Елена санаева: биография и личная жизнь советской актрисы (фото)
Содержание:
Карьера
В детстве Санаев снялся с Кристиной Орбакайте в фильме «Чучело» и мелодраме Родиона Нахапетова «Зонтик для новобрачных». Окончив в 1992 году ВГИК, молодой человек предпочел не продолжать актерскую карьеру, а заниматься тем, что приносило бы стабильный доход. Таким делом стали авторские переводы американских кинокартин, зачастую нелегальных.
Эта работа навела Павла на мысль о создании собственного кино. Фильм «Каунасский блюз» становится его дебютом в качестве режиссера и сценариста. В 2007 году вышла лента «Нулевой километр» о друзьях, которые переезжают из провинции в российскую столицу. В съемках поучаствовали Светлана Ходченкова, Александр Лымарев, Константин Крюков, Иван Жидков.
Прожившая непростую жизнь, познавшая смерть первенца и ужасы войны, Лидия Санаева отличалась характером сильным, склонным к деспотизму и домашнему насилию. Писатель не раз вспоминал, что чувствовал любовь бабушки, но проявления теплоты и заботы были похожи на ненависть. В этом и состоит фабула повести «Похороните меня за плинтусом»: человек многогранен, хочет дарить любовь близким, но под действием жизненных коллизий его характер сломлен, а благие намерения приобретают уродливые оттенки.
Все персонажи взяты писателем из реальной жизни, однако он настаивает на том, что не следует путать литературных героев с реальными людьми. Книгу напечатали в 2003 году, никакой специальной рекламной кампании не было, но она стала бестселлером. Сюжет перенесен на театральные подмостки, а в 2009-м осуществлена экранизация.
В произведении, переведенном на ряд европейских языков, не раскрыта роль Быкова. Желая исправить упущение, Санаев выпустил в 2013 году первую часть романа «Хроники раздолбая», воспринимаемую как продолжение повести. Сам автор ставит эту работу в отдельный ряд и не исключает, что и по ней снимет фильм.
Павел Санаев с дочерью
В 2014-м Павел за 2 недели придумал сценарий для комедии «Полное превращение» о риелторе, которому в руки попадает некое устройство, помогающее менять личность. На первом фестивале, где фильм был представлен, он получил приз зрительских симпатий. Санаев к тому же впервые выступил продюсером. Снимать должны были фантастический триллер, но спонсоры в последний момент отказались выделить средства. Ему ничего не оставалось, как спасать ситуацию.
Боевики «На игре» и «На игре – 2. Новый уровень» поставлены режиссером по собственным сценариям, базирующимся на трудах Александра Чубарьяна. Здесь Павла интересует та грань экранного насилия, за которой зритель осознает, что герои переступили некую условную черту и перестали отличать живых людей от графических моделей в играх.
В 2017 году на официальном сайте писатель сообщил, что готовит «Хроники раздолбая – 2: Спор на балу Воланда». Это продолжение истории о человеке, раздираемом противоречиями, который пытается найти свое место в жизни, поймать удачу и выйти победителем из жизненных передряг.
Учеба
После обучения в школе девочка надумывала поступать по своей любимой специальности в театральный ВУЗ. К этому ее подталкивал отец, который долгое время занимался кинематографом, Елена часто за ним наблюдала, и ей нравилась работа актрисы.
Неожиданно для себя, у нее возникает сильное желание поступить в ГИТИС на театральный факультет. Елена, конечно, успешно проходит кастинг и поступает туда, куда всегда хотела.
Она учится у знаменитого советского деятеля искусства – Михаила Царева, который многому обучил девушку. Вот так начиналась личная биография Елены Санаевой в качестве начинающей актрисы.
Лучшие роли
После свадьбы супругам улыбнулась удача сыграть парочку лукавых мошенников в киносказке Леонида Нечаева «Приключения Буратино». Идея сначала не понравилась Быкову, но чуткая на актерскую удачу Елена заявила, что от подобных ролей не отказываются. Дуэт лисы Алисы и кота Базилио получился феерично ярким. Елена неожиданно раскрылась как острохарактерная актриса. Новые роли, последовавшие за этой лентой, нередко бывали смешными и запоминающимися. Снималась Санаева и в фильмах Ролана Быкова. По Москве даже ходили злоязычные слухи, будто молодая актриса польстилась на этот брак ради карьеры. Конечно, это были глупости. Специально «на нее» ролей талантливый режиссер Быков никогда не делал, не устраивал ее кинематографическую судьбу. А о таких нежных и творчески богатых взаимоотношениях, какие были у Быкова и Санаевой, можно было только мечтать. В жизни друг для друга они были поддержкой и радостью. Елена одарила мужа великолепным сплавом силы характера, мягкости, эмоциональности и душевного равновесия. Он дал ей надежную опору, много ярких мгновений творчества, душевную щедрость, с которой бескорыстно помогал многим запутавшимся людям, делил с ней гений редкого дара понимать детей и чувствовать ответственность за будущее.
Фильмы
В 1967 году Елена Санаева первый раз попала в кино. Это была военная лента «Генерал Рахимов», за которой последовали драма «По Руси» и экранизация рассказов Антона Чехова «Главный свидетель». Там в новелле «Дума» девушка исполнила главную роль подсудимой вдовы Каплунцевой.
Елена Санаева в фильме «Приключения Буратино»
В этом фильме на Елену обратил внимание режиссер Василий Шукшин и пригласил в киноальманах «Странные люди». Интересно, что в этой картине Санаева сыграла в дуэте с родным отцом, перенеся родственные отношения на экран
Позднее они вновь появлялись в паре у Шукшина в лирической комедии «Печки-лавочки». Вскоре последовали роли в приключенческом фильме «За облаками – небо» и военном «На ясный огонь».
Творческая биография актрисы развивалась по счастливому сценарию, режиссеры все чаще видели Елену в образе главных героинь, но все перевернул фильм-сказка «Приключения Буратино», принесший актрисе всесоюзную славу. Роль Лисы Алисы вошла в историю советского кинематографа, но на долгое время вогнала Санаеву в образ комедийной характерной актрисы. Артистку зовут и на небольшие, но яркие роли в сказки «Честное волшебное» и «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников», и в комедии «По улицам комод водили…» и «Куда исчез Фоменко?».
Елена Санаева в фильме «Чучело»
В 1977 году Ролан Быков задействовал актрису в экранизации произведения Николая Гоголя «Нос», где сам сыграл главную роль, а Елена Санаева предстает в образе дочери Подточиной. Фильм стал первой «взрослой» кинокартиной Ролана Быкова, до этого режиссер работал в основном над детскими сказками. Спустя два года оба актера предстали в главных ролях в музыкальном фильме «Жил-был настройщик». В 1980 году артистка снялась в образе заведующей фабрики детских игрушек в комедии «Амнистия». Действие фильма проходит в окружении надувных крокодилов и плюшевых мишек.
Вернул Елену Санаеву к серьезным сценариям Ролан Быков в 1983 году. Режиссер начал снимать подростковую социальную драму «Чучело», где дал актрисе возможность безупречно передать характер классной руководительницы взбунтовавшегося класса.
Елена Санаева в фильме «Медсестра»
Помимо Санаевой, в фильме блестяще исполнили роли Юрий Никулин и совсем юная Кристина Орбакайте. Одновременно Елену Всеволодовну пригласили на съемочную площадку детектива «Тайна «Черных дроздов» по роману Агаты Кристи. Санаева одинаково хорошо преображалась и в актрис народного театра в фильме «Искренне Ваш», исполняющих роль Бабы-Яги, и в председателя суда в кинокартине «Подсудимый», и в торговку пельменями в драме «Без солнца». Главную роль артистка получила в трагикомедии «Оно», где, помимо нее, сыграли Наталья Гундарева, Светлана Крючкова. Вместе с супругом в 1995 году сыграла в детском фильме «Русский паровоз».
В XXI веке Санаева продолжила сниматься, в том числе и в главных ролях. Частью фильмографии актрисы становятся семейный фильм «Новая старая сказка», а также мелодрамы «Время для двоих», «Медсестра» и «Парфюмерша».
Серьезные кинороли
Именно после картины «По Руси» девушку замечает знаменитый не только в Советском Союзе среди своих коллег, но и за рубежом режиссер Александр Шукшин.
Он приглашает Елену сниматься в киноленте «Странные люди». Интересный факт, в данном романе играла не только Елена, но и ее родной отец. Таким образом, родственные отношения между дочерью и папой были перенесены в кино. И именно благодаря этому, кинолента заслуживает особого внимания, потому что вышла крайне качественной.
Знаменитому режиссеру понравилась игра молодой актрисы, и он решает, что в ней есть скрытый потенциал. Поэтому приглашает для дальнейших съемок в кинокартину «Печки-лавочки». Данное кино вышло очень смешным и веселым.
Елена Санаева: биография
Елена Санаева – знаменитая советская и российская актриса, много и успешно играющая на театральной сцене, а также снявшаяся в более 60 кинофильмах, из которых зрителям особенно запомнились роли Лисы Алисы в сказке «Приключения Буратино», классного руководителя в социальной подростковой драме «Чучело» и Бабы-Яги в «Новой старой сказке».
Видеокурс «Весенний»
Ландшафтный дизайн для занятых, красивый сад и огород без хлопот
Учебный курс для тех, кто хочет сделать свою дачу красивой и предпочитает разумно тратить время, силы и деньги.
Специальное предложение! Скидка 50%! Проведи самоизоляцию с пользой!
₽ 1200.00 ₽ 600.00
ПОДРОБНЕЕ ❯❯❯
Елена родилась в Самаре в семье известного киноактера Всеволода Санаева и его супруги Лидии Антоновны. Мама девочки много болела, поэтому не работала. В начале 50-х годов Лидия Антоновна лечилась в психиатрической больнице от мании преследования, затем была подвержена длительным депрессиям. Тем не менее, женщина полностью посвятила себя семье. Как утверждает Елена Санаева, отец состоялся как киноактер во многом благодаря поддержке жены.
Актриса Елена Санаева
Сама Санаева тоже была подвержена частым заболеваниям, как и многие дети войны. Родители, уже потерявшие старшего сына, умершего в эвакуации в двухлетнем возрасте, тряслись над Леной, даже в чрезмерной степени. Когда дочь заболела желтухой, Лидия Антоновна настояла на крещении, а по тем антирелигиозным временам это был более чем рискованный поступок.
Взрослея, Елена Санаева часто видела творческую работу отца, поэтому после школы даже не рассматривала никакого другого варианта – только актерский факультет, только театральный институт. После ГИТИСа, в котором Елена училась у Михаила Царева, молодая актриса вошла в труппу Театра-студии киноактера и начала сниматься в кинематографе.
Елена Санаева в молодости
С 2008 года Елена Всеволодовна стала артисткой театрального , где, кроме нее, в труппе уже служили Татьяна Васильева, Леонид Якубович, Татьяна Веденеева, Александр Цой и другие артисты. На сцене этого театра Елена Санаева сыграла в спектаклях «Русское Варенье» Людмилы Улицкой, «Дом» Евгения Гришковца, «Аккомпаниатор» Александра Галина и других.
«Или вернусь собирать гармони, или научусь играть, как они»
Одним из первых спектаклей, увиденных Санаевым в Москве, был опять-таки мхатовский «У врат царства» с участием великого Качалова. Потрясенный, он говорил потом: «Только в этом театре я хочу служить, только таким должен быть настоящий актер. Или вернусь собирать гармони, или научусь играть, как они».
Статья по теме
История ГИТИСа в лицах
В ГИТИСе молодому актеру удивительно повезло. Курс вели два прославленных артиста — Тарханов и Плотников. Мастера очень разные, но оба — педагоги милостью Божьей. Михаил Тарханов — настоящий друг театральной молодежи. «Он для нас был школой жизненной правды в искусстве, — вспоминал Санаев. — Знал много секретов актерского мастерства, учил студентов, как обращаться со своим телом и окружающими предметами, как произносить слова на сцене таким образом, что, даже если говорить шепотом, тебя услышат и поймут на галерке». Иногда Всеволоду удавалось проводить Тарханова до дому, и тогда тот щедро делился со студентом своими мыслями об искусстве, профессии.
В год окончания Санаевым ГИТИСа МХАТ объявил конкурс для молодых актеров-мужчин. Всеволод прочитал перед комиссией отрывок из повести Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Из семисот претендентов Станиславский и Немирович-Данченко выбрали троих выпускников ГИТИСа, в том числе и Санаева. Произошло чудо! Театр, о котором он так мечтал, открывал ему свои двери. Сразу молодых в штат не брали — только «кандидатами», во вспомогательные составы. Труппа МХАТа тогда была настолько сильная, с таким количеством актеров с громкими именами, что пробиться в подобном коллективе было очень и очень не просто. Тем не менее Всеволод довольно быстро перешел в основной состав. В МХАТе была незыблемая традиция: на первом этаже одевались и гримировались «старики» — «золотой фонд» театра, а молодежи отводился четвертый этаж. Санаевский «спуск к славе» был стремительным: сыграв кроме эпизодов лишь роль Пикалова в «Любови Яровой» да Чепурина в пьесе Островского «Трудовой хлеб», он практически за один год спустился с четвертого этажа на первый!
Будучи на гастролях в Киеве, он встретил свою единственную любовь — Лиду, студентку филологического факультета. Стройная, румяная, со вздернутым носиком… Когда она шла по улице, не было ни одного человека, который бы не обернулся, потрясенный ее красотой. Труппа МХАТа выступала в Киеве всего месяц, этого времени ему как раз хватило, чтобы уговорить девушку выйти за него замуж и уехать в Москву. Ее родня бежала за поездом с криками: «Лидуся, одумайся! Вернись!» Может, тогда этот союз и мог кому-то показаться легкомысленным, однако молодые прожили вместе всю жизнь.
Статья по теме
Под крылом вождя. Как режиссёр Пырьев стал любимцем Сталина
В эти же первые театральные сезоны Санаев начал сниматься в кино. Не так давно по телевизору показывали «Любимую девушку» Ивана Пырьева — это одна из первых ролей Всеволода Санаева в кино. Поражает, как хорош собой был молодой Всеволод Санаев, какое красивое и одновременно мужественное лицо, какая копна черных кудрей! Фильмов тогда выпускалось мало, но их смотрела вся страна, поэтому даже незначительный эпизод делал актера известным. Но съемки в кино — очень ответственная и тяжелая работа! Санаев рассказывал, что работать с Пырьевым было нелегко. Однажды в павильоне очень долго выставляли свет, а молодые актеры тем временем, сидя за декорациями, травили анекдоты. Их смех вывел режиссера из себя. Он вскочил со своего кресла, дико закричал и погнался за актерами, размахивая палкой. Догнав их в коридоре, гневно сверкая глазами, Пырьев сказал, глядя на Санаева: «Ты еще сниматься будешь, а ты — никогда!» — пригвоздил он актера, игравшего приятеля главного героя. И действительно, больше своего коллегу Санаев на «Мосфильме» не видел. Помимо «Девушки с характером» Всеволод тогда снялся в «Волге-Волге» и «Сердцах четырех».
«Любимая девушка», 1940 г. Кадр из фильма
Биография
Родилась 21 октября 1942 года в семье известного киноактёра Всеволода Санаева. Окончила ГИТИС (1966, мастерская Михаила Царева). С 1967 года — актриса Театра-студии киноактера в Москве. Дебютировала на экране в 1967 году в фильме «Генерал Рахимов». Санаева подавала большие надежды — высокая, стройная, красивая, она готовилась играть героинь. Её заметил и начал снимать Василий Шукшин. Однако всё в её жизни и творчестве перевернула встреча с Роланом Быковым.
Они встретились в 1972 году. Быкову было 43, Санаевой — 30. Их пригласил режиссёр с Ленфильма Юрий Рогов сняться вместе в фильме «Докер». Ролан Антонович вспоминал:
19 октября — день Царскосельского лицея, из которого, как известно, вышло наше все — то есть, Александр Сергеевич Пушкин. Эту дату театр «Школа современной…Все видео
«Прихожу на студию и вдруг вижу красавицу с огромными глазами, в которые я просто провалился. Чистое очарование!.. Когда мы только поженились, меня в разных компаниях несколько раз встречали фразой:— Здравствуйте, Ролан Антонович! Какая у вас чудная дочка!Представляете, что со мной происходило? Я в бешенстве шипел:— Лена, купи себе что-нибудь солидное. Не ходи девочкой.А какая это была девочка!»
После того, как Быков и Санаева снялись вместе в «Приключениях Буратино», Елену Всеволодовну перестали приглашать на роли героинь
Она стала хара́ктерной актрисой, на которую больше обращали внимание постановщики кинокомедий. А вскоре в кинематографическом мире и вовсе решили, что снимать Санаеву — прерогатива Быкова
И действительно, в ряде фильмов они работали «на пару»: «Дни хирурга Мишкина», «Деревня Утка», «Искренне ваш…», «Свадебный подарок», «Жил-был настройщик».
Елена Санаева — яркая исполнительница небольших хара́ктерных ролей. Среди лучших работ в кино: «Приключения Буратино» (1975), «Пена», «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников», «Тайна „Чёрных дроздов“», «Чучело».
Ролью лисы Алисы в «Приключениях Буратино» Елена Санаева навсегда вошла в золотой фонд советского кино.
Елена Санаева активно занимается общественной деятельностью. Будучи вице-президентом Детского фонда имени Ролана Быкова, она устраивает всевозможные акции и выставки, выезжает на фестивали детского творчества. В 1999 году выпустила книгу-альбом памяти Ролана Быкова.
С 2008 года — актриса театра «Школа современной пьесы» под рук. Иосифа Райхельгауза.
Играет в спектаклях:
- «Русское Варенье» Людмилы Улицкой — Маканя;
- «Дом» Евгения Гришковца — Валентина Николаевна и бабушка;
- «Звездная Болезнь» (спектакль «своими словами») — мама героя;
- «Аккомпаниатор» Александра Галина — Сверчкова;
- «Медведь» Дмитрия Быкова
В 2009 году выпустила в издательстве АСТ книгу Р. Быкова «Заколдованная Принцесса». Там же вышли дневники Ролана Быкова «Я побит, начну сначала» (2010) и «Стихи Ролана Быкова» (2010).
Семья
Елена Санаева — дочь известного киноактёра Всеволода Санаева. Вдова актёра и кинорежиссёра Ролана Быкова. Мать российского писателя, актёра, режиссёра, сценариста, переводчика Павла Санаева (от первого мужа — инженера Владимира Конузина).
Начало карьеры писателя Павла Санаева
В 1995-ом Санаев трудился над официальными переводами многих известных фильмов, среди которых «Властелин колец» по мотивам книг Джон, «Очень страшное кино», «Остин Пауэрс» и многие, многие другие. Такая работа как никакая другая подходила для будущего режиссёра и сценариста. Уже в 2002-ом он написал сценарий к фильму «Последний Уик-Энд», ставший режиссёрским дебютом Санаева. Через десять лет книга, написанная когда-то с подачи Ролана Антоновича, стала настоящим бестселлером, сделавшим Санаева одним из самых известных писателей современной России. Автор назвал её «Похороните меня за плинтусом». ВГИК он окончил в 1992-ом, а книга вышла в 2003-ем.
Рекламы не было, но «сарафанное радио» сделало своё дело, и тираж 20 тысяч экземпляров разошёлся очень быстро. Общий же тираж уже перевалил за пятьсот тысяч экземпляров. Произведение и сегодня пользуется немалой популярностью, оно переведено на французский и немецкий.
По книге снят фильм, многие театры поставили спектакли. Менее всего Автор доволен фильмом, так как, по его мнению, он очень далёк от настроения, переданного в книге.
Павел Санаев: Люди живут ложными воспоминаниями Недавно вышло новое подарочное издание, в котором появилось сорок иллюстраций и три не публиковавшихся ранее главы. Эти главы были изначально написаны Санаевым, но в книгу не вошли. После того, как появилась идея подарочного издания с иллюстрациями, он переработал эти главы и ввёл их отдельно в конце произведения.
Павел считает, что Ролан Антонович похвалил бы его за вышедшую книгу. Если бы в своё время он не заставил Павла прекратить заниматься видеокассетами, скорее всего, эта книга никогда бы не появилась.
Часто у Санаева спрашивают, всё ли в книге правда, так ли было в его детстве, как описано. Автор не раз повторял и повторяет вновь, что это всего лишь литературное произведение и забывать об этом не стоит. В книге, безусловно, присутствуют некоторые элементы автобиографии, но по большей части это вымысел автора.
Павел попробовал себя и в короткометражном кино. Дебют состоялся в Литве, получасовой фильм с названием «Каунасский Блюз» был снят для литовского телевидения.
Через год на экраны вышла кинолента «Последний Уик-Энд», ещё через два года – «Нулевой километр», а в 2009-ом появился нашумевший фильм «На игре». Эта работа вызвала много толков о том, считать её жестокой или нет. Уже в 2010-ом последовала вторая часть истории с названием «На игре 2».
Писатель Павел Санаев с женой
Санаев сожалел, что о роли в его жизни Быкова, о его мудром воспитании, в его произведении «Похороните меня за плинтусом» ничего не написано. Чтобы отдать Ролану Антоновичу своего рода долг, он написал «Хроники Раздолбая». Кто-то из читателей считает, что это продолжение первого романа, а кто-то – что это отдельное произведение. Автор убедительно попросил читателей это произведение не считать его автобиографией.
Елена Санаева сейчас
Елена Всеволодовна говорит, что сейчас работа, востребованность стимулируют жить. Oна с нетерпением ожидает выхода комедийной мелодрамы «Дневник новой русской», в основной актерский состав которой вошли Елена Подкаминская, Кирилл Кяро, Светлана Колпакова и Анна Ардова.
С 2009 года актриса служит в театре Иосифа Райхельгауза «Школа сoвременной пьесы», играет в спектаклях «Последний ацтек» и «Монологи городов», в импровизации Евгения Гришковца «Пока наливается пиво». Oн же в соавторстве с Анной Матисон написал специально для театра пьесу «Дом».
Елена Санаева сейчас «Русское варенье» по произведению Людмилы Улицкой с участием Санаевой, Вадима Колганова и Татьяны Васильевой удостоено приза Международного фестиваля в Тегеране и премии Всероссийского драматургического конкурса «Действующие лица».
В 2019-м, после шестилетнего ремонта, скрывшего следы пожара, «Школа» вернулась в прежнее здание. По этому случаю труппа дала гала-представление «Труба зовет!». Друзья-артисты из других театров подготовили веселые капустники. А Леонид Якубович выступил ведущим аукциона, на котором выставили детали кинокостюмов Любови Полищук и Альберта Филозова.
Любовь к кинематографу
Поначалу большого количество ролей в театре у начинающего актера не было, и Всеволод Васильевич иногда принимал участие в киносъемках.
Первым фильмом, в котором он участвовал, была лента «Частная жизнь Петра Виноградова». Его снял Александр Мачерет. В картине талантливый актер сыграл роль красноармейца в небольшом эпизоде.
Это небольшая работа стала началом большого пути в киноискусстве. Несмотря на то что большой славы она не принесла, успех был совсем близко. За ней последовали более значимые работы:
- В 1938 году Санаев снялся в культовом фильме того времени «Волга, Волга». Режиссер Александров доверил молодому актеру две небольшие, но заметные роли. После этого фильма количество предложений сниматься возросло в несколько раз.
- В 1940 году в киноленте «Любимая девушка», режиссером которой был Иван Пырьев, актер сыграл главную роль, ставшую первой работой такого уровня в его жизни. Его герой обычный токарь, который переживает любовную драму. Сюжет картины прост и заключается в том, что у героя произошла нелепая ссора с любимой девушкой, возникли подозрения в ее измене, и они расстались, после долгих перипетий, стараниями друзей и родственников, наконец, произошло логичное примирение и воссоединение семьи.
