Элина быстрицкая: биография, семья, дети актрисы
Содержание:
Волк и Фифа
У Элины Авраамовны очень трепетное отношение к животным.
Вспоминает, что как-то раз они с братишкой увидели на улице собачку, мокнущую под дождем, вылитую Каштанку, рыжую, смешную. Собачку, конечно, пожалели и взяли с собой. Дома, несмотря на возмущения старших, отмыли, накормили и были очень счастливы, что у них теперь есть четвероногий друг. Однако через пару дней собака пропала. Видимо, родители куда-то отдали, потому что в семье медиков считалось, что животных в доме держать нельзя, от них могут быть разные болезни.
Позже Элина Быстрицкая, биография которой в очередной раз сделала крутой вираж и привела ее в Вильнюс, взяла на воспитание щенка – помесь овчарки и волка. Три с половиной года пес по кличке Волк жил у Быстрицкой, но потом начались съемки «Тихого дона», и собаку пришлось отдать. Элина Авраамовна до сих пор помнит глаза собаки, которую оставляют…
Сейчас у Быстрицкой вот уже много лет живет пекинес по кличке Фифа. Фифа очень не любит расставаться со своей хозяйкой и делает все, чтобы та не ушла из дома. Однако актрисе, как крайне занятому человеку, иногда все-таки приходится оставлять Фифу в одиночестве. Собачке очень нравятся передачи про животных, которые она смотрит вместе со своей хозяйкой.
Творчество
Избранные театральные роли
- Вильнюсский русский драматический театр
- — «Таня» А. Н. Арбузова — Таня
- 1953 — «Порт-Артур» И. Ф. Попова и А. Н. Степанова — Варя
- — «Годы странствий» А. Н. Арбузова — Ольга
- «Повесть о настоящем человеке» по Б. Н. Полевому — Клавдия
- «Аленький цветочек» по С. Т. Аксакову — Алёнушка
- Малый театр
- — «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда — Леди Уиндермиер
- — «Осенние зори» В. И. Блинова — Наталья
- 1960 — «Карточный домик» О. Н. Стукалова — Нина
- — «Почему улыбались звёзды» А. Е. Корнейчука — Клеопатра Гавриловна
- 1961 — «Крылья» А. Е. Корнейчука — Катерина Ремез
- 1961 — «Весенний гром» Д. И. Зорина — Паранька
- — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова — баронесса Штраль
- — «Палата» С. И. Алёшина — Ксения Ивановна
- — «Дачники» М. Горький — Юлия Филипповна
- 1964 — «Главная роль» С. И. Алёшина — Мария Ивановна Мартынова
- — «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда — Миссис Эрлин
- 1965 — «Герой Фатерланда» Л. Кручковского — Эльза
- — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Глафира
- 1966 — «Иванов» А. П. Чехова — Анна Петровна
- 1966 — «Стакан воды» Э. Скриба — Герцогиня Мальборо
- — «Старик» М. Горького — Софья Марковна
- — «Признание» С. А. Дангулова — Анастасия
- — «Каменный хозяин» Л. Украинки — Донна Анна
- — «Бешеные деньги» А. Н. Островского — Лидия
- 1972 — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана — Паула Клотильда Клаузен
- — «Касатка» А. Н. Толстого — Маша
- — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. Режиссёр: П. Н. Фоменко — Павла Петровна Панова
- — «Выбор» по Ю. В. Бондареву — Мария
- 1981 — «Фома Гордеев» по М. Горькому — Пелагея
- 1981 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Кручинина и Отрадина
- — «Долгий день уходит в ночь» Ю. О’Нила — Мэри
- — «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому — Москалёва
- — «Горе от ума» А. С. Грибоедов — Хлёстова
- — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Турусина
- — «Любовный круг» по пьесе «Круг» С. Моэма — Леди Кити Чемпион-Ченей
- Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой
1998 — «Перекрёсток» («Варшавская мелодия-98») Л. Г. Зорина — Она
Роли в кино
- — В мирные дни — Лена Алексеенко
- — Тарас Шевченко — эпизод
- — «Богатырь» идёт в Марто — Женя Сергеева, радистка
- — Неоконченная повесть — Елизавета Максимовна
- — Тихий Дон — Аксинья
- 1958 — Добровольцы — Лёля
- — Русский сувенир — Мария-Пандора (Барбара) Монтези
- — Всё остаётся людям — Ксения Румянцева
- — Негасимое пламя — Глаша
- — Дачники — Суслова Юлия Филипповна
- — Николай Бауман — Андреева
- — Московский полицейский Каминский — Ивановна
- — Семь дней после убийства — Кира Александровна
- — Прощальные гастроли — пассажирка поезда
- — Бравые парни — Надежда, жена Чередниченко
- — Бабий Яр — Элеонора
- — Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко — княгиня Ольгa
- — Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой — княгиня Ольгa
- — Возвращение Мухтара — Алина Станиславовна
Телеспектакли
- 1973 — Волки и овцы — Глафира
- 1974 — Дом Островского — Глафира
- 1974 — Старик — Софья Марковна
- 1976 — Признание — Анастасия
- 1978 — Бешеные деньги — Лидия
- 1983 — Фома Гордеев — Пелагея
- 1985 — Без вины виноватые — Кручинина
- 2002 — Горе от ума — Хлёстова
- 2008 — Любовный круг — леди Китти Чемпион-Ченей
- 2008 — На всякого мудреца довольно простоты — Софья Игнатьевна Турусина
Участие в фильмах
- 2002 — Владимир Кенигсон (из цикла телепрограмм канала «ОРТ» «Чтобы помнили») (документальный)
- 2005 — Николай Черкасов (из цикла передач телеканала «ДТВ» «Как уходили кумиры») (документальный)
- 2006 — Михаил Шолохов (из цикла передач телеканала «ДТВ» «Как уходили кумиры») (документальный)
- 2006 — Алла на шее (документальный)
- 2007 — Жизнь и судьба артиста Михаила Ульянова (документальный)
- 2007 — Михаил Ульянов. Человек, которому верили (документальный)
- 2007 — Сны и явь Михаила Жарова (документальный)
- 2008 — Иван Грозный с душой Дон Кихота. Николай Черкасов (документальный)
- 2010 — Двое против Фантомаса. Де Фюнес — Кенигсон (документальный)
- 2013 — Зинаида Кириенко. Зла не помню, обид не держу (документальный)
Образ жизни
Кроме сцены в числе увлечений были плавание на байдарке, игра на бильярде, конная езда, стрельба. Кроме того, почти 20 лет Быстрицкая возглавляла федерацию художественной гимнастики. Какому-либо виду спорта предпочтения она не отдавала, занимаясь периодически. Но одно правило оставалось неизменным более 50 лет: обязательная ежедневная гимнастика. Её актриса выполняла дома, после пробуждения или в свободное время. В молодости упражнениям уделялось не менее 2 часов подряд. В зрелые годы, в зависимости от самочувствия — от 1 до 1,5 часов.
Никаких сложных тренажеров и спортивного инвентаря, кроме обруча, лёгких гантелей и спортивной палки, актриса не использовала. Не осваивала модных методик, предпочитая выполнять собственный комплекс движений на обычном гимнастическом коврике. Как признавалась она сама, вдохновением служили успехи бывших подопечных гимнасток и балерин. К тому же, допустить, чтобы зритель заметил дряблость, второй подбородок или обвисающие складки, Быстрицкая просто не могла в силу характера. Уделять телу время регулярно, не распуская себя, — вот ее главный секрет поддержания красоты.
Военное детство
Элина (это имя мама девочки вычитала в пьесе Кнута Гамсуна «Игра жизни), должна была стать врачом, в семье этот вопрос даже не обсуждался и считался вполне решенным. Отец – военный врач, соответственно, все друзья – врачи, разговоры за круглым столом о медицине. Девочка с детства привыкла к этому окружению и очень любила играть в доктора, лечила своих кукол. Но все планы нарушила война.
К тому времени Элина уже успела закончить 5 классов. Наступили летние каникулы, и на семейном совете было решено поехать в город Нежин, где отец проходил военную службу. Элина Авраамовна вспоминает, как перед поездкой мама понесла слесарю починять примус, и когда он узнал про их планы, то всплеснул руками: «Куда вы собираетесь, война будет!». На что услышал ответ: «Не говорите глупостей». Однако, как потом оказалось, слесарь был прав.
22 июня был чудесный летний день. Окна открыты настежь, развивающиеся от легкого ветерка занавески. Но тут очаровательную тишину начинающегося дня нарушил вестовой. В окно вдруг просунулась лошадиная морда, а вслед за ней и лицо всадника, который сказал: «Капитану Быстрицкому пакет». Мать с испугом произнесла: «Война».
Повсеместно разворачивались госпитали для лечения раненых, был организован такой госпиталь и в Нежине, где служил отец Элины, Авраам Петрович. 13-летняя девочка тоже вместе со всеми хотела помогать фронту и однажды перелезла через забор, чтобы попросить какую-нибудь работу у самого комиссара. На вопрос, что она умеет делать, девочка гордо ответила: «Все!». Немного подумав, комиссар поручил Элине помогать раненым писать письма и отвечать на них, читать газеты. Дело, конечно, этим не ограничилось, повзрослев, девушка начала выполнять обязанности медсестры: перевязывала раны, делала уколы, присутствовала на операциях. За свое участие в деле победы Элине было присвоено очень дорогое ее сердцу звание «Сын полка», звания «Дочь полка» просто не было. Но все по порядку.
Почему на склоне лет Быстрицкая могла надеяться только на помощницу?
Элина Быстрицкая прожила 91 год. Ничего удивительного, что в последние годы ей понадобился человек, который ухаживал бы за ней: здоровье артистки стремительно ухудшалось. И в доме появилась помощница — Ксения Рубцова.
Женщина наняла сиделок, но скоро от сестры Быстрицкой Софьи Шегельман стало известно о непорядочности Ксении и о том, что приглашенные ею сиделки халатно относились к своим обязанностям.
Софья, проживающая в Израиле, рассказала, что узнала о тяжелом бронхите, перенесенном сестрой, только от ее лечащего врача, а помощница Ксения скрывала информацию о состоянии здоровья звезды.
Карьера
Работа, связанная с творчеством, по мнению Быстрицкой, очень интересная сторона жизни. За долгий период трудовой деятельности на сцене и экране, артистке пришлось пережить и стремительный успех, и столь же быстрые падения, и всесоюзную славу, и череду разных разочарований.
Начинала она с маленьких и незапоминающихся ролей в кино (было так, что кадры с ее участием вообще вырезали), но потом фильмы «Неоконченная повесть» (Лучшая актриса года!), «Добровольцы» и другие сделали ее знаменитой.
Конечно же, визитной карточкой Быстрицкой стала роль Аксиньи в «Тихом Доне» по роману Михаила Шолохова. Сам писатель выбрал именно ее в донские казачки, пока режиссер Сергей Герасимов раздумывал, хотя сыграть Аксинью с большим энтузиазмом претендовала Нонна Мордюкова. Чтобы выглядеть натурально, Элина поправилась на 15 кг и научилась ходить с коромыслом.
При экранизации «Тихого Дона» в 1992 году актриса Дельфин Форест, играющая Аксинью, так и не смогла поднять коромысло с полными ведрами, поэтому в кинокартине так и ходила с пустыми. Камерой приходилось снимать все время снизу, чтобы зрители этого не заметили.
Быстрицкая так хорошо вжилась в образ Аксиньи, что ее «своей» признали старейшины донских казаков. Это одна из лучших ее работ в кино. Артистка получала мешки писем от благодарных зрителей. Тем не менее, Нонна Мордюкова не один раз еще скажет потом, что она бы сыграла роль Аксиньи лучше, чем Быстрицкая.
Обе артистки будут избегать вопросов репортеров об этом конфликте из-за роли казачки из «Тихого Дона», их будет раздражать само упоминание данного эпизода, что выражалось в нервной реакции на подобное любопытство журналистов.
Личная жизнь Элины Быстрицкой
Актриса, считающаяся одной из красивейших женщин отечественного кинематографа, была окружена мужским вниманием, но никогда не афишировала свои отношения с поклонниками. Личная жизнь Элины Быстрицкой была покрыта завесой тайны даже для тех, кто знал ее довольно близко
Коллеги по театру могли только строить догадки, за кем актриса замужем
Личная жизнь Элины Быстрицкой была покрыта завесой тайны даже для тех, кто знал ее довольно близко. Коллеги по театру могли только строить догадки, за кем актриса замужем.
Быстрицкая всегда превосходно одевалась, а модные новинки появлялись у нее одними из первых, поэтому полагали, что актриса замужем за каким-то высоким начальником. Ей приписывали брак с высокопоставленным чиновником, генералом, но на самом деле мужем Элины Быстрицкой был завотделом переводов Министерства внешней торговли СССР.
Он был почти на двадцать лет старше Элины Авраамовны – когда они поженились, Николаю Кузьминскому было пятьдесят, а ей немного за тридцать. До Быстрицкой Николай Иванович уже был дважды женат, у него подрастал сын от второй жены, с которым у Элины Авраамовны сложились прекрасные отношения.
Со своим мужем она встретилась в Малом театре – Кузьминский был заядлым театралом, и, когда в Малый пришла Быстрицкая, уже ставшая популярной после роли Аксиньи, он влюбился в нее практически с первого взгляда. Предложение руки и сердца от Кузьминского Элина Авраамовна услышала через четыре дня после знакомства и сразу согласилась.
Первое время они с мужем жили в квартире бывшей жены Николая Ивановича, пока он не получил собственную в центре Москвы.
Элина Быстрицкая в фильме «Дачники»
Личная жизнь Элины Быстрицкой складывалась счастливо, за исключением того, что у них с мужем не было детей. Причина этого имела давнюю историю. Когда она в школьные годы работала в госпитале, ей приходилось поднимать и переносить раненых, и эти непосильные нагрузки сыграли печальную роль в ее судьбе – врачи поставили актрисе неутешительный диагноз, сказав, что она никогда не сможет иметь детей.
С Кузьминским Элина Авраамовна прожила двадцать семь лет, а причина, по которой они развелись, точно не известна никому. Говорят, что актриса обвинила бывшего мужа в измене, прощать которую она не собиралась.
Многие не верили в это, ведь муж Элины Быстрицкой всегда боготворил супругу, делал для нее все, чтобы она ни в чем не нуждалась и чувствовала себя счастливой.
Кроме того, актриса жаловалась, что с годами ее мужа больше стала интересовать не она сама, а та атмосфера, что складывалась вокруг нее. Ему нравилось быть мужем известной актрисы, бывать в обществе, в котором она вращалась.
В биографии Элины Быстрицкой до встречи с Кузьминским был еще один роман, который мог перерасти в брак, но этого не произошло.
Когда она училась в Киевском театральном вузе, познакомилась с молодым актером Кириллом Лавровым, который уже работал в местном Театре им. Леси Украинки. Они начали встречаться и собирались пожениться, когда Элина получит диплом.
На фото: Элина Быстрицкая и Кирилл Лавров
Родители Быстрицкой познакомились с мамой Кирилла Лаврова, приезжавшей к ним в Вильнюс. Свадьба была назначена на лето 1953 года, но весной влюбленные расстались. Это произошло из-за того, что Лавров полюбил другую девушку – актрису Валентину Николаеву. Быстрицкая догадалась об этом, когда провожала Кирилла на очередные гастроли и увидела, как он трогательно прощается с Валентиной. Это сильно задело Элину, и она сказала Лаврову, что между ними все кончено, хотя и надеялась, что он попытается загладить вину и будет просить у нее прощения, но этого не случилось.
Это событие стало одним из самых тяжелых в личной жизни Элины Быстрицкой, ведь Лавров был ее первой большой настоящей любовью, и она тяжело переживала этот разрыв. Элина Авраамовна долго не могла простить Лаврова, поступок которого восприняла, как предательство.
На фото: Элина Быстрицкая сейчас
Последнее время актриса жила в одиночестве, но не чувствовала себя несчастливой.
Кино
У Быстрицкой был в детстве опыт съёмок в эпизодической роли в картине «Тарас Шевченко», но тогда все кадры с юной актрисой вырезали, что было большой обидой для Элины. Она даже на какой-то момент решила, что мир кино не для неё. Но потом появился театральный кружок, и творческая жилка в молодой Быстрицкой снова взыграла.
Элина Быстрицкая и Сергей Бондарчук в фильме «Неоконченная повесть», 1955 год
Но, по-настоящему звездой Элину Авраамовну конечно же сделала киноэпопея С. Герасимова «Тихий Дон». Ни для кого не секрет, что на роль Аксиньи было много претенденток, в том числе и народная любимица, настоящая казачка, Нонна Мордюкова. Но именно автор романов «Тихий Дон» Михаил Шолохов выбрал Элину Быстрицкую из всех возможных актрис.
Элина Быстрицкая и Пётр Глебов в фильме «Тихий дон», 1957 год
И роль Аксиньи именно в исполнении Быстрицкой до сих пор считают канонической. Сколько бы не было с тех пор экранизаций, никто не смог приблизиться к такой замечательной работе.
Таким же влиятельным на популярность и успех актрисы стал и фильм «Добровольцы». Именно после него её пригласили в Москву, в театр, о работе в котором Элина Авраамовна мечтала – Малый.
Сыграв ещё в нескольких картинах, актриса надолго исчезла с экранов, посвятив себя сцене. В 90х же она опять вернулась в кинематограф, приняв участнице в «Прощальных гастролях», «Московском полицейском» и «Бравых парнях». А в 2000х – в «Бабьем яре», «Возвращении Мухтара» и «Саге древних булгар».
Элина Быстрицкая и Михаил Ульянов в фильме «Добровольцы», 1958 год
Также актриса снялась в нескольких документальных проектах о коллегах: Владимире Кенигсоне, Михаиле Жарове, Николае Черкасове, Михаиле Ульянове и Зинаиде Кириенко, а также о писателе Михаиле Шолохове.
Элина Быстрицкая в фрагменте из кинодрамы «Тихий Дон», 1958 год
Фильмы Элины Быстрицкой
В кино Элина Быстрицкая начала сниматься еще в студенческие годы. Впервые она появилась на экране в эпизодах — в картинах «В мирные дни» и «Тарас Шевченко».
В 1953 году Элина Быстрицкая окончила театральный институт, и ее пригласили в Вильнюсский русский драматический театр. Артистка сыграла в спектаклях «Повесть о настоящем человеке» и «Годы странствий».
В следующем году Быстрицкая получила свою первую главную роль в кино. Ей предложили сыграть участкового врача Елизавету Муромцеву в фильме Фридриха Эрмлера «Неоконченная повесть». Быстрицкая согласилась — она вспоминала, что хотела исполнить роль врача, потому что сама работала в военном госпитале во время войны.
Премьера «Неоконченной повести» состоялась в октябре 1955 года. Его посмотрели около 30 миллионов человек. По результатам опроса читателей газеты «Советская культура» Элину Быстрицкую признали лучшей актрисой года. Показали «Неоконченную повесть» и за границей. Иностранные критики писали о «пронзительной» игре Быстрицкой и называли «русской Джиной Лоллобриджидой».
Премьера «Тихого Дона» прошла в 1958 году. Фильм стал популярным: в прокате его посмотрели 47 миллионов зрителей. На Всесоюзном кинофестивале СССР картина получила четыре приза: первую премию, приз за лучшую режиссуру, операторскую работу и главную мужскую роль. Отметили ленту и на зарубежных конкурсах. На кинофестивале в Карловых Варах фильм Сергея Герасимова удостоился «Хрустального глобуса». А Гильдия режиссеров США признала «Тихий Дон» лучшим иностранным фильмом.
За роль в «Тихом Доне» зрители называли Быстрицкую «Аксиньей Донской». Актриса вспоминала: «Я получила письмо… с просьбой-предложением сменить фамилию «Быстрицкая» на «Донская». А совет старейшин казаков наградил актрису званием почетной казачки и полковника казачьих войск.
В 1950-х Элина Быстрицкая снялась еще в одном фильме — картине «Добровольцы» о судьбе комсомольцев 1930-х годов. Актриса вспоминала: «Я еще жила образом казачки Аксиньи, а уже играла роль простой, искренней, обаятельной работницы-метростроевки Лели Тепловой. Говорят, она мне удалась. Я даже знаю почему: мне были близки по духу молодые герои фильма, их убеждения и поступки».
В 1960-х Быстрицкая сыграла в пяти картинах, среди которых «Русский сувенир» и «Все остается людям». В 1966 году «за заслуги в области советского киноискусства» ей присвоили звание народной артистки РСФСР.
В 1967 году Элина Быстрицкая снялась в биографической ленте Семена Туманова «Николай Бауман». Следующие 23 года актриса не играла в кино. Она считала, что все роли, которые ей предлагают, несерьезные. Вновь сниматься в фильмах она начала только в 1990-е.
Биография актрисы
Быстрицкая родилась в апреле 1928 года в Киеве, в семье, далекой от искусства. Отец актрисы был врачом-инфекционистом, мама работала поваром в больничной столовой. На воспитание в семью взяли двоюродного брата Элины, мама которого была расстреляна, и все время они проводили вместе. Возможно, поэтому игры с мальчишками приносили Быстрицкой больше удовольствия, чем с девочками.
На фото: Элина Быстрицкая в детстве
Актерские наклонности были заметны у Элины уже в детстве – она устраивала представления, приглашая на них соседей и друзей. Когда Элине Авраамовне исполнилось тринадцать, началась война, и все в ее жизни сразу изменилось. Отец ушел на фронт, а она вместе с мамой переехала в Астрахань.
Занятия в школе Элина совмещала с учебой на курсах медсестер, а в сорок четвертом Быстрицкая поступила в медицинский техникум. Выбор будущей профессии был не случаен – Элина хотела, как и ее отец, стать врачом, но уже во время учебы поняла, что не сможет работать по специальности. Это случилось после того, как на ее глазах умер пациент, находящийся на операционном столе.
Тем не менее, Быстрицкая окончила техникум, и в качестве акушера-гинеколога прошла практику в одной из больниц. Во время учебы Элина занималась в драмкружке, позже поступила в музыкальную школу – у нее все чаще появлялись мысли о том, что она хочет связать свое будущее с театром. Однако против этой идеи были все близкие Быстрицкой, особенно отец, но она решила никого не слушать и отправилась подавать документы в театральный.
Однако Авраам Петрович, которого она очень любила, и который всегда был для нее идеалом, смог отговорить дочь и посоветовал поступать в педагогический. Но любовь к театру не отпускала, и Быстрицкая, отучившись некоторое время на филологическом факультете педагогического вуза в городе Нежин, забрала документы, уехала в Киев и стала студенткой Института театрального искусства им. Карпенко-Карого.
На фото: Элина Быстрицкая в молодости
Конечно, она мечтала о московском вузе, но дальняя поездка требовала денег, которых у нее не было. Действовать решительно талантливую девушку убедила актриса Наталья Гебдовская, посоветовавшая ей не закапывать свой талант в землю. С ней Элина познакомилась в доме отдыха, путевку в который получила за победу в конкурсе танцевального коллектива Нежинского пединститута, который сама организовала и работой которого руководила.
В театральном вузе она был на хорошем счету у преподавателей, но с однокурсниками не ладила – воспитанная в строгих семейных традициях, Быстрицкая избегала шумных студенческих посиделок и всегда была немного в стороне от коллектива.
Черным днем в биографии Элины Быстрицкой стало исключение ее из комсомола. Ей было очень обидно, что это произошло из-за того, что она постояла за себя и дала сдачу обидчику.
Все случилось, когда Элина повторяла текст перед выступлением на мероприятии, посвященном памяти Ленина, а один из студентов неожиданно свистнул ей прямо в ухо, на что она ответила ему увесистым тумаком, от которого тот свалился на пол.
Общественная деятельность
Э.А. Быстрицкая, человек живого общественного темперамента, не замкнута в своих узкопрофессиональных интересах. Она не знала, что такое равнодушие. И что бы ни делала, чем бы ни занималась актриса вне театра, во все она вкладывала душу и сердце. К общественной работе ее приобщила Е.Н.Гоголева, сначала в профкоме театра, потом к военно-шефской работе во Всероссийском театральном обществе (сегодня Союз театральных деятелей). В период 1975-1992гг. она — президент Федерации художественной гимнастики СССР. Эти годы были расцветом этого вида спорта, во многом — это заслуга Элины Быстрицкой. Ее усилиями художественная гимнастика была включена в программу Спартакиады народов СССР. Задача вывести гимнастику на олимпийский помост была выполнена.
И в общественной жизни Э.А.Быстрицкая оставалась творческим человеком. Можно перечислить только некоторые ее общественные должности: Член Комиссии по культуре при Президенте РФ, член Международной комиссии по здоровью населения при Совете Безопасности России, член Президиума Академии российского искусства, академик Российской Академии естественных наук, академик Международной Академии информационных процессов и технологий, действительный член Академии энергоинформационных наук, Академии «Элита мира». Недавно она создала «Центр духовного и физического совершенствования женщины», избрана вице-президентом Международного фонда охраны здоровья матери и ребенка.
В июне 1994г. Элина Быстрицкая, понимая сложности, переживаемые страной в экономической сфере, решила поддержать культуру путем привлечения негосударственных средств в эту область знаний и духовности. Она учредила благотворительный фонд в поддержку искусства и науки для помощи студентам вузов и учащимся музыкальных училищ. В 1995г. в числе лидеров общественно-политического Движения «Стабильная Россия» выдвигалась в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ.