Бг & аквариум слушать онлайн бесплатно

Ранние годы (1953–1979)

Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург ). Он стал соучредителем «Аквариума» с другом детства Анатолием «Георгием» Гуницким в 1972 году как проект постмодернистского театра, основанный на поэзии и музыке. Гуницкий написал абсурдистские, весьма символичные тексты к некоторым из самых ранних песен Гребенщикова.

Гребенщикова приняли в престижный Ленинградский государственный университет . Его музыкальная деятельность стала занимать большую часть его времени; он начал пропускать экзамены и проваливать занятия. Несмотря на то, что в конечном итоге он получил диплом по прикладной математике , Гребенщиков всегда был ненасытным потребителем культуры, особенно музыки. Его школьное увлечение The Beatles в конечном итоге расширилось, включив в себя глубокую признательность Бобу Дилану , который постепенно превратил Aquarium в низкокачественную электрическую блюзовую группу, которая подрабатывала акустическим регги. Согласно популярной легенде, первой песней, которую ему удалось сыграть на гитаре, была « Ticket to Ride » группы The Beatles ; на его первом сольном публичном выступлении в 1973 году он исполнил песню Кота Стивенса .

Первые шесть лет истории «Аквариума» не хватало сплоченности, поскольку Гребенщиков и его разные товарищи по группе следовали советскому эквиваленту образа жизни хиппи: играли в квартирные джемы, пили некачественный портвейн, доступный в советских магазинах того времени, и периодически ездили на далекие концерты. , даже в товарных поездах.

Юношеское развлечение подвергалось резкой критике со стороны режима Коммунистической партии Советского Союза ; достойные средства записи были недоступны, потому что эксперименты с нестандартным самовыражением обычно запрещались в соответствии с политикой. Несколько записей Двухдорожечного вырубали за эти года ( Искушение святого Аквариума ( Искушение Святого Akvariuma ), граф Диффузор в Баснях ( Притчи grafa диффузор ), менуэт для Фармера ( Menuet zemledel’tzu ), и пестрая команда «синглов «) были по необходимости крайне непрофессиональными, но уже продемонстрировали необычный остроумие, показную эрудицию и всепроникающий интерес к восточной мысли и мистицизму, которые в конечном итоге стали его визитной карточкой.

В 1976 году был записан его первый сольный альбом По ту сторону зеркального стекла ( С той стороны зеркального стекла ) и двойной альбом с еще одним выдающимся российским рок-н-роллером Майком Науменко , All Brothers are Сестры ( Все братья — сестры ).

Религия и мистицизм

Гребенщиков также известен как изучающий религию и мистицизм. Он перевел несколько индуистских и буддийских книг для публикации на русском языке, много путешествовал по Востоку и дружит с первоклассными духовными знаменитостями. Он так же хорошо знаком с русской православной традицией (на сайте Аквариума уже много лет призывают к открытию православных реликвий) и привык свободно смешивать их в своих текстах. «Русская Нирвана» («Русская Нирвана») Костромы Mon Amour , например, представляет собой двунаправленный прием, содержащий ссылку на «сидение в позе лотоса посреди Кремля». Его неустанное продвижение тибетского буддизма в 1990-е годы и его склонность использовать буддийскую логику с нотками абсурдизма, чтобы не отвечать на вопросы в интервью, выделяют его среди других российских художников.

Он также перевел на русский язык несколько буддийских и индуистских текстов, в том числе:

  • Чоки Ньима Ринпоче (сын Тулку Ургьена Ринпоче ) Путеводитель по Бардо — «исходный материал для Тибетской Книги Жизни и Умирания, также известной как Тибетская Книга Мертвых Бардо Тодол , в 1995 году;
  • Тулку Ургьен Ринпоче, повторяющий слова Будды — «основные моменты духовной практики, неотделимые от повседневной жизни», 1997 г .;
  • Тулку Ургьен Ринпоче « Радужная живопись» — «обращение к темам практик накопления и очищения для содействия объединению взглядов и поведения», 1999 г .;
  • Шибенду Лахири Крийя-йога — «подлинные учения и техники крийя-йоги», 2003 г .;
  • Катха Упанишады , Упанишады, принадлежащие Яджур Веде , в 2005 году.

Борис Гребенщиков сейчас

В настоящее время Борис Борисович продолжает заниматься музыкой и выпускать новые альбомы. Последний из них вышел в 2018 году и назывался «Время N». Помимо этого, музыкант увлекается станковой живописью и недавно в Санкт-Петербурге прошла выставка его картин.  В 2019 году «Аквариум»  во главе с Борисом Гребенщиковым готовится выступить с музыкальной программой «БГ 65».

