесла Фрейндлих кинопремию «Золотой орел».