Фильмография бернардо бертолуччи
Содержание:
- Послушай меня, Марлон (2015) (Listen to Me Marlon)
- Фильмы
- Мечтатели (2003) (The Dreamers)
- Фильмография
- Осажденные (1998) (L’assedio)
- Список фильмов Бернардо Бертолуччи (Bernardo Bertolucci)
- Что смотреть дальше
- Ранний период жизни
- Биография Бернардо Бертолуччи
- Награды
- Много уровней «Конформиста»
- «Мечтатели» (2003)
- Смерть
- Серьезная работа в кино
- С чего начать
- Ускользающая красота (1996) (Stealing Beauty)
- Конформист (1970) (Il conformista)
- Осажденные (1998) (L’assedio)
- С каких фильмов не стоит начинать знакомство с Висконти
- Мечтатели (2003) (The Dreamers)
- Заключение
Послушай меня, Марлон (2015) (Listen to Me Marlon)
Биография, Документальный
Режиссер: Стивен Райли
В ролях: Марлон Брандо, Стелла Адлер, Бернардо Бертолуччи
Уникальный аудио-автопортрет гениального актера
Создателям фильма удалось, что называется, получить доступ к первоисточнику — аудиозаписям Брандо, сделанным самим актером в домашней обстановке, во время деловых встреч, пресс-конференций, а также (внимание!) сеансов гипноза и психотерапии
Брандо был известным эксцентриком, презиравшим собственную славу и находившийся в непростых отношениях с выбранной профессией; все эти грани оживают в закадровых монологах актера, интимность которых достигает предельных степеней душевной обнаженности.
Фильмы
Первая полнометражка Бертолуччи «Костлявая кума» — детективный триллер об убийстве «ночной бабочки». Лента «Перед революцией», снятая через 2 года, гораздо дальше от кинематографического мейнстрима — это осовремененная интерпретация романа Стендаля «Пармская обитель», рассказывающая о юноше, который, протестуя против буржуазной морали, рвет отношения с невестой и вступает в связь с тетушкой.
Режиссер Бернардо Бертолуччи
Далее в фильмографии Бертолуччи следуют загадочная картина о сумасшествии синефила («Партнер») и увлекательная лента «Стратегия паука» — первое обращение режиссера к исследованию источников фашизма. В «Стратегии» границы между прошлым и настоящим, правдой и вымыслом размыты, а за кадром постоянно звучит музыка Верди. Фабула ленты несколько напоминает сюжет тогда еще не снятого фильма «Однажды в Америке».
Всемирно известная картина «Конформист» снята Бертолуччи после вступления в Коммунистическую партию. Режиссер заставляет зрителей почувствовать себя участниками фашистских преступлений. Большую роль в сюжете играют сексуальные инверсии героев.
Марлон Брандо, Бернардо Бертолуччи и Мария Шнайдер на съемках фильма «Последнее танго в Париже»
Вымораживающий зрителей эротический триллер «Последнее танго в Париже» получил 2 номинации на «Оскар», но оба исполнителя главных ролей – Марлон Брандо и Мария Шнайдер – утверждали, что чувствовали себя униженными режиссером. Лента упоминается в картине другого оскароносного лауреата Владимира Меньшова «Зависть богов». Итальянский суд запретил прокат фильма, приговорил режиссера к условному сроку и на 5 лет лишил права участвовать в выборах.
Следующим шедевром Бертолуччи стала эпическая лента «Двадцатый век» продолжительностью 317 минут, рассказывающая о дружбе простака и потомственного аристократа на фоне эпохи. Главные роли сыграли Жерар Депардье и Роберт де Ниро. Фильм шокировал зрителей эпизодом двойной мастурбации главных героев.
Бернардо Бертолуччи, Роберт де Ниро и Жерар Депардье на съемках фильма «Двадцатый век»
Начало 80-х годов ознаменовалось съемками «Трагедии смешного человека», в которой владелец завода по производству сыров мучается от необходимости заплатить выкуп за похищенного сына.
Следующие 3 картины Бертолуччи снимались в экзотических для европейцев странах. Это получившая 9 «Оскаров» лента «Последний император», консультантом которой выступал брат монарха, снятый в Африке фильм «Под покровом небес», которым остался недоволен автор первоисточника – классик американской литературы Пол Боулз, и поляризация основ буддизма «Маленький Будда».
Киану Ривз и Бернардо Бертолуччи на съемках фильма «Маленький Будда»
Картина, одобренная далай ламой, повествует о поисках очередной реинкарнации Будды. Фильм интересен игрой Киану Ривза и первыми в истории кинематографа съемками в Бутане. За роль в ленте актер Крис Айзек номинирован на антипремию «Золотая малина».
В фильме «Ускользающая красота» героиня Лив Тайлер выясняет, кто является ее биологическим отцом, и мечтает о близости с человеком, подарившим ей поцелуй 4 года назад. Любопытно, что сама артистка узнала, кто ее отец, лишь в 9 лет.
Бернардо Бертолуччи на съемочной площадке
Фильм «Мечтатели» воспевает красоту и молодость. Два парня и девушка на фоне студенческой революции во французской столице наслаждаются свободой и эротическими радостями, отвергая буржуазную мораль. Это самый юный, по ощущению, фильм Бертолуччи. В картине дебютировала будущая «девушка Бонда» Ева Грин.
«Я и ты» — последний фильм Бертолуччи, снятый режиссером, прикованным к инвалидной коляске. Сохранились фото, подтверждающие трудовой героизм Бернардо. Лента рассказывает о подростке, испытывающем трудности в общении.
Мечтатели (2003) (The Dreamers)
Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм, Мелодрама
tagHD 1080, tagHD 720, tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Гилберт Адэр
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
В ролях: Майкл Питт, Ева Грин, Луи Гаррель
Париж, конец шестидесятых. Воздух города пахнет революцией, молодежные демонстрации протестов на улицах… Но у брата и сестры Тео и Изабель, а так же у их друга Мэтью, американского студента, совсем иная реальность, свое восприятие, свой мир…волшебный мир кино! Можно сказать, что эти ребята продали души кинематографу, дни и ночи они проводят за просмотрами фильмов. Они не выходят из дома…Кино — это их жизнь! Не замечая того, что происходит в мире, они играют в кино. Сначала это была простая забава, теперь же это переросло в сложнейшую паутину психологических и сексуальных ветвей. А тем временем, демонстрации на улицах Парижа, становятся все более жарче…
Фильмография
Год | Заголовок | Зачислено как | Примечания | ||
---|---|---|---|---|---|
Директор | Писатель | Режиссер | |||
1962 г. | La Commare Secca | да | да | Нет | |
1964 г. | До революции | да | да | Нет | |
1967 | Как выиграть миллиард … и уйти с ним | Нет | да | Нет | |
1968 г. | Партнер | да | да | Нет | Номинация — Золотой лев |
Когда-то на Западе | Нет | да | Нет | ||
1969 г. | Amore e Rabbia | да | да | Нет | Сегмент: Номинация на Агонию — Золотой Медведь |
1970 г. | Конформист | да | да | Нет | Номинация — Премия Оскар за лучший адаптированный сценарий Номинация — Золотой медведь |
Хитрость паука | да | да | Нет | ||
1972 г. | Последнее танго в Париже | да | да | Нет | Назначен — Номинация на премию Оскар за лучшую режиссуру — Номинация на премию Гильдии режиссеров Америки за выдающуюся режиссуру — Премия «Золотой глобус» за лучшую режиссуру |
1976 г. | 1900 г. | да | да | Нет | |
1979 г. | Ла Луна | да | да | Нет | |
1981 г. | Трагедия смешного человека | да | да | Нет | Номинация — Золотая пальмовая ветвь |
1987 г. | Последний Император | да | да | Нет | Премия «Оскар» за лучший режиссер Премия «Оскар» за лучший адаптированный сценарий Премия BAFTA за лучший фильм Премия Сезара за лучший иностранный фильм Давид ди Донателло за лучший режиссер Давид ди Донателло за лучший сценарий Премия Гильдии американских режиссеров за выдающуюся режиссуру Премия «Золотой глобус» за лучшую режиссуру Золотой глобус Номинация на премию за лучший сценарий — Премия BAFTA за лучшую режиссуру |
1990 г. | Укрывающее небо | да | да | Нет | Номинация — Золотой глобус за лучшую режиссуру |
1993 г. | Маленький Будда | да | да | Нет | |
1996 г. | Похищение красоты | да | да | Нет | Номинация — Давид ди Донателло на звание лучшего режиссера Номинация — Золотая пальмовая ветвь |
1998 г. | В осаде | да | да | Нет | Номинация — Давид ди Донателло за лучшую режиссуру |
2001 г. | Триумф любви | Нет | да | да | |
2002 г. | да | да | Нет | Сегмент: Histoire d’eaux | |
2003 г. | Мечтатели | да | Нет | Нет | |
2012 г. | Я и ты | да | да | Нет | Номинация — Давид ди Донателло за лучший фильм Номинация — Давид ди Донателло за лучшую режиссуру Номинация — Давид ди Донателло за лучший сценарий |
2021 г. | Эхо-камера | Нет | да | да |
Документальные фильмы
Год | Заголовок | Зачислено как | Примечания | |
---|---|---|---|---|
Директор | Писатель | |||
1966 г. | Il canale | да | да | Документальный короткометражный фильм |
1971 г. | La salute è malata | да | Нет | |
1984 г. | L’addio a Enrico Berlinguer | да | да | |
1989 г. | 12 регистров в 12 читт | да | Нет | Сегмент: Болонья |
Осажденные (1998) (L’assedio)
Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм, Мелодрама
tagHD 720
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
В ролях: Тэнди Ньютон, Дэвид Тьюлис, Клаудио Сантамария
Спасаясь от наказания, которое грозит ей на родине, молодая африканская женщина по имени Шандурай отправляется в Рим, где находит пристанище в доме английского пианиста мистера Кински. В качестве платы за предоставленное жилье она работает служанкой и в то же время пытается выучиться на врача. Несмотря на то что Кински целиком поглощен своей профессией, общаясь в основном только с музыкой Баха, Моцарта и Грига, между ним и Шандурай возникают довольно необычные романтические отношения.