Его герой обычный сельский житель Федор Филимонович Ходас или Федос, как называет его сосед и друг. Он прощается со своим домом и всем, что составляло смысл жизни, так как бесперспективную деревню поглощает город. Жить в многоэтажном доме не хочется, и человек страдает. Все что он хочет успеть в оставшейся жизни — это устроить судьбу сыновей, а там и помирать можно, считает он. Режиссер Добролюбов снял культовый фильм, который актуален до сих пор, и в этом ему помогал звездный ансамбль актеров.
Жизнь без Ролана
1996 год отмечен страшным диагнозом, который поставили Ролану Быкову. Врачи нашли у него раковую опухоль в легких, сделали операцию. Но через два года Быков вновь оказался на больничной койке и знал, что ему уже не выжить. В октябре 1998 года он умер. Трудно представить, как пережила трагедию Елена Санаева. Биография заслуженной артистки навсегда изменилась с уходом близкого друга и трепетно любимого человека. Но это испытание не сломило женщину. До последнего вздоха Ролан мужественно переносил боль, а Елена делала все мыслимое и немыслимое, чтобы отодвинуть страшный конец. А потом она, собрав силы, стала продолжать дело, которое не закончил супруг. Занялась его архивами, продолжила работу над материалами для документального фильма «Евангелие от Скомороха», который задумал и не успел осуществить Ролан Антонович. Телезрители увидели две документальные ленты, которые Елена Всеволодовна Санаева сняла как режиссер: «Дело моей жизни» о фотографе Юрии Росте и «Трудно быть Германом» о кинорежиссере Алексее Германе.
Образование
Однажды в 1960 году Елена встретила на улице свою одноклассницу Ирину Ценину, дочь известных оперных певцов. В школьные годы девушки вместе занимались в драмкружке. Выяснилось, что Ирина недавно поступила в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина. Она сообщила подруге, что в вузе в скором времени планируется дополнительный прием.
Не советуясь с родителями, Санаева решила попробовать поступить в «Щепку» и прошла все испытательные туры. Ее взяли «кандидатом» – до первой сессии, которую она сдала хорошо. Училась Елена на курсе у Михаила Ивановича Царева, актера и режиссера, мастера художественного слова, Народного артиста СССР.
В молодости
Детские годы
Елена Всеволодовна Санаева родилась 21 октября 1942 года в городе Самара, который с 1935 по 1991 год носил название Куйбышев. Семья находилась там в эвакуации.
Отец Всеволод Васильевич Санаев (1912–1996) в то время был начинающим артистом театра (МХАТ) и кино. Впоследствии он стал Народным артистом СССР, сыгравшем главные роли в фильмах «Оптимистическая трагедия», «За нами Москва», «Белые росы» и многих других (свыше 100).
Мать Елены – украинка Лидия Антоновна Гончаренко, в замужестве Санаева (1918–1995), филолог, познакомилась с будущим мужем во время его гастролей в Киеве. Молодые люди поженились, поселились в Москве, у них родился сын Алексей – старший брат Елены. В 1941 году он умер в возрасте двух с половиной лет. У матери начались проблемы с психикой. Рождение дочери в конце 1942 года стало для нее отдушиной, она безумно любила свою Леночку и никуда ее не отпускала, одержимая страхом потерять.
Елена Санаева в детстве
Еще одним испытанием для матери стала болезнь дочери желтухой в 1947 году. Пятилетняя Лена была в шаге от смерти, врачи-гомеопаты рекомендовали лечить ее лимонами и сахарным сиропом. В этот же период больную девочку покрестил приглашенный в дом священник, и мать молилась за ее здоровье.
В том же 1947 году 35-летнего отца Елены – Всеволода Санаева сразил инфаркт. Переживания за дочь и мужа еще больше усугубили психическое состояние матери. При всей своей безумной любви она стала для Лены домашним тираном, наказывая дочь за малейшее непослушание.
Во время учебы в школе Санаева занималась в драмкружке, играла даже таких серьезных героинь, как Нина Заречная в чеховской пьесе «Чайка». Однако артисткой девушка становиться не собиралась. Она считала себя «гуманитарием» и думала о профессии театроведа или литературоведа. Поступать в вуз сразу после школы девушка не решилась – выпускные оценки у нее были неважными, и ей необходимо было подготовиться.