Бг & аквариум слушать онлайн бесплатно
Содержание:
- Ранние годы (1953–1979)
- Религия и мистицизм
- Борис Гребенщиков сейчас
- Личная жизнь
- «Нужно не верить, нужно знать»
- Примечания
- Биография
- Театр и фильмы
- Биография
- Книги
- Интеpвью с БГ — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
- Детство и юность
- Радио «Аэростат»
- Альбомы
- Поиски себя
- «Остерегайтесь подделок»
- Дискография
- Поиски себя
- Заимствования в творчестве
- Увлечения, интересы, отношение к искусству
- Литература
Ранние годы (1953–1979)
Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург ). Он стал соучредителем «Аквариума» с другом детства Анатолием «Георгием» Гуницким в 1972 году как проект постмодернистского театра, основанный на поэзии и музыке. Гуницкий написал абсурдистские, весьма символичные тексты к некоторым из самых ранних песен Гребенщикова.
Гребенщикова приняли в престижный Ленинградский государственный университет . Его музыкальная деятельность стала занимать большую часть его времени; он начал пропускать экзамены и проваливать занятия. Несмотря на то, что в конечном итоге он получил диплом по прикладной математике , Гребенщиков всегда был ненасытным потребителем культуры, особенно музыки. Его школьное увлечение The Beatles в конечном итоге расширилось, включив в себя глубокую признательность Бобу Дилану , который постепенно превратил Aquarium в низкокачественную электрическую блюзовую группу, которая подрабатывала акустическим регги. Согласно популярной легенде, первой песней, которую ему удалось сыграть на гитаре, была « Ticket to Ride » группы The Beatles ; на его первом сольном публичном выступлении в 1973 году он исполнил песню Кота Стивенса .
Первые шесть лет истории «Аквариума» не хватало сплоченности, поскольку Гребенщиков и его разные товарищи по группе следовали советскому эквиваленту образа жизни хиппи: играли в квартирные джемы, пили некачественный портвейн, доступный в советских магазинах того времени, и периодически ездили на далекие концерты. , даже в товарных поездах.
Юношеское развлечение подвергалось резкой критике со стороны режима Коммунистической партии Советского Союза ; достойные средства записи были недоступны, потому что эксперименты с нестандартным самовыражением обычно запрещались в соответствии с политикой. Несколько записей Двухдорожечного вырубали за эти года ( Искушение святого Аквариума ( Искушение Святого Akvariuma ), граф Диффузор в Баснях ( Притчи grafa диффузор ), менуэт для Фармера ( Menuet zemledel’tzu ), и пестрая команда «синглов «) были по необходимости крайне непрофессиональными, но уже продемонстрировали необычный остроумие, показную эрудицию и всепроникающий интерес к восточной мысли и мистицизму, которые в конечном итоге стали его визитной карточкой.
В 1976 году был записан его первый сольный альбом По ту сторону зеркального стекла ( С той стороны зеркального стекла ) и двойной альбом с еще одним выдающимся российским рок-н-роллером Майком Науменко , All Brothers are Сестры ( Все братья — сестры ).
Религия и мистицизм
Гребенщиков также известен как изучающий религию и мистицизм. Он перевел несколько индуистских и буддийских книг для публикации на русском языке, много путешествовал по Востоку и дружит с первоклассными духовными знаменитостями. Он так же хорошо знаком с русской православной традицией (на сайте Аквариума уже много лет призывают к открытию православных реликвий) и привык свободно смешивать их в своих текстах. «Русская Нирвана» («Русская Нирвана») Костромы Mon Amour , например, представляет собой двунаправленный прием, содержащий ссылку на «сидение в позе лотоса посреди Кремля». Его неустанное продвижение тибетского буддизма в 1990-е годы и его склонность использовать буддийскую логику с нотками абсурдизма, чтобы не отвечать на вопросы в интервью, выделяют его среди других российских художников.
Он также перевел на русский язык несколько буддийских и индуистских текстов, в том числе:
- Чоки Ньима Ринпоче (сын Тулку Ургьена Ринпоче ) Путеводитель по Бардо — «исходный материал для Тибетской Книги Жизни и Умирания, также известной как Тибетская Книга Мертвых Бардо Тодол , в 1995 году;
- Тулку Ургьен Ринпоче, повторяющий слова Будды — «основные моменты духовной практики, неотделимые от повседневной жизни», 1997 г .;
- Тулку Ургьен Ринпоче « Радужная живопись» — «обращение к темам практик накопления и очищения для содействия объединению взглядов и поведения», 1999 г .;
- Шибенду Лахири Крийя-йога — «подлинные учения и техники крийя-йоги», 2003 г .;
- Катха Упанишады , Упанишады, принадлежащие Яджур Веде , в 2005 году.
