Пьяные выходки бориса андреева
Содержание:
«1738 комбайнов и один актер»: от станка до театральной сцены
Борис Андреев в роли Саши Свинцова (сидит третий слева) в художественном фильме Леонида Лукова «Два бойца» (1943)
Борис Андреев родился в Саратове в рабочей семье. Когда ему исполнилось пять лет, родители переехали в соседний городок Аткарск и устроились в мастерскую по ремонту сельскохозяйственного оборудования. В 1923 году Андреев пошел в первый класс. Вместе со своими друзьями после уроков он часто репетировал сценки для школьных концертов. Но о профессии актера он не мечтал: в 1930 году, после окончания семи классов, Андреев поехал в Саратов поступать в сельскохозяйственный техникум. С таким образованием он легко мог найти работу в Аткарске. Правда, до приемной комиссии Андреев не дошел. В дороге он познакомился со строителями Саратовского комбайнового завода, которые уговорили устроиться туда: предприятию как раз требовались слесари-электромонтеры.
О том, что при комбайновом заводе есть кружок самодеятельности, Борис Андреев узнал случайно. Будущего актера попросили построить декорации для спектакля, и он пришел за досками в разгар репетиции. Юношу сразу заметил художественный руководитель Иван Слонов: внешне сильный, крупный Андреев подходил на роли передовиков производства. Режиссер предложил ему записаться в драмкружок. Слонов учил технике речи и показывал приемы, которые помогали вжиться в роль. Вскоре Андреев исполнял все главные роли в заводских спектаклях.
В 1933 году Борис Андреев по совету режиссера поступил в Саратовский театральный техникум. Совмещать работу и учебу удавалось с трудом — он даже думал бросить техникум. Однако Слонов убедил дирекцию завода, что Андреев станет знаменитым актером. Администрация пошла на уступки. Чтобы слесарь смог сосредоточиться на учебе, ему снизили количество часов в сменах, а на четвертом курсе и вовсе освободили от работы и назначили стипендию из фонда предприятия. В 1937 году Андреев закончил техникум и получил диплом актера. Он вспоминал: «На всю жизнь останется в моей памяти день, когда я пришел после защиты диплома в родной цех завода. Вместо обычной замасленной спецовки я явился в белой накрахмаленной рубашке, впервые надел галстук. Торчащие вихры были старательно приглажены. Кругом веселые, радостные лица, все поздравляли меня с окончанием». На ежегодном собрании цеха старший слесарь Королев сказал: «В этом году наш завод выпустил 1738 комбайнов и одного актера».
Любовь — это как тиф!
Любому другому советскому гражданину хватило бы сотой доли таких приключений, чтобы попасть под суровую раздачу за пьянку и аморалку. Но друзьям-приятелям все сходило с рук. Спасала их бешеная популярность, которая после новой картины Л. Лукова «Большая жизнь» (1940) превратилась в безмерную и всепрощающую народную любовь. Вся страна распевала песню про донецких шахтеров «Спят курганы темные». Люди с упоением цитировали смачные монологи героя Андреева: «Да ты знаешь, что такое любовь? Любовь — это как тиф!» А Петра Алейникова после «Большой жизни» иначе как Ваней Курским и не называли. Даже на афишах его творческих встреч иногда писали имя героя вместо имени актера.
Петр Алейников в фильме «Большая жизнь» (1939) Кадр из фильма
Но был случай, когда любовь зрителя спасла Бориса Андреева от смерти. Обедая в ресторане «Москва», актер оказался за одним столом с каким-то начальником и его подчиненным. Дело было в июне 1941-го. Подвыпивший сосед ляпнул что-то про «актеров, отсиживающихся в тылу», за что тут же получил от Андреева по морде и рухнул под стол. Следом, отведав андреевского кулака, последовал верный адъютант. Все бы ничего, да вот беда — в нокауте оказались генерал НКВД и его порученец. 26 июля Андреев был арестован, обвинен в контрреволюционной агитации плюс умысел на теракт и приговорен… к расстрелу. Кто-то догадался доложить Сталину, ведь все знали, что Андреев — его любимый артист. «Пусть еще погуляет», — милостиво вынес решение вождь народов.