На сегодняшний день в личной и творческой жизни у Бориса Гребенщикова всё стабильно. Он предан жене Ирине, прекрасно ладит с детьми и продолжает создавать свою, не похожую ни на что другое музыку. Впереди у музыканта и его коллег огромные творческие планы.

Как вам статья?

Мне нравитсяНе нравится

Елена Макаренко
Оставить комментарий Почему вы ещё не оставили комментарий?

Личная жизнь

В 1976-м Борис Борисович женился на Натальей Козловской. Через 4 года пара развелась, от брака осталась дочь — ныне востребованная российская актриса и телеведущая Алиса Гребенщикова, которая в 2008-м подарила отцу внука Алексея.

Второй раз узами брака певец сочетался в 1980-м с художницей Людмилой Шурыгиной, до этого бывшей гражданской супругой Всеволода Геккеля. 14 декабря 1984-го в семье родился мальчик Глеб, сегодня известный как диджей Gebe и Dr. Grasshoper. Дочь Глеба зовут, как и сестру, Алиса Гребенщикова.

Борис Гребенщиков и его жена Ирина

В 1989-м Борис Борисович пошел под венец с Ириной Титовой, бывшей женой бас-гитариста «Аквариума» Александра Титова. От прежнего брака у Ирины двое детей — Марк и Василиса, которых Гребенщиков воспитывал как родных. Марк Титов играет в нескольких коллективах, пишет электронную музыку под псевдонимом Bio C. Василиса Гребенщикова — художница.

«Нужно не верить, нужно знать»

— Ваш любимый Боб Дилан сказал: «Я довольно далеко отошел от веры. Потому что вера заставляет тебя постоянно чувствовать себя виноватым». Я с ним солидарен, а вы?

— Я не понимаю, что такое вера. Разве таблица умножения требует веры? Не нужно верить, нужно знать. А в сердце своём мы всё знаем. Любые религии, которые мне известны — это просто описания того, как на самом деле устроен мир.

— На своей страничке в Фэйсбуке вы дали ссылку на интервью Сергея Капицы, который говорит, что Россию намеренно превращают в страну дебилов. Может быть, мне везёт, но на пути мне встречаются в основном умные, образованные люди. У вас другое впечатление? Вам тоже кажется, что из России делают страну дебилов?

— Каждый сам выбирает себе круг общения; конечно, приятно общаться с замечательными, светлыми и умными людьми. Но если заглянуть в телевизор, попадаёшь в ад: непрерывная ложь, агрессия, грязь. А ТВ воспитывает миллионы людей, которые его смотрят; и это катастрофа. Но, насколько я понимаю из истории человечества, у природы есть лекарства и от этого.

— Опять же через Фэйсбук вы искали батарею к старому кнопочному телефону. Вы до сих пор пользуетесь таким?

— Мне просто хотелось достать некоторые адреса из древнего телефона, но он — увы! — уже приказал долго жить.

— Вы меня как-то подвозили на своем стареньком внедорожнике с разбитыми фарами в Питере. Вы до сих пор на нём ездите? У вас это не вызывает дискомфорт? У вас же есть деньги, почему вы не покупаете новую машину?

— Машина для меня — это не указатель статуса, а средство передвижения, и моя не первый десяток лет служит мне верой и правдой; все знакомые специалисты говорят, что старые внедорожники прочнее и долговечнее теперешних.

Борис Гребенщиков. Фото: www.globallookpress.com

— И еще про опыт. Если говорить глобально про человечество, он ведь нас ничему не учит. Человечество наступает на одни и те же грабли — войны, борьба за власть и деньги никогда не прекращались. И не прекратятся. Ведь так?

— Человечество — слишком общий термин. Каждый человек находится на своей ступени развития и в декорациях одних и тех же войн, катастроф, катаклизмов и прелестей материального мира одни учатся быть и становиться лучше, а другие погружаются в ад.