Борис Гребенщиков сейчас
В настоящее время Борис Борисович продолжает заниматься музыкой и выпускать новые альбомы. Последний из них вышел в 2018 году и назывался «Время N». Помимо этого, музыкант увлекается станковой живописью и недавно в Санкт-Петербурге прошла выставка его картин. В 2019 году «Аквариум» во главе с Борисом Гребенщиковым готовится выступить с музыкальной программой «БГ 65».
На сегодняшний день в личной и творческой жизни у Бориса Гребенщикова всё стабильно. Он предан жене Ирине, прекрасно ладит с детьми и продолжает создавать свою, не похожую ни на что другое музыку. Впереди у музыканта и его коллег огромные творческие планы.
Как вам статья?
Мне нравитсяНе нравится
Елена Макаренко
Оставить комментарий Почему вы ещё не оставили комментарий?
Личная жизнь
В 1976-м Борис Борисович женился на Натальей Козловской. Через 4 года пара развелась, от брака осталась дочь — ныне востребованная российская актриса и телеведущая Алиса Гребенщикова, которая в 2008-м подарила отцу внука Алексея.
Второй раз узами брака певец сочетался в 1980-м с художницей Людмилой Шурыгиной, до этого бывшей гражданской супругой Всеволода Геккеля. 14 декабря 1984-го в семье родился мальчик Глеб, сегодня известный как диджей Gebe и Dr. Grasshoper. Дочь Глеба зовут, как и сестру, Алиса Гребенщикова.
Борис Гребенщиков и его жена Ирина
В 1989-м Борис Борисович пошел под венец с Ириной Титовой, бывшей женой бас-гитариста «Аквариума» Александра Титова. От прежнего брака у Ирины двое детей — Марк и Василиса, которых Гребенщиков воспитывал как родных. Марк Титов играет в нескольких коллективах, пишет электронную музыку под псевдонимом Bio C. Василиса Гребенщикова — художница.
«Нужно не верить, нужно знать»
— Ваш любимый Боб Дилан сказал: «Я довольно далеко отошел от веры. Потому что вера заставляет тебя постоянно чувствовать себя виноватым». Я с ним солидарен, а вы?
— Я не понимаю, что такое вера. Разве таблица умножения требует веры? Не нужно верить, нужно знать. А в сердце своём мы всё знаем. Любые религии, которые мне известны — это просто описания того, как на самом деле устроен мир.
— На своей страничке в Фэйсбуке вы дали ссылку на интервью Сергея Капицы, который говорит, что Россию намеренно превращают в страну дебилов. Может быть, мне везёт, но на пути мне встречаются в основном умные, образованные люди. У вас другое впечатление? Вам тоже кажется, что из России делают страну дебилов?
— Каждый сам выбирает себе круг общения; конечно, приятно общаться с замечательными, светлыми и умными людьми. Но если заглянуть в телевизор, попадаёшь в ад: непрерывная ложь, агрессия, грязь. А ТВ воспитывает миллионы людей, которые его смотрят; и это катастрофа. Но, насколько я понимаю из истории человечества, у природы есть лекарства и от этого.
— Опять же через Фэйсбук вы искали батарею к старому кнопочному телефону. Вы до сих пор пользуетесь таким?
— Мне просто хотелось достать некоторые адреса из древнего телефона, но он — увы! — уже приказал долго жить.
— Вы меня как-то подвозили на своем стареньком внедорожнике с разбитыми фарами в Питере. Вы до сих пор на нём ездите? У вас это не вызывает дискомфорт? У вас же есть деньги, почему вы не покупаете новую машину?
— Машина для меня — это не указатель статуса, а средство передвижения, и моя не первый десяток лет служит мне верой и правдой; все знакомые специалисты говорят, что старые внедорожники прочнее и долговечнее теперешних.
Борис Гребенщиков. Фото: www.globallookpress.com
— И еще про опыт. Если говорить глобально про человечество, он ведь нас ничему не учит. Человечество наступает на одни и те же грабли — войны, борьба за власть и деньги никогда не прекращались. И не прекратятся. Ведь так?
— Человечество — слишком общий термин. Каждый человек находится на своей ступени развития и в декорациях одних и тех же войн, катастроф, катаклизмов и прелестей материального мира одни учатся быть и становиться лучше, а другие погружаются в ад.
Примечания
- Критики: живой российский текстовой рок начался с Гребенщикова (неопр.) . РИА Новости (28 ноября 2008).
- Алексей Крижевский. Пять-ноль. БГ начал праздновать свой полувековой юбилей // Российская газета, Центральный выпуск. — 2003. — 3 ноября (№ 3336).
- Евгений Каневский. БГ отметил юбилей в Кремле(неопр.) .Москва . Би-би-си (1 ноября 2003).
- Новый Регион: «Борис Гребенщиков рассказал правду о встрече рок-музыкантов с Сурковым» Архивировано 6 марта 2008 года.
- Юлия Мартовалиева. Роr власти, или власть рока(неопр.) .Новая газета . 2005.novayagazeta.ru (4 апреля 2005). Проверено 21 октября 2016.
- «Аэростат» на «Радио России»
- Троицкий А. Ищите и слушайте(неопр.) .Блоги . Эхо Москвы (28 октября 2014). Проверено 22 октября 2021.
- Борис гребенщиков уводил жен у своих музыкантов
- ↑ 12Ерёмин Е. М. Религиозные искания рок-поэта Б. Гребенщикова (на материале поэтических текстов альбома «Сестра хаос») // Религиоведение. — 2010. — № 2. — С. 177—187. Архивировано 1 августа 2014 года.
- Гребенщиков собирается «взорвать» «Олимпийский» (неопр.) . vesti.ru (08.06.2007). Проверено 27 января 2011. Архивировано 24 августа 2011 года.
- Гребенщиков помянул 10 покойников, EG.RU (17 мая 2010). Проверено 22 октября 2021.
- Список находится на сайте группы «Аквариум»
- Чокья Ньима Ринпоче «Путеводитель по жизни и смерти» (Изд-во «Ясный свет», 1995), Тулку Ургьен Ринпоче «Повторяя слова Будды» (Изд-во «Ясный свет», 1997), Тулку Ургьен Ринпоче «Нарисованное радугой» (Изд-во «Ясный свет», 1999), Катха-упанишада.
- ↑ 12 БГ в Запорожье: Я прожил на свете 58 лет и ни разу не смог поймать себя на процессе мышления(неопр.) .reporter-ua.com (24 сентября 2012). Проверено 24 сентября 2012. Архивировано 16 октября 2012 года.
- Борис Гребенщиков: «Всё, что мы делаем, имеет отражение в разных мирах…» (неопр.) . Фонтанка.ру (11 марта 2010). Проверено 22 октября 2021.
- Список любимых книг Бориса Гребенщикова
- Борис Гребенщиков — чемпион Марафона (неопр.) . Amnesty International Россия (14 декабря 2015).
- Борис Гребенщиков: никакого «дальше» нет, есть только сейчас — ТАСС
- Павел Виноградов. Летнее дело мастера Бо(неопр.) .Невское время . www.nvspb.ru. Проверено 22 октября 2021.
- Инфра Петербург. Борис Гребенщиков (неопр.) .Vrublevskaya Gallery . vgallery.ru (01.06.07 – 28.07.07). Проверено 22 октября 2016.
- Алла Гераскина . Борис Гребенщиков: «Я — цыган. А цыгану терять нечего» (рус.),Новая газета (8 июня 2007). Проверено 22 октября 2021.
- Внутренние свойства пейзажа (неопр.) . www.mmoma.ru. Проверено 22 октября 2021.
- БГ открыл свою выставку в Москве концертом с новыми песнями, РИА Новости (3 декабря 2013). Проверено 22 октября 2021.
- Вера Ветрова . Маленький мир позитива,Независимая газета (13 декабря 2013). Проверено 22 октября 2021.
- Указ Президента РФ от 13 ноября 2003 г. № 1349
- Александр Горбачев. Афиша Волна: Дилан, Боуи, Talking Heads и другие источники «Аквариума» – Архив (рус.). Афиша (27 ноября 2013). Проверено 22 октября 2021.
- Время Z
- Александр Тарасов. Обрюзгший Б.Г. и изящная Патти Смит(неопр.) . screen.ru (10 июня 1998).
- Егор Летов. Интервью журналу Ровесник (рус.). gr-oborona.ru (август 2007). Проверено 19 февраля 2021.
Биография
Борис Гребенщиков (БГ) – живая легенда, основатель русского рока, кумир миллионов. Лидер культовой группы «Аквариум» видел, как менялось российское музыкальное сообщество, приоритеты и авторитеты, и за столько лет не утратил вдохновения.
Борис Гребенщиков Певец с легкостью отвечает на вопросы цитатами мудрецов, водит дружбу с Далай-ламой, а обвинения в оккультизме парирует заявлением, что Бог вездесущ и посредники между ним и человеком не нужны.
Театр и фильмы
Музыка группы «Аквариум» звучит в десятках кинолент. Картина «Асса» вообще запомнилась зрителям рок-хитами. А вот драматический боевик «Иерей-Сан», в которой Борис Борисович выступил в роли композитора, скорее привлекала появлением Ивана Охлобыстина в качестве сценариста и актера.
С 1981 года БГ и сам выступает как артист в театральных постановках и фильмах. Как правило, на экране Гребенщиков мелькал в эпизодах, но в пародийной сюрреалистической ленте «Два капитана — 2» работал на переднем плане.
В 2013 году по случаю юбилея Бориса Борисовича в Санкт- Петербургском варьете поставили мюзикл по песням Гребенщикова и «Аквариума» «Музыка серебряных спиц». В интервью виновник торжества делился, что идея показалась интригующей, а по поводу использования композиций претензий БГ не имеет.
Биография
Борис Гребенщиков (БГ) – живая легенда, основатель русского рока, кумир миллионов. Лидер культовой группы «Аквариум» видел, как менялось российское музыкальное сообщество, приоритеты и авторитеты, и за столько лет не утратил вдохновения.
Борис Гребенщиков Певец с легкостью отвечает на вопросы цитатами мудрецов, водит дружбу с Далай-ламой, а обвинения в оккультизме парирует заявлением, что Бог вездесущ и посредники между ним и человеком не нужны.
Книги
Гребенщиков создал несколько произведений в прозе: повесть «Лес» и рассказ «Иван и Данило». В 2009 году принял участие в написании книги «Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно». Является автором переводов нескольких буддийских и индуистских трактатов, в том числе «Бхагават-гиты».
Изданные книги музыканта: «Сочинения в 2-х томах: “Песни”, “Непесни”», «Книга Песен», «Два стиха о квартире номер шесть», «Аэростат. Течения и земли», «Аэростат. Воздухоплаватели и артефакты», «Аэростат. Параллели и Меридианы», «Аэростат. Вариации на тему Адама и Евы», «Гребенщиков Б. Б. Трамонтана: Авторский сборник».
Книги Бориса Гребенщикова
Сейчас Борис работает над путеводителем «Священная география Индии» и готовит – сам точно не помнит, какой по счету – перевод труда индуистской философии «Бхагавадгита».
Анатолий Джордж Гуницкий тоже увлекся писательством и выпустил книгу «Осторожно! Играет «Аквариум!», в которой собраны интервью и воспоминания музыкантов и ранее неизданные фотографии, в том числе лидера коллектива в молодости
Интеpвью с БГ — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Интеpвью с БГ», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Гребенщиков Борис & ‘Аквариум’
Интеpвью с БГ
Интервью с Борисом Гребенщиковым,
взятое А. М. в январе 1985-го года в Ленинграде…
«МУЗЫКА — ЭТО ТО, ЧТО ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЕРЕ!»
С того времени, как Б. Г. дал мне это интервью, прошел ровно год. Вновь январь, только за окном не Ленинград, а совсем другой город, но в этом ли суть? Меньше месяца назад, в Москве, на одном из последних концертов «Аквариума» мы встретились с Борисом и я спросил его: — Что, Боб, делать? — Попробуй, — ответил он, — вдруг там все же что-то есть…
По возвращении домой я прослушал запись нашего разговора полностью. Пусть прошел год, но на мой взгяд, ценность и актуальность материала не стала меньше, а может даже наоборот… Так что пришло время перевести эти чуть глуховато записанные голоса на бумагу, постораюсь сделать это с минимальной правкой. Итак, экспозиция: ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Студеный, ветренный январский Ленинград начала 1985 года. Большая кухня большой коммунальной квартиры на улице Софьи Перовской, стол, покрытый клеенкой, разговоры соседей, реплики жены, Б. Г. сидит напротив меня — джемпер, джинсы, его пресловутая обаятельная улыбка куда-то подевалась, хотя обаяния в нем не поубавилось, просто устал, просто вечер, просто январь, сейчас бы почитать хорошую книгу или порисовать, но надо говорить и о чем: о рок-н-ролле. Что же, если надо — так надо, и Б. Г. сам включает диктофон… М. Ради чего ты ввязался во все это? А может ты идеалист? Б. Г. Идеализм или неидеализм имеют к этому… Да просто не имеют ни малейшего отношения. Вопрос в том, что бы я еще делал, это во-первых. А во-вторых, когда я в шестьдесят пятом году (могу дату назвать точно) поздней весной шестьдесят пятого года услышал «HELP!». М. Как все это было? Ты можешь рассказать? Б. Г. По «Голосу Америки», в очень плохом качестве, почти ничего не было слышно… Причем поначалу даже в исполнении Рэя Чарлза… М. Что ты делал? Б. Г. Был вечер. Я просто жаждал, наконец, услышать эту музыку, которая ходит вокруг, а до меня доходит в очень искаженном виде. До этого по приемнику ловил какие-то обрывки, так что знал, в какое время это передается. Я включил приемник, поставил перед ним магнитофон, такой ужасный у меня магнитофон был, разваленый, сделанный где-то в конце пятидесятых годов. Включил и услышал… И вот, с этого момента, с тех пор, как этот замок щелкнул, все стало ясно и все вошло в фокус и больше, с тех пор, я из фокуса не выходил. Дальшейшим был вопрос того, как я применил свой собственный организм и свои собственные возможности для того, чтобы катализировать эту вещь вокруг себя. М. Ты сказал — фокус, что для тебя здесь это слово? Б. Г. Все получилось… ну, как в фотоаппарате, что ли, когда наводишь на резкость. До этого момента я был таким простым парнем, который учился в школе, получал там тройки, пятерки, четверки… Ну, писал так называемою прозу, ну, просто много книг читал, поэтому и писал… Речь же идет о том, что я хотел делать… А тут мне все стало ясно: кто я такой, что я хочу делать и зачем я это хочу делать… И все это стало ясно на уровне, ну подсознательном, что ли… То есть ясность наступила тогда, а выразить я ее могу только сейчас, тогда бы мне и в голову не пришло ее выражать, да я бы и не смог. Ну а за последние двадцать лет ясность эта не менялась ни на мгновение… М. Помнишь, когда мы с тобой сидели у меня дома, ты сказал, что для тебя
никогда не кончалось лето шестьдесят седьмого года… Б. Г. Дело в том, что лето шестьдесят седьмого мы берем здесь как символ.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Детство и юность
27 ноября 1953 в семье петербургских интеллигентов (инженера и юриста) появился мальчик, которому спустя годы суждено было стать целой эпохой в истории русской музыки, духовным учителем и автором любимых миллионами песен. Борис Борисович Гребенщиков рос в Ленинграде, учился в школе с математическим уклоном и с детских лет был страшно увлечён музыкой. Ряд источников утверждают, что певец по национальности еврей, да и фамилия у него отнюдь не Гребенщиков, однако никаких доказательств не приводят.
Борис Гребенщиков в детстве
После школы он поступил в Ленинградский университет на факультет прикладной математики. Но главное, что в это же время Гребенщиков решил создать собственный музыкальный коллектив – «Аквариум».
Школьный приятель Анатолий Гуницкий, которого за удивительное сходство с Харрисоном прозвали Джордж, составил Борису компанию в его долгих творческих поисках и репетициях в актовом зале университета. По утверждениям очевидцев, парни были одарёнными поэтами и не могли представить в своей жизни радости большей, нежели пение песен.
Воспитанные на классике рок-н-ролла, влюблённые в Марка Болана, Боба Дилана и «The Beatles», друзья поначалу писали и пели по-английски. Но вскоре было принято твёрдое решение: исполнять песни только на родном языке.
Радио «Аэростат»
С 2005 года Гребенщиков имеет собственную еженедельную радиопрограмму на российской радиостанции « Радио России » под названием Аэростат (русский: Аэростат ). Она представлена как «авторская программа Бориса Гребенщикова» и создана и озвучена им. Его цель — рассказать об альтернативах в музыке, о музыке, которую сегодня на радио больше никто не играет, несмотря на ее художественную ценность и оригинальность. В основном это независимая музыка, которую, как говорит Борис, иначе вообще бы не играли. Диапазон песен в Aerostat варьируется от рока 1960-х и 1970-х ( Битлз , Боб Дилан и многие другие) до регги , новой волны , альтернативного рока , электроники , панка , мировой музыки , джаза , классики и авангарда . По состоянию на апрель 2019 года было создано и транслировалось более 700 шоу продолжительностью около 46 минут каждое. Трек-листы и скрипты всех программ доступны на официальном сайте Аквариума и Гребенщикова. Музыкальная тема является «Прелюдия» по T. Rex из бороды звезд альбома.
Альбомы
После выступления на первом советском рок-фестивале в Тбилиси в апреле 1980 года Борис Гребенщиков был исключен из комсомола и уволен с работы. Группа Аквариум была официально запрещена в СССР. Группа стала членом Ленинградского рок-клуба в 1981 году и участвовала в первых пяти фестивалях.
Вместе с Дэвидом А. Стюартом из Eurythmics он записал англоязычный альбом Radio Silence в 1989 году.
В январе 1998 года Гребенщиков получил премию «Триумф», а два года спустя 23 сентября 2000 года был удостоен Санкт-Петербургской премии «Люди нашего города». 7 апреля 2001 года рок-журнал «FUZZ»наградил его премией за развитие рок-музыки.
Поиски себя
Неспокойное настроение 1990-х затронуло и рок-группу Гребенщикова. Март 1991 года ознаменовался последним месяцем коллектива, но уже через несколько недель было объявлено о создании новой группы, где мелькали уже знакомые лица, — “БГ-Бэнд”.
Только что созданный коллектив продолжил идею русского рока, ознаменовавшись необычным репертуаром. В выступлениях группы стали появляться религиозные образы православной церкви, что считалось актуальным и злободневным для эпохи того времени.
“БГ-Бэнд” вел активную выездную деятельность. Посетив самые крупные города России и Украины, он провел около двухсот ярких и незабываемых концертов.
Однако ансамбль просуществовал недолго. На его смену пришел другой коллектив со старым названием – “Аквариум”, который после этого еще несколько раз менял состав и репертуар.
«Остерегайтесь подделок»
— В вашей новой песне «Баста Раста» есть строчки: «Неужели вы не слышите плесень в голосах, неужели вы не видите, как всё идёт нах». Такое ощущение, что со времен, когда была написана ваша песня «Поезд в огне», где тоже передано ощущение, что «всё идёт нах», ничего не изменилось. Или что-то всё-таки меняется?
— Песня — это всегда принадлежность сегодняшнего дня; природа создаёт авторов, которые могут сказать то, что должно быть сказано сегодня, и кому-то из них удаётся это выразить. Поэтому когда я пишу песню, я не выбираю — что хочу сказать; сам русский язык говорит то, что должно быть сказано; мне остаётся только удивляться и не мешать этому. Но если говорить о моём личном ощущении, то оно совсем другое, чем тогда.
Статья по теме
Жена Владимира Познера: Трамп спросил меня: «Можно я с вами посижу?»
— Отвечая на вопрос, кто сегодня главный артист по сборам и популярности, Надежда Соловьёва (глава компании «Сав Энтертейнмент», которая занимается организацией гастролей в России в основном западных звёзд) назвала имя Дрейка — представителя хип-хоп-культуры, который недавно собрал 10 стадионов Уэмбли подряд. Вы видите закономерность в том, что хип-хоп сейчас так популярен?
— Нет «хип-хоп-культуры», как нет и никогда не было «рок-культуры» или «джаз-культуры»; есть Культура и её отсутствие. Существуют принятые сегодня формы популярной музыки, которые меняются каждое десятилетие. Мне важна не форма, а то, что с её помощью передаётся: но каждая форма позволяет это сказать по-новому.
— Евгений Гришковец сказал, что сегодня не время великих. Во всех сферах — в музыке, в том числе. Согласны с ним?
— Каждый выбирает себе то сегодня, в котором ему удобно жить. Мне, например, необходимо жить в мире, где есть великие: мне есть, о чём с ними говорить; мне необходимо сравнивать то, что я делаю, с тем, что было сделано ими. Я сравниваю и учусь делать лучше. Мир без великих — мир серый и посредственный (я примерно помню такой мир по своей средней школе на окраине). Там скучно, зато никакой ответственности.
— У вас есть песни «Палёное виски и толчёный мел». Пробовали вы хотя бы раз в жизни и то, и другое?
— Палёное виски — мерзость; толчёный мел не лучше. Остерегайтесь подделок и не ведитесь на дешевизну.
Статья по теме
Борис Гребенщиков: «Цензура никогда не решает проблем. Она их создаёт»
— Когда нам ждать новый альбом группы «Аквариум»?
— Мы уже два года работаем над десятком ещё не записанных песен. Может быть, именно из них — когда придёт время — и сотворится новый альбом.
— В этом году вы играете концерт на фестивале «Дикая мята». Чего ждать зрителям, что это будет за программа?
— Мы сами пока не знаем.
— То есть каждый раз это экспромт? Но есть же какие-то обязательные к исполнению песни?
— Нет. Разве только «Стаканы».
— Будет ли у вас время и желание послушать кого-то из своих коллег на фестивале?
— Не знаю пока.
Дискография
Деление на категории — в соответствии с классификацией Бориса Гребенщикова
«Доисторические» альбомы БГ и «Аквариума»
Начало распространения в магнитиздате:
- 1974 — Искушение Святого Аквариума (Борис и Джордж)
- 1974 — Менуэт земледельцу (Аквариум) Запись утеряна
- 1975 — Притчи графа Диффузора (Аквариум)
- 1976 — С той стороны зеркального стекла (БГ)
- 1978 — Все братья — сёстры (Борис и Майк)
«Исторические» студийные и концертные альбомы «Аквариума»
Начало распространения в магнитиздате:
- 1981 — Синий альбом
- 1981 — Треугольник
- 1981 — Электричество
- 1982 — Акустика
- 1982 — Табу
- 1983 — Радио Африка
- 1984 — Ихтиология
- 1984 — День Серебра
- 1986 — Дети Декабря
- 1986 — Десять стрел
Поступили в продажу:
- 1988 — Равноденствие (первый альбом, записанный в 1987 году на и выпущенный официально)
- 1990 — Чёрная роза…(музыка к одноименному фильму, записана в 1988—1989 гг)
- 1992 — Архив (закончен весной 1991)
- 2007 — Феодализм (записи конца восьмидесятых годов, доработанные в 2007)
- 2010 — Наша жизнь с точки зрения деревьев (записи конца восьмидесятых годов)
- 2010 — Записки о Флоре и Фауне (запись 1982 года)
- 2012 — Сроки и цены (запись 1983 года)
- 2012 — Тайная история пчеловодства
Аквариум 2.0
- 1993 — Библиотека Вавилона
- 1993 — Любимые песни Рамзеса IV
- 1994 — Пески Петербурга
- 1994 — Кострома mon amour
- 1995 — Навигатор
- 1996 — Снежный лев
- 1997 — Гиперборея
Аквариум 3.0
- 1999 —
- 2000 — Территория
- 2002 — Сестра Хаос
- 2003 — Песни рыбака
- 2005 — ZOOM ZOOM ZOOM
- 2006 — Беспечный русский бродяга
- 2008 — Лошадь белая
- 2009 — Пушкинская, 10
- 2010 — День радости
- 2011 — Архангельск
- 2012 — Воздухоплавание в компании сфинксов
- 2013 — Аквариум +
Аквариум 4.0
- 2016 — Песни Нелюбимых (EP)
- 2017 — Двери Травы (EP)
См. также дискографию Бориса Гребенщикова с группой «Аквариум» в статье Дискография группы «Аквариум»
Сольная дискография
- 1989 — Radio Silence (англоязычный альбом, за исключением 2 песен)
- 1992 — Русский альбом
- 1994 — Песни Александра Вертинского
- 1996 — Чубчик
- 1996 — Radio London (англоязычные демо-записи 1990/1991)
- 1997 — Лилит
- 1999 — Песни Булата Окуджавы
- 2004 — Без слов (инструментальный альбом, записанный в начале 1990-х, в продажу не поступил, распространяется только на концертах группы)
- 2014 — Соль
- 2018 — Время N
Поиски себя
Неспокойное настроение 1990-х затронуло и рок-группу Гребенщикова. Март 1991 года ознаменовался последним месяцем коллектива, но уже через несколько недель было объявлено о создании новой группы, где мелькали уже знакомые лица, — “БГ-Бэнд”.
Только что созданный коллектив продолжил идею русского рока, ознаменовавшись необычным репертуаром. В выступлениях группы стали появляться религиозные образы православной церкви, что считалось актуальным и злободневным для эпохи того времени.
“БГ-Бэнд” вел активную выездную деятельность. Посетив самые крупные города России и Украины, он провел около двухсот ярких и незабываемых концертов.
Однако ансамбль просуществовал недолго. На его смену пришел другой коллектив со старым названием – “Аквариум”, который после этого еще несколько раз менял состав и репертуар.
Заимствования в творчестве
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 4 марта 2021 года |
Одна из главных культурных миссий Бориса Гребенщикова заключается в том, что он перевел зарубежный рок-н-ролл на русский язык. В том числе местами — впрямую.Александр Горбачёв |
Первые такты песни «Плоскость» (записана в 1981-м году — «Синий альбом», получила широкую известность благодаря фильму «Асса») очень напоминают мелодию песни Брайана Ино «Here he comes» из альбома «Before And After Science» (1977).
В печати есть указания на заимствования Гребенщиковым и у других музыкантов.
Борис Гребенщиков в 1980 году так описал источники своего вдохновения в письме Артемию Троицкому, опубликованному в 1981 году в самиздатском журнале «Зеркало» :
«Укравший дождь» — Дилан, как сердитый молодой человек + размышления о том, почему не дают «зелёного света» советской рок-музыке.
«Почему не падает небо?» — только одно вдохновение.
«Сталь» — Дилан на 100 % (см. ссылки на Пушкина, Вергилия. Последняя фраза песни из «Новых историй Ци Се» Юань Мэя). Наблюдения из окна в коммунальной квартире.
«Дорога N 21» — половина фраз в песне — цитаты из «Дао дэ цзин» и Чжуан Цзы, «луна в реке рукой» — намек на смерть Ли Бо, утонувшего в пьяном виде.
«Нам всем будет лучше» — «Грэйтефул дэд».
«Ключи от моих дверей» — Боб Дилан и его «Убежище от бури» + один роман.
«25 к 10» — моя личная печальная судьба(?), примерно Дилан. Рыбак и начальник заставы в конце — Чжуан Цзы и человек, которому приписывается «Дао дэ цзин».
«Тарелка» — Фрэнк Заппа. и тд…»
Кто слышал Патти Смит, тот знает, как беззастенчиво Гребенщиков использовал её — и не только её — тексты и музыку.Александр Тарасов |
«Аквариум» — продвинутая группа, разбирающаяся в британском и американском фолк-роке. Я, например, английский знаю, поэтому, когда услышал впервые «Аквариум», сразу понял, что все содрано с Дилана и Fairport Convention. Более того, БГ и не скрывает заимствований, он даже как-то цинично сказал, мол, очень хорошо, что у нас в стране плохо знают творчество Элвиса Костелло и еще кого-то там, потому что вот эту песню я спер оттуда, а эту — отсюда.Егор Летов |
Увлечения, интересы, отношение к искусству
В 2012 году по просьбе издательства «Розовый жираф», специализирующегося на книгах для детей, Гребенщиков составил список десяти своих любимых книг, который, по его словам, «мог бы быть и втрое больше». В список вошли следующие литературные произведения:
- «Ветер в ивах» К. Грэм;
- «Книга джунглей» Р. Киплинг;
- «Хоббит, или Туда и обратно» Дж. Р. Р. Толкин;
- «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкин;
- «Алиса в Стране чудес» Л. Кэрролл;
- «Алиса в Зазеркалье» Л. Кэрролл;
- «Буратино» А. Н. Толстой;
- «Остров сокровищ» Р. Стивенсон;
- «Волшебник Земноморья» У. Ле Гуин;
- «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери.
Среди русских классиков Гребенщикову нравится творчество Пушкина, Пастернака, Мандельштама, Булгакова и Ахматовой; из современных писателей — Бориса Акунина и Виктора Пелевина.
Любимые фильмы, среди прочего — «Шерлок Холмс» Гая Ричи, «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля и «Остров» Павла Лунгина, а также популярные сериалы «Пуаро» и «Приключения Шерлока Холмса».
Борис Гребенщиков является большим поклонником The Beatles, которые значительно повлияли на его творчество и мироощущение.
Литература
- Смирнов И. Прекрасный дилетант: Борис Гребенщиков в новейшей истории России. — ЛЕАН, 1999. — 398 с. — 5000 экз. — ISBN 5-85929-040-3.
- Рыбин А. Три кита: БГ, Майк, Цой. — СПб.: Амфора, 2013. — 223 с. — (Дискография.ru). — 3000 экз. — ISBN 978-5-367-02833-1.
- Гребенщикова Л. Х. Мой сын БГ. — Амфора, 2008. — 240 с. — 6000 экз. — ISBN 978-5-367-00750-3.
- Ерёмин Е. М. Царская рыбалка, или Стратегия освоения библейского текста в рок-поэзии Б. Гребенщикова. — Благовещенск: Издательствово БГПУ, 2011. — 275 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-8331-0222-0.
- Кан А. Непесенная музыка Гребенщикова. К выходу «Сюиты Ф»(неопр.) . Русская служба Би-би-си (1 февраля 2014). Проверено 3 февраля 2014.