Смерть народного артиста
Весной 1982 года советский актёр вернулся со своих последних гастролей. Мужчина жаловался, что плохо себя чувствует. Медики сказали, что артист просто переутомился.
Одним апрельским утром сын и отец пили кофе. Неожиданно Борис Фёдорович замолчал, а потом признался сыну, что очень устал и чувствует приближение конца. На следующий день актёр попал в больницу. Самочувствие мужчины улучшалось, семья Бориса Андреева надеялась на его скорейшее возвращение домой.
Когда сын в очередной раз пришёл к отцу в палату, народный артист рассказал ему о странном сне. Борис Фёдорович увидел себя лежащим на площади у ворот храма, его окружала большая толпа людей.
Могила Бориса Андреева
5 апреля 1982 года сердце легендарного актёра перестало биться. Медики установили, что народный артист ушёл из жизни по причине обширного инфаркта. Могила Бориса Андреева находится на Ваганьковском кладбище.
Детство и юность
советского кинематографа родился в семье саратовских рабочих 9 февраля 1915 года. В детском возрасте, когда мальчику исполнилось пять лет, семья перебралась в небольшой городок Приволжья – Ангарск. Там Борис Андреев окончил семилетку и отправился в Саратов, чтобы поступить в сельскохозяйственный техникум.
Актер Борис Андреев
Если бы во времена стахановцев кто-то сказал родителям Бориса, что сын станет звездой кино, то они, скорее всего, не поверили бы. Вместе с друзьями-мальчишками маленький Боря любил показывать сценки рабочим завода. Но дальше этого дело не заходило.
Добравшись до Саратова, молодой человек познакомился со строителями Волжского комбайнового завода. Молодые, работящие, дружные рабочие уговорили Бориса Федоровича присоединиться к коллективу. После краткосрочных курсов Андреев устроился на производство слесарем-электромонтером.
Борис Андреев в молодости
В советские годы руководство заводов заботилось еще и о досуге сотрудников. Поэтому Борис Федорович пришел на репетицию драмкружка, где молодого колоритного мужчину заметил и оценил преподаватель, а также талантливый актер и режиссер Иван Артемьевич Слонов.
Именно Слонов предложил Андрееву поступить в Саратовское театральное училище. Поначалу молодой рабочий сомневался, потому что совмещать занятия и работу на заводе казалось задачей не из легких. Тогда руководство пошло навстречу творческому таланту Бориса и снизило загруженность на сменах. В 1937 году актер прошел курс и окончил училище.
Борис Андреев
Сразу же после получения образования Андреев сменил рабочие будни на Саратовский драматический театр им. К. Маркса (с 2003 года театру присвоено имя И. А. Слонова). Правда, играть на сцене новоиспеченному артисту долго не пришлось. Вскоре в биографии Андреева появляется кинематограф.
Фильмография
Актёрские работы
Борис Андреев и Людмила Ковалёва (впоследствии — Анненская) в фильме «Два бойца». Съёмки на Ташкентской киностудии в 1943 году
- 1939 — Трактористы — Назар Дума
- 1939 — Большая жизнь. Часть 1 — Харитон Егорович Балун
- 1939 — Истребители — лейтенант Птенчик
- 1939 — Щорс — молодой красноармеец
- 1941 — Богдан Хмельницкий — казак Довбня / боярин Пушкин, московский посол
- 1941 — Боевой киносборник № 8 (эпизод «Три танкиста») — Макар, танкист
- 1941 — Валерий Чкалов — механик
- 1942 — Александр Пархоменко — анархист
- 1942 — Дорога к звёздам — лётчик
- 1942 — Как закалялась сталь — железнодорожник
- 1942 — Котовский — студент, раздающий долговые расписки
- 1942 — Сын Таджикистана — Иван
- 1943 — Два бойца — Саша Свинцов
- 1944 — Малахов курган — командир полка, майор Жуковский
- 1944 — Я черноморец — краснофлотец Степан Полосухин / Григорий Полосухин
- 1944 — Однажды ночью — Христофоров
- 1945 — Золотая тропа — Епифанцев
- 1946 — Большая жизнь. Часть 2 — Харитон Егорович Балун
- 1947 — Сказание о земле Сибирской — Яков Захарович Бурмак
- 1947 — Белая тьма (Чехословакия) — советский партизан Дугин
- 1949 — Встреча на Эльбе — сержант Егоркин
- 1949 — Кубанские казаки — Федя Груша
- 1949 — Падение Берлина — Алексей Иванов
- 1951 — Незабываемый 1919-й — Шибаев
- 1952 — Максимка — матрос Лучкин
- 1953 — Судьба Марины — Матвей
- 1954 — Большая семья — Илья Матвеевич Журбин
- 1955 — Мексиканец — Паулино Вэра
- 1956 — Илья Муромец — Илья Муромец
- 1958 — Поэма о море — Савва Зарудный
- 1958 — Годы молодые — Захар
- 1959 — Жестокость — Лазарь Евтифьевич Баукин
- 1959 — Хождение по мукам (фильм № 3 «Хмурое утро») — Чугай
- 1959 — В степной тиши — эпизод
- 1960 — Повесть пламенных лет — генерал Глазунов
- 1961 — Казаки — Ерошка
- 1962 — Голубой огонёк-1962 (фильм-спектакль) — гость, объявляет о вручении новогодних подарков
- 1962 — Путь к причалу — боцман «Полоцка» Зосима Семёнович Росомаха
- 1963 — Оптимистическая трагедия — Вожак
- 1964 — Зачарованная Десна — дед Платон
- 1965 — Над нами Южный Крест — Федосеенко
- 1966 — На диком бреге — Литвинов
- 1968 — День ангела — купец Грызлов
- 1969 — Ночной звонок — Лаврентий Квашнин
- 1971 — Остров сокровищ — Джон Сильвер
- 1971 — Шутите? (киноальманах (в новелле «Вандербуль бежит за горизонт») — таксист
- 1973 — Дети Ванюшина — Александр Егорович Ванюшин
- 1975 — На край света… — дежурный по переезду
- 1975 — Назначаешься внучкой — дед Тимофей
- 1976 — Первый рейс — капитан Дмитрий Иванович Белоусов
- 1976 — Моё дело — Друянов
- 1977 — Сапоги всмятку — Василий Александрович Блистанов
- 1980 — Сергей Иванович уходит на пенсию — Сергей Иванович
- 1982 — Предисловие к битве — Мохов
- 1982 — Слёзы капали — Николай Ваничкин
Озвучивание мультфильмов
- 1948 — Полкан и Шавка — Полкан
- 1952 — Валидуб — Янек
- 1955 — Необыкновенный матч — Чубик-зазнайка
- 1956 — Старые знакомые — Чубик-зазнайка
- 1974 — Мешок яблок — Медведь
- 1974 — Молодильные яблоки — Старый селянин
Участие в фильмах
- 1963 — Мелодии Дунаевского (документальный)
- 1971 — Народный артист Андреев (документальный) — текст за кадром
- 1972 — Народный артист Касымов (документальный) — текст за кадром
- 1973 — Народный артист Шукур Бурханов (документальный) — текст за кадром
- 1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни (документальный) — рассказ о П. М. Алейникове
- 1978 — Иван Пырьев (документальный)
- 1979 — Профессия — киноактёр (документальный)
- 1981 — Николай Крючков, км (рассказывает о Н. А. Крючкове)
Фильмография
1999 — Улицы разбитых фонарей 2 (серия № 20 «Раритет») — «Браток», водитель 2001 — Бандитский Петербург. Фильм 3. Крах Антибиотика — оперуполномоченный РУОП 2001 — Сказ про Федота-стрельца — эпизод 2001 — Убойная сила 3 (фильм № 1 «Предел прочности») — Генка («Философ») 2001 — Улицы разбитых фонарей 3 (серия № 14 «Новые веяния») — сантехник 2001 — Ниро Вульф и Арчи Гудвин (фильм «Дело в шляпе») — Юджин Орвин 2002 — Агентство «Золотая пуля» (серия № 13 «Дело о службе новостей») — Михаил (Майкл), монтажёр 2002 — Спецназ (серия № 2 «Засада») — майор Зубов 2003 — Ключ от спальни — эпизод 2003 — Линии судьбы — Олег, кинорежиссёр 2003 — Улицы разбитых фонарей (5-й сезон; серии № 9, 10) 2003 — Чисто по жизни 2004 — Мужчины не плачут — Вадим Сидельников 2004 — Своя чужая жизнь — эпизод 2005 — Большая прогулка (серии № 2, 3) — 2005 — Мужчины не плачут 2 — Вадим Сидельников 2005 — Принцесса и нищий — Федя, скупщик краденого 2006 — Алька — Сенечкин, сержант, командир взвода 2006 — Ментовские войны 3 (фильм № 1 «Казаки-разбойники») — Борис Гуляшин («Гуляш») 2006 — Опера. Хроники убойного отдела 2 (серия «Фото на память») — Илья Черкасов 2006 — Свой-чужой — Володя Потёмкин, оперуполномоченный 2007 — Семь кабинок — Александр, охранник 2007 — Братья — эпизод 2007 — Ветка сирени — Фёдор Иванович Шаляпин, русский оперный и камерный певец (высокий бас) 2007 — Морские дьяволы 2 (серия № 11 «Тайна старого затона») — Алексей Шмаков, водолаз 2007 — Попытка к бегству (фильм № 2 «Чужое дежурство») — Игорь Парадов, оперативник уголовного розыска 2007 — Юнкера — эпизод 2008 — Двое из ларца 2 (фильм № 5 «Миллионер») — Сергей Смирнов, похититель 2008 — Каменская 5 — Павел Михайлович Дюжин, капитан милиции, аналитик 2008 — Мы поженимся, в крайнем случае созвонимся — Михаил 2008-2009 — Дилер — Андрей Дорогов 2008-2017 — Улицы разбитых фонарей (9-й — 16-й сезоны) — Андрей Васильевич Рыданов, старший лейтенант милиции (затем — капитан полиции), сотрудник убойного отдела Межрайонного УВД 2009 — Питерские каникулы 2009 — Суд (серия № 16 «Ведущий-ведомый») — друг Инги 2009 — Черта — Евгений 2010 — Робинзон — Олег Тупик, муж Вики 2010 — Семейный дом — Толик, водитель Карины Львовны 2011 — Каменская 6 — Павел Михайлович Дюжин, капитан милиции, сотрудник отдела Гордеева 2012 — Честь Самурая — Андрей Васильевич Рыданов 2012 — Зимний круиз — Андрей Васильевич Рыданов 2012 — Поклонница — Михаил Авилов, муж русской писательницы Лидии Авиловой 2012 — Братство десанта — Иван Сомов, таксист 2012 — Подземный переход — Вячеслав Николаевич, любовник Нины Ефимовны 2013 — Бездна — Стас Григорьев, художник, друг семьи Варламовых 2013 — Папа в законе — Иван, следователь 2013 — Женщины на грани — Павел Березник 2013 — Маяковский. Два дня — Корней Чуковский, русский поэт 2014 — С небес на землю — Владимир Береговой, начальник компьютерного отдела издательства 2014 — Морские дьяволы. Смерч 2 (фильм № 1 «Станционный смотритель») — Игорь Латышев 2014 — Половинки невозможного — Захар 2015 — Неразрезанные страницы — Владимир Береговой, начальник компьютерного отдела издательства 2015 — Один день, одна ночь — Владимир Береговой, начальник компьютерного отдела издательства 2015 — Пять минут тишины — Николай Петров, спасатель 2021 — Следователь Тихонов — Панаев, следователь Бабушкинского РОВД 2021 — Ментовская сага — Агеев
«Поток любви, восторга и признания»: известные роли Андреева
Борис Андреев (справа) в роли Ильи Журбина и Николай Сергеев в роли Александра Басманова в художественном фильме Иосифа Хейфица «Большая семья» (1954)
Борис Андреев в роли Ильи Муромца и Нинель Мышкова в роли Василисы в художественном фильме Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)
Борис Андреев (справа) в роли Вожака и Вячеслав Тихонов в роли Алексея в художественном фильме Самсона Самсонова «Оптимистическая трагедия» (1963)
Борис Андреев говорил: «В СССР, кроме нас с Алейниковым, самым популярным был разве что Чарли Чаплин». В 1950-е актер много снимался в кино: на экраны вышел фильм о спасенном негритенке «Максимка», мелодрама «Судьба Марины», приключенческая картина «Мексиканец». В 1954 году Андреев получил главную роль в «Большой семье» режиссера Иосифа Хейфица. Киноленту о судьбе трех поколений судостроителей оценили и за рубежом: фильм стал лауреатом Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший ансамбль». Борис Андреев работал на площадке вместе со знаменитыми актерами Сергеем Лукьяновым и Верой Кузнецовой. «Большая семья» стала режиссерским дебютом артиста Алексея Баталова, который отзывался об Андрееве: «К нему было удивительное доверие у миллионов людей. Появление Андреева на огромном, битком забитом стадионе, где проводилась программа «Товарищ кино», вызывало не просто хлопанье под барабан, это был поток, обвал любви, восторга, признания».
В 1956 году Андреева пригласил на съемки режиссер Александр Птушко. Он снимал русскую народную сказку «Илья Муромец». Роль богатыря стала одной из самых важных в творческой карьере Бориса Андреева: по масштабности фильм позже сравнивали только с «Войной и миром» Бондарчука. Специально для съемок недалеко от Ялты выстроили деревянные декорации древнего города. Помимо актеров Птушко задействовал 106 тысяч военных и 11 тысяч лошадей. Эти факты вошли в «Новую Книгу рекордов Гиннесса по кино» Патрика Робертсона. «Илья Муромец» стал первым широкоэкранным фильмом в СССР.
Следующей большой работой Бориса Андреева стал фильм Георгия Данелии о жизни моряков — «Путь к причалу». В 1961 году артиста сразу утвердили на роль сурового и неразговорчивого боцмана Росомахи. Картину снимали осенью в Мурманске. Специально для знаменитого актера командующий Северным флотом лично выделил адмиральский катер. В одном из эпизодов фильма боцман должен был стоять на берегу и бить ногами по воде. В книге «Безбилетный пассажир» Данелия вспоминал: «В Баренцевом море вода очень холодная, поэтому хотели снимать дублера. Андреев запротестовал: «Никаких дублеров, Росомаху играю я». Эту сцену снимали на острове Кильдин, и актер, пожилой уже человек, на пронизывающем ветру в мокрой одежде и без переодеваний два часа самоотверженно искал варианты. Сняли четырнадцать дублей». Сразу после выхода киноленты в 1962 году Борису Андрееву присвоили звание народного артиста СССР.
В 1963 году Борис Андреев снялся в драме «Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова о революции. Актер играл в паре с Вячеславом Тихоновым. В картине долго не могли снять одну сцену: по сюжету герой Тихонова обвинял персонажа Андреева в предательстве, а затем плевал ему в лицо. Тогда известный артист отвел в сторону и подбодрил партнера: «Да не робей ты! Найди в моей харе что-нибудь противное и туда и плюнь».
Работы у Бориса Андреева было много: он каждый год снимался одновременно в нескольких фильмах. Сын актера вспоминал: «Папа очень быстро уставал, потому что ему приходилось много работать. От колоссального напряжения у него поднималось давление, кровь шла из носа. В перерывах между съемками он плюхался плашмя на диван в павильоне, чтобы хоть немного прийти в себя». У Андреева начались проблемы со здоровьем. Однако меньше работать он не стал: в конце 1960-х годов на экраны вышло пять фильмов с его участием.
В 1971 году Борис Андреев сыграл Джона Сильвера в картине Евгения Фридмана «Остров сокровищ». Затем были главные роли в фильмах «Дети Ванюшина», «Назначаешься внучкой», «Первый рейс», «Сапоги всмятку». К 1979 году на счету Бориса Андреева было уже 50 картин.
Последней работой актера стал фильм «Слезы капали» Данелии. Завязку сюжета режиссер позаимствовал у сказки «Снежная королева»: жителю небольшого города в глаз попал кусок волшебного стекла, и с тех пор он везде видел только плохое. Главную роль исполнил Евгений Леонов, а Борис Андреев сыграл его однополчанина Николая Ваничкина.
Весной 1982 года после съемок актер внезапно почувствовал себя плохо. 24 апреля Борис Андреев скончался. Причиной смерти стало переутомление. Его похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы.
Звания и награды
- Народный артист РСФСР (1950)
- Народный артист СССР (1962)
- Сталинская премия первой степени (1948) — за исполнение роли Якова Бурмака в фильме «Сказание о земле Сибирской»
- Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли Алексея Иванова в фильме «Падение Берлина»
- Орден Ленина (1967)
- Орден Октябрьской Революции (12.04.1974)
- Орден Красной Звезды (14.04.1944) — за фильм «Два бойца»
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
- Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
- МКФ в Канне (1955, Приз лучшему актёрскому составу, фильм «Большая семья»)
- ВКФ в Киеве (1959, Первая премия за исполнение мужской роли, фильм «Поэма о море»)
- МКФ в Сан-Франциско (1963, Приз «Золотые ворота» за лучшее исполнение мужской роли, фильм «Оптимистическая трагедия»)
Борис Андреев в роли Харитона Балуна. Кинофильм «Большая жизнь», 1939 г. Почтовая карточка, выпущенная к столетию со дня рождения актёра. Почта России, 2015 г., (ЦФА № 264-окр)
Литература
Дальнейшая судьба Даниила Андреева сложилась не менее трагично. Окончив институт, он устроился работать художником-шрифтовиком. Андреев не оставлял литературу, продолжая писать, однако понимал, что его произведения вряд ли понравятся новому советскому правительству. Особенно писателя занимала тема некой общей религии, которая должна объединить умы людей. Он даже дал название этой религии — Роза мира. Так же позднее он назвал и главное произведение в своей жизни.
Даниил Андреев в молодости
В начале 1930-х писатель работал в одном из московских изданий правщиком, но вскоре ушел оттуда. Параллельно Андреев постоянно писал стихи, однако многие произведения тех лет оказались уничтоженными. Кроме того, остались неоконченными его учение в области философии «Контуры предварительной доктрины» и цикл стихотворений «Предгорья».
В 1942 году Даниил Андреев попал на фронт. Мужчина служил в так называемом «похоронном» отряде, кроме того, выполнял обязанности санитара, помогая выхаживать раненых. А сразу после войны начал работать над новым романом, который получил название «Странники ночи». В этом произведении Андреев хотел поделиться собственным фронтовым опытом. Этот роман и стал причиной новых горестей в жизни Андреева.
Даниил Андреев на войне
После анонимного доноса писателя арестовали. Обвинения оказались абсурдными — якобы Андреев организовал террористическую группу и вел антисоветскую агитацию. Тем не менее, приговор был зачитан — 25 лет тюрьмы.
В заключении писатель не переставал работать над новыми произведениями. Так появляются «Русские октавы», «Железная мистерия», а также поэмы «Немереча», «Гибель Грозного», «Рух», стихотворение «Василий Блаженный», долго остававшиеся в списке неизданного.
Книга Даниила Андреева «Роза мира»
В камере написаны и «Ленинградский Апокалипсис», книга новелл «Новейший Плутарх». И, конечно, начата работа над главным произведением – «Розой мира».
Писателя освободили только в 1957 году, тогда же Андреев был реабилитирован. Почти до конца жизни Даниил Леонидович продолжал дописывать части книги «Роза мира». Этот сборник трактатов и философских рассуждений включил в себя и огромный пласт материала об исторических событиях. Андреев рассуждает о Ленине и о Сталине, о произведениях русских гениев — Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя и других писателей и поэтов, которых автор считал пророками и предсказателями.
Даниил Андреев в тюрьме
Кроме того, Андреев выстроил целую теорию «русской метакультуры», считая русских сверхнародом, который и стоит у истоков Розы мира. История нации и так называемой «души России», по мнению Даниила Андреева, начинается с Демиурга Яросвета, которому противопоставлены жрурги — демоны, мешающие светлому замыслу Демиурга.
Есть в «Розе мира» и рассуждения о предсказаниях Елены Блаватской, о первоначальной женственности, воплощенной в Лилит — первой грешнице и родоначальнице ангелов. Писатель не обошел стороной и вопросы зарождения религии, по-своему интерпретировав события жизни Иисуса Христа и поступок Иуды Искариота. Также в произведении поднимаются проблемы веры и религии, национальности и высшего предназначения.
Биография
Борис Андреев родился 27 января (9 февраля) года в Саратове в семье рабочих.
Детские и юношеские годы прошли в Аткарске Саратовской губернии. После окончания школы-семилетки в 1930 году работал слесарем-электромонтёром на комбайновом заводе в Саратове (1930—1935). В 1933—1935 годах без отрыва от работы учился в Школе рабочей молодёжи при заводском управлении. Уже тогда начал ходить в заводской драмкружок. Заметивший его успехи известный саратовский актёр И. А. Слонов предложил ему поступить в Саратовское театральное училище (с 1933 года — имени И. А. Слонова, ныне Театральный институт Саратовской государственной консерватории им. Собинова), которое он успешно окончил в 1937 году. Коллектив завода всемерно поддерживал начинающего артиста и даже платил ему стипендию, после выпускных экзаменов его встречали как своего героя:
В 1937—1938 годах — актёр Саратовского драматического театра им. К. Маркса (с 2003 — имени И. А. Слонова). Во время гастролей театра в Москве актёра заметил кинорежиссёр И. А. Пырьев и пригласил в картину «Трактористы». Фильм вышел на широкий экран в 1939 году, в фильме актёр выступил достойно и не затерялся среди уже известных артистов.
В 1938—1941 годах — актёр Киевской киностудии (ныне «Киностудия имени А. Довженко»), в 1941—1942 — Ташкентской киностудии (ныне «Узбекфильм») и ЦОКС (ныне «Казахфильм»), в 1943—1944 — Ашхабадской (ныне «Туркменфильм»), Сталинабадской (ныне «Таджикфильм») и Тбилисской киностудий (ныне «Грузия-фильм»), в 1944—1982 — Театра-студии киноактёра (ныне Государственный театр киноактёра).
Во время съёмок фильмов «Трактористы» и «Истребители» приобрёл двух очень близких друзей — П. Алейникова и Н. Крючкова. Впоследствии в кругу киноактёров он называл эту компанию «святой троицей».
В 1941 году артист, будучи в крепком подпитии, позволил себе ряд резких отзывов о руководстве страны. Его заключили в СИЗО, ему грозила 58-я, «политическая» статья, однако через несколько месяцев актёра освободили по личному указанию Сталина.
В годы войны вместе с М. Бернесом снялся в легендарном фильме «Два бойца» ().
В этом московском доме по улице Б. Бронная, 2 Борис Фёдорович прожил последние годы своей жизни 1970—1982
В роли Ильи Журбина в фильме «Большая семья» () проявилось умение актёра воплощать психологически глубокие характеры. Проникнуто эмоциональной насыщенностью исполнение Андреевым ролей Лазаря Баукина в экранизации повести Павла Нилина «Жестокость» () и боцмана Росомахи в экранизации повести Виктора Конецкого «Путь к причалу» (). Крупнейшей работой артиста в кино стал Вожак в фильме «Оптимистическая трагедия» ().
Принимал участие в озвучивании мультфильмов.
Член правления Союза кинематографистов СССР. В 1960—1982 годах — председатель актёрской секции Союза.
Член ВКП(б) с 1948 года.
Борис Андреев умер 25 апреля 1982 года (по другим источникам — 21 или 24 апреля) в Москве от обширного инфаркта. Похоронен на Ваганьковском кладбище (2 уч.), хотя ему как народному артисту СССР полагалось упокоение на Новодевичьем; в 1965 году законное место на престижном кладбище он уступил своему лучшему другу Петру Алейникову.
Семья
- Жена — Галина Васильевна Андреева (1925—1984)
- Сын — Борис Борисович Андреев (1952—2013), доктор философских наук, профессор Московского государственного университета культуры и искусств
Внук — Борис Борисович Андреев (род. 1974), режиссёр телевидения
- Сын — Борис Борисович Андреев (1952—2013), доктор философских наук, профессор Московского государственного университета культуры и искусств
Смерть
Тюремное заключение не лучшим образом сказалось на здоровье писателя: Даниил Андреев перенес несколько сердечных приступов, а также постоянно простужался, неоднократно лежал в постели с тяжелыми пневмониями.
Тем не менее, продолжал работать над «Розой мира», которую окончил за несколько месяцев до смерти. 30 марта 1959-го Даниила Андреева не стало. Могила, где похоронен писатель, находится рядом с последним пристанищем его матери на московском Новодевичьем кладбище.
К сожалению, не все произведения Даниила Андреева, написанные им за годы жизни, дошли до современного читателя. Многое было уничтожено или утеряно. Кроме того, остались и неоконченные труды, например, «Дневник Сатаны», который писатель так и не успел завершить.
Документальный фильм «Даниил Андреев. Орлионтана»
К столетию со дня рождения писателя был снят документальный фильм о его судьбе, получивший название «Даниил Андреев. Орлионтана», а в 2014-м в деревне Чухраи (Брянская область) открыли музей, посвященный жизни и творчеству писателя.
Бои местного значения
Картина «Два бойца» подарила народу знаменитый шлягер Никиты Богословского про Костю-моряка и две великолепные актерские работы. Марк Бернес сыграл обаятельного одессита, а Борис Андреев — основательного Сашу с «Уралмаша». Герои фильма сражались с врагом на подступах к Ленинграду, а на Ташкентской киностудии во время съемок разгорелась настоящая война. Противоборствующими сторонами выступили Андреев и режиссер Михаил Ромм.
Постоянные стычки между ними возникали по вопросу влияния актерского пьянства на трудовую дисциплину. В трезвом состоянии Андреев виновато выслушивал претензии Ромма и божился «завязать навсегда». Но стоило артисту принять на грудь, как он превращался в бешеного быка, и начиналась «охота на Ромма».
Статья по теме
Три культовых фильма Михаила Ромма
В 1945 году режиссер Луков, вспомнив об успехе фильма «Большая жизнь», решил сделать вторую серию о послевоенном восстановлении Донбасса. Несмотря на участие многих актеров из первой серии (Андреева, Алейникова, Бернеса и др.), фильм получился слабым, ходульным. С подачи Сталина его признали «малохудожественной и вредной кинокартиной», но совсем по другой причине. «Лучшему другу советских кинематографистов» не понравились полузатопленные землянки и грязные протекающие бараки, в которых ютились славные донецкие шахтеры и их семьи. На кремлевском просмотре он то и дело бросал злые реплики: «В какие годы происходит действие этого фильма? Может, до революции?» Робкие попытки режиссера получить разрешение на переделки успеха не имели. «Большую жизнь» запретили и положили на полку.
Статья по теме
Судьба «Максимки». Как сложилась жизнь мальчика из знаменитого фильма?
Бориса Андреева такой удар из седла не выбил. И в конце сороковых, и в начале пятидесятых он сыграл яркие роли в таких запоминающихся фильмах, как «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Максимка» и «Большая семья». А вот кинокарьера Алейникова забуксовала. Опасаясь его непредсказуемости и зная о хроническом алкоголизме, режиссеры приглашали его все реже и реже. Да и то на эпизоды.
Вадим Андреев сейчас
Актеру все меньше стала нравиться столичная жизнь, несмотря на плотный график съемок. Он живет с женой за городом, там же они провели весеннюю самоизоляцию из-за пандемии коронавируса 2020 года. Андреев катался на велосипеде, ходил в храм и спокойно пережидал паузу в работе. Первого сентября актер выложил в Instagram фотографию внучки, которая отправилась в школу. Что касается творчества, то Вадим Юрьевич в 2021 году принимал участие сразу в пяти картинах, в числе которых «Матрешка», «Скрытые мотивы». В Instagram актера появилось фото со съемок спортивной драмы «Белый снег», премьерный показ которой запланирован на 2021 год. В основу фильма легли реальные события о легендарной лыжнице Елене Вяльбе (ее играет Ольга Лерман), которая собрала все «золото» на ЧМ 1997 года в Норвегии.