Список фильмов Бернардо Бертолуччи (Bernardo Bertolucci)
2012
- Ты и я / Io e teРежиссер, Сценарист
- Пол Боулз: Дверь клетки всегда открыта / Paul Bowles: The Cage Door is Always Open (Бернардо Бертолуччи)
2011
- Путь Куросавы / Kurosawa, la voie (Бернардо Бертолуччи)
- История кино: Одиссея / The Story of Film: An Odyssey (Бернардо Бертолуччи — интервьюируемый)
- Una historia de Zinemaldia (Бернардо Бертолуччи)
2005
- Кинематографисты за работой / Cineastes en acció (Бернардо Бертолуччи)
- Элио Петри: Заметки режиссера / Elio Petri… appunti su un autore (Бернардо Бертолуччи)
- Тысяча фильмов / Cinema mil (Бернардо Бертолуччи)
- There Is No Direction (Бернардо Бертолуччи)
2004
- Souvenirs d’un président de festival de Cannes (Бернардо Бертолуччи — интервьюируемый)
- Come inguaiammo il cinema italiano — La vera storia di Franco e Ciccio (Бернардо Бертолуччи)
- Испытание артистов / Épreuves d’artistes (Бернардо Бертолуччи, хроника)
2003
- Мечтатели / The DreamersРежиссер
- Слова моего истинного учителя / Words of My Perfect Teacher (Бернардо Бертолуччи)
- Воображать / Imagine (Бернардо Бертолуччи)
2002
- На десять минут старше: Виолончель / Ten Minutes Older: The CelloРежиссер, Сценарист
- Пьер Паоло Пазолини и правота мечты / Pier Paolo Pasolini e la ragione di un sogno (Бернардо Бертолуччи)
- Клод Жютра: Незаконченная история / Claude Jutra — An Unfinished Story aka: Claude Jutra, portrait sur … (Бернардо Бертолуччи — режиссер)
- Бернардо Бертолуччи. Зачем нужно кино? / Bernardo Bertolucci: A cosa serve il cinema? (Бернардо Бертолуччи)
- Мир кино / Shi jie dian ying zhi lv (Бернардо Бертолуччи)
2001
- Триумф любви / The Triumph of LoveСценарист, Продюсер
- Салó: Документальный фильм / Salò: Fade to Black (Бернардо Бертолуччи)
1996
- Ускользающая красота / Stealing BeautyРежиссер, Сценарист (рассказ)
- E! Правдивая голливудская история / E! True Hollywood Story (Бернардо Бертолуччи)
1992
- Голем, дух изгнания / Golem, l’esprit de l’exilАктер (Le Maître de la Cour)
- Живопись светом: Витторио Стораро / Writing with Light: Vittorio Storaro (Бернардо Бертолуччи)
- De domeinen Ditvoorst
- Ночное шоу с Джейем Лено / The Tonight Show with Jay Leno (Бернардо Бертолуччи)
1988
- 60-я церемония вручения премии «Оскар» / The 60th Annual Academy Awards (Бернардо Бертолуччи — победитель: Best Director & Best Adapted Screenplay)
- 45-я церемония вручения премии «Золотой глобус» / The 45th Annual Golden Globe Awards (Бернардо Бертолуччи — победитель: Best Director & Best Screenplay)
1984
- Прощание с Энрико Берлингуэром / L’addio a Enrico BerlinguerРежиссер
- Три кинотеатра / Cinema 3 (Бернардо Бертолуччи)
1981
- Трагедия смешного человека / La tragedia di un uomo ridicoloРежиссер, Сценарист
- Кто бы ни говорил, что правда должна умереть / Wie de Waarheid Zegt Moet Dood (Бернардо Бертолуччи)
1976
- Двадцатый век / NovecentoРежиссер, Сценарист
- Бертолуччи согласно кино / Bertolucci secondo il cinema (Бернардо Бертолуччи)
1972
- Последнее танго в Париже / Ultimo tango a ParigiРежиссер, Сценарист (и сюжет), Режиссер (Режиссер), Сценарист (Сценарист)
1968
- Партнер / Partner.Режиссер, Сценарист (рассказ)
- Однажды на Диком Западе / C’era una volta il WestСценарист (рассказ)
1967
- Нефтепровод / La via del petrolioРежиссер, Сценарист
- Любовь и ярость / Amore e rabbiaРежиссер, Сценарист
- Ballata da un miliardoСценарист
1964
- Перед революцией / Prima della rivoluzioneРежиссер, Сценарист (рассказ)
- Кинематографисты нашего времени / Cinéastes de notre temps (Бернардо Бертолуччи)
Что смотреть дальше
1 / 3
Кадр из фильма «Конформист». 1970 год Paramount Pictures
2 / 3
Кадр из фильма «Последнее танго в Париже». 1972 год Les Productions Artistes Associés; Produzioni Europee Associati (PEA)
3 / 3
Кадр из фильма «Двадцатый век». 1976 год Paramount Pictures; United Artist; 20th Century Fox
После «Мечтателей» можно переместиться в 1970-е и посмотреть три главные картины режиссера — «Конформист» (1970), «Последнее танго в Париже» (1972) и «Двадцатый век» (1976). «Конформист» — провокационное исследование природы фашизма. Главный персонаж (героем его назвать сложно), сыгранный Жаном-Луи Трентиньяном, в детстве стал жертвой сексуального насилия. Он чувствует себя не таким, как остальные, ущербным, слабым и, чтобы скрыть эту уязвимость от других, сливается с набирающей мощь организацией — фашистской партией. Бертолуччи рассматривает тоталитаризм как психический механизм компенсации, возможность заместить собственное бессилие чужой силой.
Еще более провокационную форму для исследования социального через сексуальное Бертолуччи выбирает в фильме «Последнее танго в Париже». Американец (Марлон Брандо), который не может прийти в себя после самоубийства жены, снимает квартиру для интимных встреч с молодой француженкой (Мария Шнайдер). Он ничего не рассказывает о себе и запрещает ей говорить о прошлом, происхождении, семье. Их встречи очищены от социального, в отношения вступают не американец и француженка, а анимус и анима, мужское и женское начала как таковые. Выходящая из-под контроля сексуальная агрессия (особенно в знаменитой сцене с багетом и маслом) становится для персонажа Брандо единственным способом выразить давно накопившуюся ярость, бунт против общественных норм.
В фильме-колоссе «Двадцатый век» (он длится пять с половиной часов, а его события разворачиваются с 1901 по 1945 год) Бертолуччи вновь показывает большое через малое, социально-политические процессы итальянской истории первой половины ХХ века через отношения двух друзей, родившихся в одном поместье в один и тот же день, — крестьянина и землевладельца (Жерар Депардье и Роберт Де Ниро).
1 / 3
Кадр из фильма «Последний император». 1987 год Columbia Pictures
2 / 3
Кадр из фильма «Под покровом небес». 1990 год Recorded Picture Company
3 / 3
Кадр из фильма «Маленький Будда». 1993 год CiBy 2000; Recorded Picture Company (RPC); Serprocor Anstalt
После «Двадцатого века» можно посмотреть три фильма, составляющие «восточный цикл»: «Последний император» (1987) с Питером О’Тулом, «Под покровом небес» (1990) с Джоном Малковичем и «Маленький Будда» (1993) с Киану Ривзом. «Последний император» вновь рассказывает историю страны посредством частной биографии — теперь это Китай, и в центре повествования — судьба последнего правителя династии Цин Айсиньгёро Пуи. Эта картина стала самым титулованным произведением Бертолуччи: она получила девять «Оскаров», в том числе в номинации «Лучший фильм», а режиссер — персональную статуэтку.
1 / 2
Кадр из фильма «Ускользающая красота». 1996 год Searchlight Pictures
2 / 2
Кадр из фильма «Осажденные». 1998 год BBC Television Centre; Mediaset; Fiction Films; Navert Film; Tele+
После «восточного» цикла стоит ненадолго задержаться в 1990-х и посмотреть два фильма, созданные Бертолуччи после возвращения в Италию, — мелодраму «Ускользающая красота» (1996) с Лив Тайлер в главной роли и социальную драму «Осажденные» (1998).
1 / 3
Кадр из фильма «Костлявая кума». 1962 год Cinematografica Cervi; Cineriz
2 / 3
Кадр из фильма «Перед революцией». 1964 год Cineriz, Iride Cinematografica
3 / 3
Кадр из фильма «Партнер». 1968 год Red Film
А завершить знакомство с творчеством режиссера можно его ранними работами. В полнометражном дебюте «Костлявая кума» (1962) Бертолуччи соединяет традиции детектива, проблематику итальянского неореализма и прихотливую структуру «Расёмона» Акиры Куросавы. «Перед революцией» (1964) — переосмысление сюжета романа Стендаля «Пармская обитель» в стилистике французской «новой волны». «Партнер» (1968) — вольная экранизация «Двойника» Достоевского с Пьером Клеманти и Стефанией Сандрелли в главных ролях. В фильмах 1960-х хорошо видно преодоление влияния Пазолини и рождение собственного стиля Бертолуччи.
Как начать смотреть Куросаву
Как выходец из самурайской семьи изменил мировой кинематограф
Ранний период жизни
Бертолуччи родился в итальянском городе Парма , в регионе Эмилия-Романья . Он был старшим сыном Нинетты (Джованарди), учителя, и Аттилио Бертолуччи , поэта, известного историка искусства, антолога и кинокритика. Его мать родилась в Австралии от отца-итальянца и матери- австралийки (ирландского и шотландского происхождения).
Выросший в художественной среде, Бертолуччи начал писать в возрасте 15 лет и вскоре получил несколько престижных литературных премий, включая Premio Viareggio за свою первую книгу. Биография отца способствовала его карьере: старший Бертолуччи помог итальянскому режиссеру Пьеру Паоло Пазолини опубликовать его первый роман, а Пазолини ответил взаимностью, наняв Бертолуччи в качестве первого помощника в Риме на Аккаттоне (1961).
У Бертолуччи был один брат, театральный режиссер и драматург Джузеппе (27 февраля 1947 — 16 июня 2012). Его двоюродным братом был продюсер Джованни Бертолуччи (24 июня 1940 г. — 17 февраля 2005 г.), с которым он работал над рядом фильмов.
Биография Бернардо Бертолуччи
Бернардо Бертолуччи родился 16 марта 1941 года в Парме (Италия) в семье поэта, кинокритика и профессора истории искусств Аттилио Бертолуччи. Его мать Нинетта была учительницей. С раннего детства отец поощрял интерес сына к фильмам и часто брал его с собой на съемки.
В 1960-1962 годах Бертолуччи учился на философском факультете Римского университета. Во время учебы он писал стихи и снимал любительские фильмы.
Первой его пробной картиной была «Канатная дорога». Бертолуччи снял ее в 1957 году, а через год у него вышла еще одна картина под названием «Смерть свиньи». В студенческие годы Бертолуччи также выпустил поэтический сборник «В поисках тайны», за который получил Национальную литературную премию и книгу стихов «В поисках загадки», за которую ему дали премию Виареджо.
Во время учебы Бертолуччи познакомился с итальянским режиссером Пьером Паоло Пазолини, который пригласил его в качестве своего ассистента поработать на съемках картины «Аккатоне».
В 1962 году, увлекшись съемками своего первого полнометражного игрового фильма «Костлявая кума», Бертолуччи бросил университет и целиком посвятил себя дебютной детективной истории о социальной несправедливости.
В 1964 году Бертолучи снял второй фильм «Перед революцией», который рассказывает историю молодого буржуазного интеллигента, ставшего на путь марксизма, а через год вышел его полнометражный документальный телефильм «Нефтепровод».
В 1968 году на экраны выше его фильм «Партнер», который представлял вольную экранизацию повести «Двойник» Федора Достоевского.
В 1960-1970-х годах режиссер начал снимать политического кино «Стратегия паука» (1970), «Конформист» (1970). В 1968 году, увлекшись идеями левых, он вступил в Итальянскую коммунистическую партию.
В 1972 году режиссер снял «Последнее танго в Париже» — романтическую трагедию любви с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер в главных ролях. Фильм стал невероятно популярным, особенно во Франции, а в США он вошел в десятку самых кассовых кинокартин. Бертолуччи был выдвинут на «Оскар» как лучший режиссер, но при этом в Италии он получил условный тюремный срок за «богохульство» и был лишен избирательных прав на пять лет.
В 1976 году Бертолуччи снял фильм о борьбе социальных классов в Италии под названием «Двадцатый век». Затем вышли его фильмы «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981).
В 1987 году режиссер снял картину «Последний император», которая получила девять «Оскаров», а сам Бертолуччи удостоился двух — за режиссуру и адаптированный сценарий. Также эта картина получила премию «Золотой глобус».
В 1990 году Бертолуччи снял психологическую драму «Под покровом небес», а в 1993 году вышел его «Маленький Будда».
В 1996 году после 15 лет жизни за границей режиссер снял в Италии драму «Ускользающая красота».
В 2003 году на экраны вышел его фильм «Мечтатели». После выхода этого фильма режиссер анонсировал съемки картины «Бельканто», но потом отложил их на неопределенный срок и объявил о запуске нового проекта.
В 2012 году вышел фильм Бертолуччи «Ты и я», снятый по одноименному роману итальянского писателя Никколо Амманити.
Награды
Кинематографические награды
- 1971: Премия Национального общества кинокритиков за лучшую режиссуру
- 1973: Настро д’Ардженто за лучшую режиссуру
- 1987: Премия Оскар за лучшую режиссуру
- 1987: Премия Оскар за лучший адаптированный сценарий
- 1987: Золотой глобус за лучшую режиссуру
- 1987: Золотой глобус за лучший сценарий
- 1987: Давид ди Донателло за лучшую режиссуру
- 1987: Дэвид ди Донателло за лучший сценарий
- 1987: Настро д’Ардженто за лучшую режиссуру
- 1987: Премия Гильдии режиссеров Америки лучшему режиссеру
- 1997: Почетное упоминание на Международном кинофестивале в Локарно
- 1997: Награда за особую визуальную чувствительность в режиссуре в Camerimage
- 1997: Премия за сотрудничество с режиссером — постановщиком фотографии ( Витторио Стораро ) в Camerimage
- 1998: Признание свободы слова Национальным наблюдательным советом
- 2007: Золотой лев за карьеру на Венецианском кинофестивале
- 2011: Почетный Palme d’Or на Каннском кинофестивале
Много уровней «Конформиста»
«Конформист» — это не первый фильм Бертолуччи, но первая его работа, которая прогремела во всём мире. Как отмечал режиссёр, посредством этой картины он мог общаться с широкой аудиторией, потому что она кажется простой и понятной. При этом Бертолуччи подчёркивал, что для него «Конформист», напротив, оказался самой сложной лентой.
«Начиная просмотр, зритель входит на уровень прочтения, которого не хватало в фильме «Перед революцией». В той картине было много других уровней, но самого первого — прочтения при просмотре — в нём не было. В «Конформисте» этот первый уровень есть: когда происходит вхождение в фильм — и дальше зритель не испытывает никаких сложностей. Но на самом деле за ним скрывается множество других уровней», — пояснял Бертолуччи.
Критики высоко оценили картину. Они отмечали сценарий, сложное сочетание образов, а также то, какое эмоциональное воздействие лента оказывает на зрителя.
Критика восхитило и то, что человек в возрасте 30 лет может «породить замысел фильма такой глубины, исполнить его в таком уникально собственном стиле и так основательно пропитать его масштабами и пределами своего (авторского. — RT) видения».
Калум Марш из The Village Voice назвал «Конформиста» самым смелым и выразительным фильмом Бертолуччи, поскольку его герой погружается в фашизм не ради власти, а ради комфорта.
«Такой взгляд — своего рода квазисатирический тезис — делает «Конформиста» более едкой и резкой критикой фашизма по сравнению с относительно грубой работой «Двадцатый век». Те, кто оказались под влиянием фашизма, в «Конформисте» не изображены карикатурно жестокими. В этом нет нужды: их слабость, по замыслу Бертолуччи, говорит сама за себя», — пишет критик.
На Берлинском кинофестивале, где прошла премьера «Конформиста», фильм получил специальную награду от журналистов, а также премию международного евангелического жюри. Кроме того, лента была номинирована на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и на «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм.
Ещё важнее вклад, который «Конформист» внёс в мировую киноиндустрию. Он задал направление для новой волны голливудского кино, а также популяризировал целый ряд не распространённых ранее приёмов.
«Конформист» оказал сильное влияние на творчество многих начинающих режиссёров, которые восприняли картину Бертолуччи как откровение. В числе вдохновлённых «Конформистом» — Фрэнсис Коппола, Мартин Скорсезе и Стивен Спилберг. Сложная структура фильма, символическая съёмка и некоторые виртуозно поставленные сцены нашли отражение во многих фильмах последующих лет.
«Мечтатели» (2003)
Действие фильма разворачивается в Париже. в мае 1968 года, когда во время европейской контркультурной революции студенты строили баррикады.
Молодой американец Мэтью приезжает в столицу Франции по программе студенческого обмена, чтобы улучшить свое знание французского. Там он находит единомышленников – Изабель и ее брата Тео, которые дни и ночи напролет смотрят фильмы и не выходят из дома. Сначала простое увлечение кино перерастает в сложную паутину психологических и сексуальных отношений. В это же время беспорядки на улицах Парижа достигают своей кульминации.
Слоган фильма звучит так: «Вместе – все возможно. Вместе – ничто не запрещено». Изначально на главную роль рассматривались актеры Леонардо Ди Каприо и Джейк Джилленхол. Но Ди Каприо отказался, так как был задействован в это время в картине «Авиатор», а Джилленхол не захотел сниматься из-за наличия обнаженных сцен. В итоге Бертолуччи отдал роль Майклу Питту прямо перед началом съемок.
Смерть
С начала 2000-х в результате неудачной операции на позвоночнике Бертолуччи превратился в инвалида-колясочника. После нескольких лет отчаяния и затворничества режиссер вернулся в кино и снял свои самые светлые ленты.
Бернардо Бертолуччи в последние годы
Нестареющий душой классик в интервью говорил, что хочет ознаменовать 80-летний юбилей очередной кинематографической премьерой. Но эти планы не сбылись. Бернардо скончался в сентябре 2018 года, причиной смерти стал рак.
Бертолуччи считал год кончины композитора Джузеппе Верди фактическим началом 20 века. Смерть Бернардо ознаменовала окончание столетия, воспетого в кино гениальным самоучкой.
Серьезная работа в кино
Когда Бернардо исполнился 21 год, он познакомился с режиссером Пазолини и помогает ему в съемках. После этого его путь определился окончательно: он бросил университет и начал снимать кино. Его первой работой стала картина «Костлявая кума» про убийство проститутки и его расследование.
И поскольку в его жизни поэзия переплетается и перекликается с кино, критики увидели в этой картине стремление режиссера показать «победу образа над словом» — так много здесь было панорам, движений камерой чередований разных кинематографических приемов.
Непонятно как, но Бертолуччи еще успевает писать стихи, и через год выпускает сборник «В поисках загадки», за который также получает премию Виареджо.
Всемирную известность как режиссер Бернардо Бертолуччи получил за картину «Конформист»(1970), в которой пытался исследовать психологические истоки фашизма. После этого у него выходит еще много известных на весь мир фильмов – таких, как романтическая история «Последнее танго в Париже», эпопея «Двадцатый век» о переплетении судеб разных людей и их классовой вражде.
С чего начать
Кадр из фильма «Гибель богов». 1969 год
С одного из его главных фильмов — «Гибель богов» (1969). На первый взгляд, это классическая костюмная драма. Середина 1930-х годов, Германия. В семействе сталелитейных магнатов фон Эссенбеков, положение и власть которых кажутся непоколебимыми, появляется эсэсовец Ашенбах. Он ловко сталкивает членов этой многочисленной семьи, избавляясь от одних и манипулируя другими. Главная цель этой жестокой игры — наследник всего богатства фон Эссенбеков Мартин (Хельмут Бергер). Он должен стать послушной марионеткой в руках нацистов.
Висконти наполняет фильм достоверными историческими деталями, реконструирует реальное событие — «Ночь длинных ножей», секретную операцию, в ходе которой по приказу Гитлера были убиты руководители штурмовых отрядов СА, заподозренные в заговоре. И при этом переключает жанровый регистр с драмы на трагедию с шекспировскими страстями и отсылками к классическим трагедиям — от «Царя Эдипа» Софокла и «Медеи» Еврипида до «Макбета» Шекспира и «Фауста» Гете. Помимо этого, в фильме есть сюжетные отголоски «Бесов» Достоевского и «Кольца нибелунга» Вагнера. Название фильма прямо отсылает к последней части вагнеровской тетралогии — «Гибели богов».
Режиссер соединяет семейную драму с историей страны, а затем и с историей человечества, постепенно смещаясь с крупного плана на общий. «Гибель богов» — исследование природы власти, которая развращает любого, кто к ней прикоснется.
Поначалу фильм был расценен как неактуальная, тяжеловесная, перегруженная аллюзиями стилизация: во всем мире только и говорили о советских танках в Праге и студенческих протестах в Париже, а Висконти укрылся от реальности в своей «башне из слоновой кости». Но спустя несколько лет, когда вышли «Конформист» Бертолуччи и «Сало, или 120 дней Содома» Пазолини, отношение к картине изменилось. Стало понятно, что Висконти открыл в итальянском кино очень важную и актуальную тему. Он первым поставил вопрос о психологической природе фашизма, заговорив о том, что в основе яростного отстаивания «нормы» и «чистоты», отсеивания «годных» от «негодных» на самом деле лежит отклонение от нормы, которое нацисты таким образом скрывают — возможно, и от самих себя. На фоне роста неофашистского движения в Италии в конце 1960-х — начале 1970-х это было радикальным высказыванием. Бертолуччи и Пазолини усилили его и сделали еще более слышимым.
Как начать смотреть Бернардо Бертолуччи
Эротизм, бунт против общественных норм и другие ключи
Ускользающая красота (1996) (Stealing Beauty)
Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм, Мелодрама
tagHD 1080, tagHD 720
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
В ролях: Лив Тайлер, Джозеф Файнс, Джереми Айронс
Похоронив мать, известную топ-модель, покончившую жизнь самоубийством, молоденькая американская девушка едет в Италию. На эту поездку девушка возлагает большие надежды, она планирует не только хорошо провести лето в шикарном загородном доме, куда ее пригласили пожить друзья покойной матери, но и разыскать своего отца и обязательно завести близкие отношения с каким-нибудь молодым человеком. А главное, девушка надеется раскрыть секрет очень загадочной фразы, написанной ее матерью в личном дневнике.
Конформист (1970) (Il conformista)
Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм
tagHD 1080, tagHD 720, tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Альберто Моравиа
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
В ролях: Жан-Луи Трентиньян, Стефания Сандрелли, Доминик Санда
Законопослушным человеком хочет быть каждый, но если государство, в котором ты живешь, является преступным, то поневоле оборачивается преступлением и твое послушание. Такова цена конформизма, которую вынужден заплатить доктор Марчелло Клеричи, получающий от фашистских властей приказ отправиться во Францию с тем, чтобы организовать и осуществить ликвидацию итальянского профессора-антифашиста.
Осажденные (1998) (L’assedio)
Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм, Мелодрама
tagHD 720
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
В ролях: Тэнди Ньютон, Дэвид Тьюлис, Клаудио Сантамария
Спасаясь от наказания, которое грозит ей на родине, молодая африканская женщина по имени Шандурай отправляется в Рим, где находит пристанище в доме английского пианиста мистера Кински. В качестве платы за предоставленное жилье она работает служанкой и в то же время пытается выучиться на врача. Несмотря на то что Кински целиком поглощен своей профессией, общаясь в основном только с музыкой Баха, Моцарта и Грига, между ним и Шандурай возникают довольно необычные романтические отношения.
С каких фильмов не стоит начинать знакомство с Висконти
Кадр из фильма «Невинный». 1976 год
С последней картины «Невинный» (1976) по раннему роману Габриеле д’Аннунцио: Висконти снимал ее в инвалидном кресле после перелома шейки бедра и не успел закончить. Режиссер умер от тромбоза через несколько дней после просмотра чернового монтажа, которым остался недоволен.
Кадр из фильма «Посторонний». 1967 год
Не лучшая точка входа в мир Висконти и еще одна экранизация (1967) — романа Альбера Камю «Посторонний». Этот фильм со звездами европейского кино Марчелло Мастроянни и Анной Кариной был номинирован на «Золотого льва Святого Марка» в Венеции и американскую премию «Золотой глобус», но наград не получил и был прохладно принят критиками. От Висконти ждали радикальной интерпретации, но он, наоборот, экранизировал Камю слишком близко к тексту, и на фоне других работ фильм кажется блеклым.
Кадр из фильма «Одержимость». 1943 год
И, пожалуй, не стоит начинать знакомство с Висконти с его первого фильма «Одержимость» (1943) с Кларой Каламаи и Массимо Джиротти. Черты уникального авторского стиля здесь еще не проявлены в полной мере и будут лучше видны после просмотра главных картин режиссера.
Мечтатели (2003) (The Dreamers)
Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм, Мелодрама
tagHD 1080, tagHD 720, tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Гилберт Адэр
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
В ролях: Майкл Питт, Ева Грин, Луи Гаррель
Париж, конец шестидесятых. Воздух города пахнет революцией, молодежные демонстрации протестов на улицах… Но у брата и сестры Тео и Изабель, а так же у их друга Мэтью, американского студента, совсем иная реальность, свое восприятие, свой мир…волшебный мир кино! Можно сказать, что эти ребята продали души кинематографу, дни и ночи они проводят за просмотрами фильмов. Они не выходят из дома…Кино — это их жизнь! Не замечая того, что происходит в мире, они играют в кино. Сначала это была простая забава, теперь же это переросло в сложнейшую паутину психологических и сексуальных ветвей. А тем временем, демонстрации на улицах Парижа, становятся все более жарче…
Заключение
Конечно, его фильмы не для всех. Они не массовые. И вряд ли каждый скажет, что они ему по душе. Они для тех, кто готов при просмотре фильма подумать. Кто готов принять другой, порою провокационный, смысл фильма. Возможно, поэтому так часто режиссер подвергался критике. Но безусловен его индивидуальный подход к кино. Его уникальный взгляд на мир. Его философское отношение к происходящему в этом мире.
Фильмы мастера изучают сегодня в киношколах всего мира как примеры настоящего и уникального творчества и смелости. И, несмотря на провокационность его картин, многие актеры признаются в интервью, что лучшие роли они сыграли именно в его фильмах.
Автор статьи: Ульяна Гуляева