Примечания

  1. Критики: живой российский текстовой рок начался с Гребенщикова (неопр.) . РИА Новости (28 ноября 2008).
  2. Алексей Крижевский. Пять-ноль. БГ начал праздновать свой полувековой юбилей // Российская газета, Центральный выпуск. — 2003. — 3 ноября (№ 3336).
  3. Евгений Каневский. БГ отметил юбилей в Кремле(неопр.) .Москва . Би-би-си (1 ноября 2003).
  4. Новый Регион: «Борис Гребенщиков рассказал правду о встрече рок-музыкантов с Сурковым» Архивировано 6 марта 2008 года.
  5. Юлия Мартовалиева. Роr власти, или власть рока(неопр.) .Новая газета . 2005.novayagazeta.ru (4 апреля 2005). Проверено 21 октября 2016.
  6. «Аэростат» на «Радио России»
  7. Троицкий А. Ищите и слушайте(неопр.) .Блоги . Эхо Москвы (28 октября 2014). Проверено 22 октября 2021.
  8. Борис гребенщиков уводил жен у своих музыкантов
  9. 12Ерёмин Е. М. Религиозные искания рок-поэта Б. Гребенщикова (на материале поэтических текстов альбома «Сестра хаос») // Религиоведение. — 2010. — № 2. — С. 177—187. Архивировано 1 августа 2014 года.
  10. Гребенщиков собирается «взорвать» «Олимпийский» (неопр.) . vesti.ru (08.06.2007). Проверено 27 января 2011. Архивировано 24 августа 2011 года.
  11. Гребенщиков помянул 10 покойников, EG.RU (17 мая 2010). Проверено 22 октября 2021.
  12. Список находится на сайте группы «Аквариум»
  13. Чокья Ньима Ринпоче «Путеводитель по жизни и смерти» (Изд-во «Ясный свет», 1995), Тулку Ургьен Ринпоче «Повторяя слова Будды» (Изд-во «Ясный свет», 1997), Тулку Ургьен Ринпоче «Нарисованное радугой» (Изд-во «Ясный свет», 1999), Катха-упанишада.
  14. 12 БГ в Запорожье: Я прожил на свете 58 лет и ни разу не смог поймать себя на процессе мышления(неопр.) .reporter-ua.com (24 сентября 2012). Проверено 24 сентября 2012. Архивировано 16 октября 2012 года.
  15. Борис Гребенщиков: «Всё, что мы делаем, имеет отражение в разных мирах…» (неопр.) . Фонтанка.ру (11 марта 2010). Проверено 22 октября 2021.
  16. Список любимых книг Бориса Гребенщикова
  17. Борис Гребенщиков — чемпион Марафона (неопр.) . Amnesty International Россия (14 декабря 2015).
  18. Борис Гребенщиков: никакого «дальше» нет, есть только сейчас — ТАСС
  19. Павел Виноградов. Летнее дело мастера Бо(неопр.) .Невское время . www.nvspb.ru. Проверено 22 октября 2021.
  20. Инфра Петербург. Борис Гребенщиков (неопр.) .Vrublevskaya Gallery . vgallery.ru (01.06.07 – 28.07.07). Проверено 22 октября 2016.
  21. Алла Гераскина . Борис Гребенщиков: «Я — цыган. А цыгану терять нечего» (рус.),Новая газета (8 июня 2007). Проверено 22 октября 2021.
  22. Внутренние свойства пейзажа (неопр.) . www.mmoma.ru. Проверено 22 октября 2021.
  23. БГ открыл свою выставку в Москве концертом с новыми песнями, РИА Новости (3 декабря 2013). Проверено 22 октября 2021.
  24. Вера Ветрова . Маленький мир позитива,Независимая газета (13 декабря 2013). Проверено 22 октября 2021.
  25. Указ Президента РФ от 13 ноября 2003 г. № 1349
  26. Александр Горбачев. Афиша Волна: Дилан, Боуи, Talking Heads и другие источники «Аквариума» – Архив (рус.). Афиша (27 ноября 2013). Проверено 22 октября 2021.
  27. Время Z
  28. Александр Тарасов. Обрюзгший Б.Г. и изящная Патти Смит(неопр.) . screen.ru (10 июня 1998).
  29. Егор Летов. Интервью журналу Ровесник (рус.). gr-oborona.ru (август 2007). Проверено 19 февраля 2021.

Биография

Борис Гребенщиков (БГ) – живая легенда, основатель русского рока, кумир миллионов. Лидер культовой группы «Аквариум» видел, как менялось российское музыкальное сообщество, приоритеты и авторитеты, и за столько лет не утратил вдохновения.

Борис Гребенщиков Певец с легкостью отвечает на вопросы цитатами мудрецов, водит дружбу с Далай-ламой, а обвинения в оккультизме парирует заявлением, что Бог вездесущ и посредники между ним и человеком не нужны.

Театр и фильмы

Музыка группы «Аквариум» звучит в десятках кинолент. Картина «Асса» вообще запомнилась зрителям рок-хитами. А вот драматический боевик «Иерей-Сан», в которой Борис Борисович выступил в роли композитора, скорее привлекала появлением Ивана Охлобыстина в качестве сценариста и актера.

С 1981 года БГ и сам выступает как артист в театральных постановках и фильмах. Как правило, на экране Гребенщиков мелькал в эпизодах, но в пародийной сюрреалистической ленте «Два капитана — 2» работал на переднем плане.

В 2013 году по случаю юбилея Бориса Борисовича в Санкт- Петербургском варьете поставили мюзикл по песням Гребенщикова и «Аквариума» «Музыка серебряных спиц». В интервью виновник торжества делился, что идея показалась интригующей, а по поводу использования композиций претензий БГ не имеет.

Биография

Борис Гребенщиков (БГ) – живая легенда, основатель русского рока, кумир миллионов. Лидер культовой группы «Аквариум» видел, как менялось российское музыкальное сообщество, приоритеты и авторитеты, и за столько лет не утратил вдохновения.

Борис Гребенщиков Певец с легкостью отвечает на вопросы цитатами мудрецов, водит дружбу с Далай-ламой, а обвинения в оккультизме парирует заявлением, что Бог вездесущ и посредники между ним и человеком не нужны.

Книги

Гребенщиков создал несколько произведений в прозе: повесть «Лес» и рассказ «Иван и Данило». В 2009 году принял участие в написании книги «Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно». Является автором переводов нескольких буддийских и индуистских трактатов, в том числе «Бхагават-гиты».

Изданные книги музыканта: «Сочинения в 2-х томах: “Песни”, “Непесни”», «Книга Песен», «Два стиха о квартире номер шесть», «Аэростат. Течения и земли», «Аэростат. Воздухоплаватели и артефакты», «Аэростат. Параллели и Меридианы», «Аэростат. Вариации на тему Адама и Евы», «Гребенщиков Б. Б. Трамонтана: Авторский сборник».

Книги Бориса Гребенщикова

Сейчас Борис работает над путеводителем «Священная география Индии» и готовит – сам точно не помнит, какой по счету – перевод труда индуистской философии «Бхагавадгита».

Анатолий Джордж Гуницкий тоже увлекся писательством и выпустил книгу «Осторожно! Играет «Аквариум!», в которой собраны интервью и воспоминания музыкантов и ранее неизданные фотографии, в том числе лидера коллектива в молодости

Интеpвью с БГ — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Интеpвью с БГ», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

Гребенщиков Борис & ‘Аквариум’

Интеpвью с БГ

Интервью с Борисом Гребенщиковым,

взятое А. М. в январе 1985-го года в Ленинграде…

«МУЗЫКА — ЭТО ТО, ЧТО ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЕРЕ!»

С того времени, как Б. Г. дал мне это интервью, прошел ровно год. Вновь январь, только за окном не Ленинград, а совсем другой город, но в этом ли суть? Меньше месяца назад, в Москве, на одном из последних концертов «Аквариума» мы встретились с Борисом и я спросил его: — Что, Боб, делать? — Попробуй, — ответил он, — вдруг там все же что-то есть…

По возвращении домой я прослушал запись нашего разговора полностью. Пусть прошел год, но на мой взгяд, ценность и актуальность материала не стала меньше, а может даже наоборот… Так что пришло время перевести эти чуть глуховато записанные голоса на бумагу, постораюсь сделать это с минимальной правкой. Итак, экспозиция: ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Студеный, ветренный январский Ленинград начала 1985 года. Большая кухня большой коммунальной квартиры на улице Софьи Перовской, стол, покрытый клеенкой, разговоры соседей, реплики жены, Б. Г. сидит напротив меня — джемпер, джинсы, его пресловутая обаятельная улыбка куда-то подевалась, хотя обаяния в нем не поубавилось, просто устал, просто вечер, просто январь, сейчас бы почитать хорошую книгу или порисовать, но надо говорить и о чем: о рок-н-ролле. Что же, если надо — так надо, и Б. Г. сам включает диктофон… М. Ради чего ты ввязался во все это? А может ты идеалист? Б. Г. Идеализм или неидеализм имеют к этому… Да просто не имеют ни малейшего отношения. Вопрос в том, что бы я еще делал, это во-первых. А во-вторых, когда я в шестьдесят пятом году (могу дату назвать точно) поздней весной шестьдесят пятого года услышал «HELP!». М. Как все это было? Ты можешь рассказать? Б. Г. По «Голосу Америки», в очень плохом качестве, почти ничего не было слышно… Причем поначалу даже в исполнении Рэя Чарлза… М. Что ты делал? Б. Г. Был вечер. Я просто жаждал, наконец, услышать эту музыку, которая ходит вокруг, а до меня доходит в очень искаженном виде. До этого по приемнику ловил какие-то обрывки, так что знал, в какое время это передается. Я включил приемник, поставил перед ним магнитофон, такой ужасный у меня магнитофон был, разваленый, сделанный где-то в конце пятидесятых годов. Включил и услышал… И вот, с этого момента, с тех пор, как этот замок щелкнул, все стало ясно и все вошло в фокус и больше, с тех пор, я из фокуса не выходил. Дальшейшим был вопрос того, как я применил свой собственный организм и свои собственные возможности для того, чтобы катализировать эту вещь вокруг себя. М. Ты сказал — фокус, что для тебя здесь это слово? Б. Г. Все получилось… ну, как в фотоаппарате, что ли, когда наводишь на резкость. До этого момента я был таким простым парнем, который учился в школе, получал там тройки, пятерки, четверки… Ну, писал так называемою прозу, ну, просто много книг читал, поэтому и писал… Речь же идет о том, что я хотел делать… А тут мне все стало ясно: кто я такой, что я хочу делать и зачем я это хочу делать… И все это стало ясно на уровне, ну подсознательном, что ли… То есть ясность наступила тогда, а выразить я ее могу только сейчас, тогда бы мне и в голову не пришло ее выражать, да я бы и не смог. Ну а за последние двадцать лет ясность эта не менялась ни на мгновение… М. Помнишь, когда мы с тобой сидели у меня дома, ты сказал, что для тебя

никогда не кончалось лето шестьдесят седьмого года… Б. Г. Дело в том, что лето шестьдесят седьмого мы берем здесь как символ.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

Детство и юность

27 ноября 1953 в семье петербургских интеллигентов (инженера и юриста) появился мальчик, которому спустя годы суждено было стать целой эпохой в истории русской музыки, духовным учителем и автором любимых миллионами песен. Борис Борисович Гребенщиков рос в Ленинграде, учился в школе с математическим уклоном и с детских лет был страшно увлечён музыкой. Ряд источников утверждают, что певец по национальности еврей, да и фамилия у него отнюдь не Гребенщиков, однако никаких доказательств не приводят.

Борис Гребенщиков в детстве

После школы он поступил в Ленинградский университет на факультет прикладной математики. Но главное, что в это же время Гребенщиков решил создать собственный музыкальный коллектив – «Аквариум».

Школьный приятель Анатолий Гуницкий, которого за удивительное сходство с Харрисоном прозвали Джордж, составил Борису компанию в его долгих творческих поисках и репетициях в актовом зале университета. По утверждениям очевидцев, парни были одарёнными поэтами и не могли представить в своей жизни радости большей, нежели пение песен.

Борис Гребенщиков в молодости

Воспитанные на классике рок-н-ролла, влюблённые в Марка Болана, Боба Дилана и «The Beatles», друзья поначалу писали и пели по-английски. Но вскоре было принято твёрдое решение: исполнять песни только на родном языке.

Радио «Аэростат»

С 2005 года Гребенщиков имеет собственную еженедельную радиопрограмму на российской радиостанции « Радио России » под названием Аэростат (русский: Аэростат ). Она представлена ​​как «авторская программа Бориса Гребенщикова» и создана и озвучена им. Его цель — рассказать об альтернативах в музыке, о музыке, которую сегодня на радио больше никто не играет, несмотря на ее художественную ценность и оригинальность. В основном это независимая музыка, которую, как говорит Борис, иначе вообще бы не играли. Диапазон песен в Aerostat варьируется от рока 1960-х и 1970-х ( Битлз , Боб Дилан и многие другие) до регги , новой волны , альтернативного рока , электроники , панка , мировой музыки , джаза , классики и авангарда . По состоянию на апрель 2019 года было создано и транслировалось более 700 шоу продолжительностью около 46 минут каждое. Трек-листы и скрипты всех программ доступны на официальном сайте Аквариума и Гребенщикова. Музыкальная тема является «Прелюдия» по T. Rex из бороды звезд альбома.

Альбомы

После выступления на первом советском рок-фестивале в Тбилиси в апреле 1980 года Борис Гребенщиков был исключен из комсомола и уволен с работы. Группа Аквариум была официально запрещена в СССР. Группа стала членом Ленинградского рок-клуба в 1981 году и участвовала в первых пяти фестивалях.

Вместе с Дэвидом А. Стюартом из Eurythmics он записал англоязычный альбом Radio Silence в 1989 году.

В январе 1998 года Гребенщиков получил премию «Триумф», а два года спустя 23 сентября 2000 года был удостоен Санкт-Петербургской премии «Люди нашего города». 7 апреля 2001 года рок-журнал «FUZZ»наградил его премией за развитие рок-музыки.

Поиски себя

Неспокойное настроение 1990-х затронуло и рок-группу Гребенщикова. Март 1991 года ознаменовался последним месяцем коллектива, но уже через несколько недель было объявлено о создании новой группы, где мелькали уже знакомые лица, — “БГ-Бэнд”.

Только что созданный коллектив продолжил идею русского рока, ознаменовавшись необычным репертуаром. В выступлениях группы стали появляться религиозные образы православной церкви, что считалось актуальным и злободневным для эпохи того времени.

“БГ-Бэнд” вел активную выездную деятельность. Посетив самые крупные города России и Украины, он провел около двухсот ярких и незабываемых концертов.

Однако ансамбль просуществовал недолго. На его смену пришел другой коллектив со старым названием – “Аквариум”, который после этого еще несколько раз менял состав и репертуар.

«Остерегайтесь подделок»

— В вашей новой песне «Баста Раста» есть строчки: «Неужели вы не слышите плесень в голосах, неужели вы не видите, как всё идёт нах». Такое ощущение, что со времен, когда была написана ваша песня «Поезд в огне», где тоже передано ощущение, что «всё идёт нах», ничего не изменилось. Или что-то всё-таки меняется?

— Песня — это всегда принадлежность сегодняшнего дня; природа создаёт авторов, которые могут сказать то, что должно быть сказано сегодня, и кому-то из них удаётся это выразить. Поэтому когда я пишу песню, я не выбираю — что хочу сказать; сам русский язык говорит то, что должно быть сказано; мне остаётся только удивляться и не мешать этому. Но если говорить о моём личном ощущении, то оно совсем другое, чем тогда.

Статья по теме

Жена Владимира Познера: Трамп спросил меня: «Можно я с вами посижу?»

— Отвечая на вопрос, кто сегодня главный артист по сборам и популярности, Надежда Соловьёва (глава компании «Сав Энтертейнмент», которая занимается организацией гастролей в России в основном западных звёзд) назвала имя Дрейка — представителя хип-хоп-культуры, который недавно собрал 10 стадионов Уэмбли подряд. Вы видите закономерность в том, что хип-хоп сейчас так популярен?

— Нет «хип-хоп-культуры», как нет и никогда не было «рок-культуры» или «джаз-культуры»; есть Культура и её отсутствие. Существуют принятые сегодня формы популярной музыки, которые меняются каждое десятилетие. Мне важна не форма, а то, что с её помощью передаётся: но каждая форма позволяет это сказать по-новому.

— Евгений Гришковец сказал, что сегодня не время великих. Во всех сферах — в музыке, в том числе. Согласны с ним?

— Каждый выбирает себе то сегодня, в котором ему удобно жить. Мне, например, необходимо жить в мире, где есть великие: мне есть, о чём с ними говорить; мне необходимо сравнивать то, что я делаю, с тем, что было сделано ими. Я сравниваю и учусь делать лучше. Мир без великих — мир серый и посредственный (я примерно помню такой мир по своей средней школе на окраине). Там скучно, зато никакой ответственности.

— У вас есть песни «Палёное виски и толчёный мел». Пробовали вы хотя бы раз в жизни и то, и другое?

— Палёное виски — мерзость; толчёный мел не лучше. Остерегайтесь подделок и не ведитесь на дешевизну.

Статья по теме

Борис Гребенщиков: «Цензура никогда не решает проблем. Она их создаёт»

— Когда нам ждать новый альбом группы «Аквариум»?

— Мы уже два года работаем над десятком ещё не записанных песен. Может быть, именно из них — когда придёт время — и сотворится новый альбом.

— В этом году вы играете концерт на фестивале «Дикая мята». Чего ждать зрителям, что это будет за программа?

— Мы сами пока не знаем.

— То есть каждый раз это экспромт? Но есть же какие-то обязательные к исполнению песни?

— Нет. Разве только «Стаканы».

— Будет ли у вас время и желание послушать кого-то из своих коллег на фестивале?

— Не знаю пока.

Дискография

Деление на категории — в соответствии с классификацией Бориса Гребенщикова

«Доисторические» альбомы БГ и «Аквариума»

Начало распространения в магнитиздате:

  • 1974 — Искушение Святого Аквариума (Борис и Джордж)
  • 1974 — Менуэт земледельцу (Аквариум) Запись утеряна
  • 1975 — Притчи графа Диффузора (Аквариум)
  • 1976 — С той стороны зеркального стекла (БГ)
  • 1978 — Все братья — сёстры (Борис и Майк)

«Исторические» студийные и концертные альбомы «Аквариума»

Начало распространения в магнитиздате:

  • 1981 — Синий альбом
  • 1981 — Треугольник
  • 1981 — Электричество
  • 1982 — Акустика
  • 1982 — Табу
  • 1983 — Радио Африка
  • 1984 — Ихтиология
  • 1984 — День Серебра
  • 1986 — Дети Декабря
  • 1986 — Десять стрел

Поступили в продажу:

  • 1988 — Равноденствие (первый альбом, записанный в 1987 году на и выпущенный официально)
  • 1990 — Чёрная роза…(музыка к одноименному фильму, записана в 1988—1989 гг)
  • 1992 — Архив (закончен весной 1991)
  • 2007 — Феодализм (записи конца восьмидесятых годов, доработанные в 2007)
  • 2010 — Наша жизнь с точки зрения деревьев (записи конца восьмидесятых годов)
  • 2010 — Записки о Флоре и Фауне (запись 1982 года)
  • 2012 — Сроки и цены (запись 1983 года)
  • 2012 — Тайная история пчеловодства

Аквариум 2.0

  • 1993 — Библиотека Вавилона
  • 1993 — Любимые песни Рамзеса IV
  • 1994 — Пески Петербурга
  • 1994 — Кострома mon amour
  • 1995 — Навигатор
  • 1996 — Снежный лев
  • 1997 — Гиперборея

Аквариум 3.0

  • 1999 —
  • 2000 — Территория
  • 2002 — Сестра Хаос
  • 2003 — Песни рыбака
  • 2005 — ZOOM ZOOM ZOOM
  • 2006 — Беспечный русский бродяга
  • 2008 — Лошадь белая
  • 2009 — Пушкинская, 10
  • 2010 — День радости
  • 2011 — Архангельск
  • 2012 — Воздухоплавание в компании сфинксов
  • 2013 — Аквариум +

Аквариум 4.0

  • 2016 — Песни Нелюбимых (EP)
  • 2017 — Двери Травы (EP)

См. также дискографию Бориса Гребенщикова с группой «Аквариум» в статье Дискография группы «Аквариум»

Сольная дискография

  • 1989 — Radio Silence (англоязычный альбом, за исключением 2 песен)
  • 1992 — Русский альбом
  • 1994 — Песни Александра Вертинского
  • 1996 — Чубчик
  • 1996 — Radio London (англоязычные демо-записи 1990/1991)
  • 1997 — Лилит
  • 1999 — Песни Булата Окуджавы
  • 2004 — Без слов (инструментальный альбом, записанный в начале 1990-х, в продажу не поступил, распространяется только на концертах группы)
  • 2014 — Соль
  • 2018 — Время N

Поиски себя

Неспокойное настроение 1990-х затронуло и рок-группу Гребенщикова. Март 1991 года ознаменовался последним месяцем коллектива, но уже через несколько недель было объявлено о создании новой группы, где мелькали уже знакомые лица, — “БГ-Бэнд”.

Только что созданный коллектив продолжил идею русского рока, ознаменовавшись необычным репертуаром. В выступлениях группы стали появляться религиозные образы православной церкви, что считалось актуальным и злободневным для эпохи того времени.

“БГ-Бэнд” вел активную выездную деятельность. Посетив самые крупные города России и Украины, он провел около двухсот ярких и незабываемых концертов.

Однако ансамбль просуществовал недолго. На его смену пришел другой коллектив со старым названием – “Аквариум”, который после этого еще несколько раз менял состав и репертуар.

Заимствования в творчестве

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 4 марта 2021 года

Одна из главных культурных миссий Бориса Гребенщикова заключается в том, что он перевел зарубежный рок-н-ролл на русский язык. В том числе местами — впрямую.Александр Горбачёв

Первые такты песни «Плоскость» (записана в 1981-м году — «Синий альбом», получила широкую известность благодаря фильму «Асса») очень напоминают мелодию песни Брайана Ино «Here he comes» из альбома «Before And After Science» (1977).

В печати есть указания на заимствования Гребенщиковым и у других музыкантов.

Борис Гребенщиков в 1980 году так описал источники своего вдохновения в письме Артемию Троицкому, опубликованному в 1981 году в самиздатском журнале «Зеркало» :

«Укравший дождь» — Дилан, как сердитый молодой человек + размышления о том, почему не дают «зелёного света» советской рок-музыке.

«Почему не падает небо?» — только одно вдохновение.

«Сталь» — Дилан на 100 % (см. ссылки на Пушкина, Вергилия. Последняя фраза песни из «Новых историй Ци Се» Юань Мэя). Наблюдения из окна в коммунальной квартире.

«Дорога N 21» — половина фраз в песне — цитаты из «Дао дэ цзин» и Чжуан Цзы, «луна в реке рукой» — намек на смерть Ли Бо, утонувшего в пьяном виде.

«Нам всем будет лучше» — «Грэйтефул дэд».

«Ключи от моих дверей» — Боб Дилан и его «Убежище от бури» + один роман.

«25 к 10» — моя личная печальная судьба(?), примерно Дилан. Рыбак и начальник заставы в конце — Чжуан Цзы и человек, которому приписывается «Дао дэ цзин».

«Тарелка» — Фрэнк Заппа. и тд…»

Кто слышал Патти Смит, тот знает, как беззастенчиво Гребенщиков использовал её — и не только её — тексты и музыку.Александр Тарасов
«Аквариум» — продвинутая группа, разбирающаяся в британском и американском фолк-роке. Я, например, английский знаю, поэтому, когда услышал впервые «Аквариум», сразу понял, что все содрано с Дилана и Fairport Convention. Более того, БГ и не скрывает заимствований, он даже как-то цинично сказал, мол, очень хорошо, что у нас в стране плохо знают творчество Элвиса Костелло и еще кого-то там, потому что вот эту песню я спер оттуда, а эту — отсюда.Егор Летов

Увлечения, интересы, отношение к искусству

В 2012 году по просьбе издательства «Розовый жираф», специализирующегося на книгах для детей, Гребенщиков составил список десяти своих любимых книг, который, по его словам, «мог бы быть и втрое больше». В список вошли следующие литературные произведения:

  1. «Ветер в ивах» К. Грэм;
  2. «Книга джунглей» Р. Киплинг;
  3. «Хоббит, или Туда и обратно» Дж. Р. Р. Толкин;
  4. «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкин;
  5. «Алиса в Стране чудес» Л. Кэрролл;
  6. «Алиса в Зазеркалье» Л. Кэрролл;
  7. «Буратино» А. Н. Толстой;
  8. «Остров сокровищ» Р. Стивенсон;
  9. «Волшебник Земноморья» У. Ле Гуин;
  10. «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери.

Среди русских классиков Гребенщикову нравится творчество Пушкина, Пастернака, Мандельштама, Булгакова и Ахматовой; из современных писателей — Бориса Акунина и Виктора Пелевина.

Любимые фильмы, среди прочего — «Шерлок Холмс» Гая Ричи, «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля и «Остров» Павла Лунгина, а также популярные сериалы «Пуаро» и «Приключения Шерлока Холмса».

Борис Гребенщиков является большим поклонником The Beatles, которые значительно повлияли на его творчество и мироощущение.

Литература

  • Смирнов И. Прекрасный дилетант: Борис Гребенщиков в новейшей истории России. — ЛЕАН, 1999. — 398 с. — 5000 экз. — ISBN 5-85929-040-3.
  • Рыбин А. Три кита: БГ, Майк, Цой. — СПб.: Амфора, 2013. — 223 с. — (Дискография.ru). — 3000 экз. — ISBN 978-5-367-02833-1.
  • Гребенщикова Л. Х. Мой сын БГ. — Амфора, 2008. — 240 с. — 6000 экз. — ISBN 978-5-367-00750-3.
  • Ерёмин Е. М. Царская рыбалка, или Стратегия освоения библейского текста в рок-поэзии Б. Гребенщикова. — Благовещенск: Издательствово БГПУ, 2011. — 275 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-8331-0222-0.
  • Кан А. Непесенная музыка Гребенщикова. К выходу «Сюиты Ф»(неопр.) . Русская служба Би-би-си (1 февраля 2014). Проверено 3 февраля 2014.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector