Эра зиганшина
Театр
Через год Эра повторила попытку и стала студенткой знаменитой «Щуки». Вместе с ней на курсе Анатолия Борисова учились: Инна Гулая, Марианна Вертинская, Наталья Селезнёва. Через некоторое время Зиганшина увидела на сцене выступления артистов БДТ. На тот момент Георгий Товстоногов руководил театром и студией. Эра с восхищением смотрела на мэтра и решила перенять опыт у великого мастера. Забрала документы из «Щуки» и уехала в Ленинград.
В 1965-м году окончила студию при Большом драм. театре и надеялась, что Товстоногов пригласит её в свою труппу. Он этого не сделал. Решение любимого наставника стало для неё настоящим ударом. Принял талантливую актрису коллектив театра им. Ленинского комсомола. Сыграла Кабаниху в постановке «Гроза», миссис Кэмпбелл – «Милый лжец», бабушку –«Похороните меня за плинтусом», Лидию Жербер – «Старомодная комедия».
Личная жизнь
Первый раз вышла замуж за режиссера Владимира Головина. В этом браке родились сын и дочь. По стопам родителей они не пошли, выбрали более земные профессии. Супруги не смогли сохранить отношения, и после переезда в Кишинев расстались.
Через некоторое время Эра Гарафовна связала свою судьбу с актером «Ленкома» Владимиром Рожиным. Родила ему сына Владимира. Юноша решил пойти по актерской стезе, также пробовал свои силы в режиссуре. Достичь успехов в кинематографе не удалось. Но зато стал хорошим журналистом.
Совсем недавно талантливой актрисе исполнилось 76 лет. Она прекрасно выглядит, по-прежнему востребована. Сейчас задействована в нескольких проектах: детективе «Солнечный круг» и мелодраме «Счастье в конверте».
Прекрасной актрисе Эре Зиганшиной, которая подарила нам симпатичную разбойницу из сказки «Снежная Королева», желаем крепкого здоровья и творческих успехов.
Если публикация интересна: ПИШИТЕ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ, ЖМИТЕ ? и
Всем желаем здоровья и благополучия!
Чтобы не пропустить следующую статью, следите за «ВКУС ПОПУЛЯРНОСТИ» в своей социальной сети: , , ,
Рекомендуем прочитать интересные статьи о партнерах Эры Зиганшиной:
И писатель…
нига меня удивила сочностью и красочностью языка
Много чудес-кудес, но на это только в начале чтения обращаешь внимание, а затем все становится естественным и необходимым, появляется полное доверие к автору…. Валентин РАСПУТИН
Валентин РАСПУТИН
итая произведения Камиля Зиганшина, будто сам иду по следам первопроходцев. Иду очарованный и одержимый. Я пленен первозданностью и красотой природы и нравственных истоков человека. Оттого и в меня вселяется гармония.
Мустай КАРИМ
втор мастерски прослеживает тончайшие моменты многотрудного выживания забившихся в таежные леса Якутии потомков старообрядцев, ушедших в раскол, в переплетении с судьбой белогвардейской колонии.
Александр ФИЛИППОВ
отери российской литературы за последнее десятилетие для всех очевидны. Приобретения же весьма скромны и неоднозначны. В этих условиях каждое новое имя, каждая подлинно художественная публикация радует и обнадеживает. Такую радость я пережил, перечитав книги своеобразного прозаика Камиля Зиганшина. Сразу же вспомнились добрые традиции Аксакова, Пришвина, Паустовского, Арсеньева. Эти знаменитости в наше стреляющее, убивающее, развращающее время, казалось бы, почти сошли на нет. Книги Зиганшина свидетельствуют: не все потеряно, традиции живы. И это вселяет добрую надежду.
Роберт ПАЛЬ
роза Камиля Зиганшина являет собой редкое счастливое сочетание — она подробна, натуральна и вместе с тем высокодуховна. Деревья, скалы, дикие звери, реки и небеса не присутствуют здесь в качестве обычного литературного фона, на котором разворачиваются действия его повестей. Они, наполненные активной добротой и талантом художника, живут, дышат и разговаривают, в который раз пытаясь донести до человека, что он не царь, а только часть природы, а значит, — брат их…
Юрий АНДРИАНОВ, член Союза писателей РФглавный редактор журнала «Бельские просторы»
Фильмы
Кинодебют Эры Зиганшиной состоялся в 1966 году. Она сыграла Маленькую Разбойницу в фильме-сказке «Снежная королева». Детская картина была отмечена большим количеством наград на кинофестивалях и вошла в золотой фонд советского кинематографа. Любопытно, что на съемочной площадке Эра оказалась случайно. Ей дал пропуск коллега по театру Николай Боярский, и Зиганшина, воспользовавшись шансом, убедила режиссера отдать эту роль ей, хотя уже была утверждена другая актриса.
Эра Зиганшина (кадр из фильма «Снежная королева»)
После феноменального успеха «Снежной королевы» Эре стали предлагать однотипные роли хулиганистых и невоспитанных девушек, которые были как бы продолжением ее первого киноперсонажа. Она часто отказывалась и в итоге перестала получать интересные предложения, хотя несколько работ этого времени в ее фильмографии оказались достойными внимания зрителей.
Это роль в экранизации по пьесе Максима Горького «Перед бурей», где Зиганшина появилась в основном актерском составе рядом со звездами своего времени Эммой Поповой и Николаем Симоновым. За этот образ Эра удостоилась первой актерской премии в своей карьере.
Эра Зиганшина и Андрей Миронов (кадр из фильма «Небесные ласточки»)
Через 8 лет Эра снова напомнила о себе любителям кино, когда появилась в роли добродушной и привлекательной Урсулы в музыкальной комедии «Небесные ласточки», где ее партнером был Андрей Миронов. Звездный состав фильма, где снимались Александр Ширвиндт, Людмила Гурченко, не испугал Эру, к этому времени она уже сама была состоявшейся театральной актрисой.
В целом кинематограф не привлек актрису так, как театр, в котором она чувствовала отдачу зрительного зала. Сама Зиганшина вспоминала, что научилась сосуществовать с театральной публикой еще в молодости, когда театры наводнили учащиеся ПТУ и солдаты. Каждый выход на сцену превращается для артистов в борьбу со зрителем, в которой не всегда победа оставалась за актером.
Эра Зиганшина (кадр из сериала «Черный ворон»)
Снова вернулась на большой экран Эра Зиганшина только в 90-х годах. Своим возвращением она обязана режиссеру Сергею Снежкину, пригласившему ее в социально-психологический триллер «Невозвращенец», предсказавший политические события 1991 года и развал СССР.
Гораздо больше она стала сниматься в 21-м веке. На ее счету роли в самых знаменитых криминальных драмах «Агент национальной безопасности», «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей», а также в популярном мистическом триллере «Черный ворон».
В 2007 году она передала образ зрелой женщины, решившей пересмотреть собственную жизнь, в драме Григория Никулина «Антонина обернулась». Этим фильмом Зиганшина показала зрителю новые грани своего таланта. Также интересная работа ждала актрису в детективе «Охотники за брильянтами», где она изображает вдову знаменитого писателя Алексея Толстого — Лидию Ильиничну Толстую.
Эра Зиганшина в роли Лидии Толстой (кадр из фильма «Охотники за брильянтами»)
Позднее были роли в сериалах «Наркотрафик», «Мама по контракту». В 2015 году актриса сыграла в мелодраме «Лучше не бывает», где ее партнером стал Дмитрий Шевченко. Среди ярких работ последнего времени в копилке артистки числятся роли в многосерийных фильмах «Семейный альбом» и «Отель последней надежды».
Характерно для Эры Гарафовны находить в каждой своей героине, особенно отрицательной, что-то противоположное основным чертам характера и подчеркивать это качество на протяжении всего эпизода. Актриса стремится не просто показать человека в той или иной ситуации, а еще и объяснить причины поступков.
Театр
Если в студии Зиганшина научилась вести себя на сцене, то «Ленком» воспитал и закалил ее как личность. Достаточно быстро она вышла на хороший уровень в этом театре и в течение 5 лет ярко исполняла роли в «Трехгрошовой опере» Бертольда Брехта, «Утиной охоте» Александра Вампилова и других классических постановках.
Эра Зиганшина, Татьяна Ткач, Ирина Соколова в спектакле «Амазонки»
В 1970 году Эра на один сезон переезжает в столицу Молдавии, где играет в Русском драматическом театре. Но той отдачи, которую она получала от работы в Ленинграде, в Кишиневе она не испытала, поэтому вернулась в родные стены и продолжила выступать на сцене «Ленкома». Причем первый выход после возвращения был настолько ошеломляющим, что его можно посчитать символичным.
30-летняя актриса идеально передала образ старухи Пилар в спектакле «По ком звонит колокол». Режиссер постановки Геннадий Опорков назвал игру Зиганшиной высшим пилотажем. После смерти мэтра она покинула театральный коллектив и ушла в Театр комедии, где сразу получила роль Зойки в спектакле «Зойкина квартира» по Михаилу Булгакову.
Эра Зиганшина и Сергей Паршин в спектакле «Старомодная комедия»
В конце 80-х годов актриса переехала в Москву и выступала в театре «У Никитских ворот», столичном ТЮЗе, Театре Романа Виктюка. Как утверждает артистка в интервью, до этого периода творческой биографии она считала себя исключительно психологической исполнительницей, после него поняла, что может играть все.
В 21-м веке Эра Гарафовна вновь возвращается в «Ленком», который к тому времени уже назывался театр-фестиваль «Балтийский дом». И снова ее ждет грандиозный успех. В нашумевшем спектакле «Похороните меня за плинтусом» она блестяще сыграла роль Бабушки и по обыкновению выступила адвокатом своего персонажа. Зиганшина показала не просто вздорную старуху, которую зритель привык видеть в этом образе, а сумела открыть беспомощную женщину, задыхающуюся от недостатка любви.
Эра Зиганшина с премией «Золотая маска»
Автор произведения Павел Санаев не планировал сценической версии своей повести, но, узнав от матери Елены Санаевой, что Ролан Быков высоко оценивал талант Зиганшиной, дал свое согласие на постановку, о чем просила его Эра Гарафовна. Позднее драматург даже отмечал на фото внешнее сходство своей бабушки и исполнительницы главной роли.
В конце 2011 года Эра Зиганшина вновь сменила сцену и вошла в труппу Александринского театра. Ее дебютом стал спектакль Валерия Фокина «Литургия ZERO» по роману Достоевского «Игрок».
Детство и юность
Эра родилась и выросла в Казани в семье инженеров. Необычное имя ей выбрал отец. Так как дочь родилась во время войны, он хотел записать ее в паспортном столе Воэрой, что означало бы «военная эра», но по просьбе матери девочки он использовал только вторую половину слова. Позднее актриса отмечала, что многим сверстникам нравилось звучание ее имени, но не обошлось и без курьезов: в школе одноклассники дразнили ее Эпохой.
Актриса Эра Зиганшина
Эра с детства была увлекающейся натурой и периодически загоралась то одним, то другим видом творчества, но также быстро остывала. Девочка занималась лыжным спортом, моделированием одежды, фотосъемками, коллекционированием портретов знаменитых актрис.
Единственное увлечение, которое она реализовала полностью, — это игра на скрипке, чему она обучилась в музыкальной школе. В старших классах Зиганшина решила стать актрисой, по примеру своих кумиров Любови Орловой и Изольды Извицкой.
Эра Зиганшина в молодости (кадр из фильма «Снежная королева»)
Родители были категорически против и запретили дочери поступать в театральный вуз. Девушку даже заперли в квартире, но Эра тайком сбежала и отправилась в Москву. Она сдавала вступительные экзамены сразу в несколько учебных заведений, но везде ее ждал отказ.
Разочарованная Эра Зиганшина вернулась в Казань, но уже в следующем году сумела преодолеть барьер творческого конкурса и стала студенткой Театрального училища имени Щукина, где обучалась у Анатолия Борисова. Однокурсницами Эры были Марианна Вертинская, Наталья Селезнева, Инна Гулая. Впрочем, окончить этот вуз ей не удалось.
Эра Зиганшина
Однажды она увидела на сцене выступление труппы ленинградского Большого драматического театра, студией которого руководил Георгий Товстоногов. Начинающая актриса забирает документы из «Щуки» и переезжает в Северную столицу, чтобы совершенствоваться у знаменитого мастера.
Эра окончила студию Товстоногова при БДТ. Она планировала закрепиться в труппе театра, но режиссер не оставил ее. Для девушки решение мастера стало ударом, но по характеру Эра не из тех, кто сдается. В 1965 году она была принята в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, где позднее участвовала в спектакле «Униженные и оскорбленные», который поставил Георгий Александрович.
Эра Зиганшина сейчас
В 2018 году с участием звезды сцены на экраны вышла музыкальная кинокомедия «Один день лета», где также снялись молодые артисты Татьяна Бабенкова и Алексы Коморовский. В 2019 году Эра Зиганшина продолжила работу над детективом «Солнечный круг».
Эра Зиганшина в 2019 году в спектакле «Толстого нет»
Сейчас исполнительница сотрудничает с Театром музыкальной комедии Санкт-Петербурга, где выходит новый спектакль режиссера Григория Дитятковского. Это постановка пьесы Жана Жироду «Безумная из Шайо», которая выдержана в духе музыкального шоу со множеством танцевальных и вокальных номеров.
Работа в кино
Впервые Зиганшину можно было увидеть в кино в 1966 году в фильме «Снежная королева». Именно она предстала в роли Маленькой разбойницы. Попала она на съемочную площадку случайно, когда ей дал пропуск коллега по театру.
Ей не составило труда убедить режиссера в своем таланте, несмотря на то, что на роль была назначена другая актриса. После столь яркого триумфа, Эра стала получать предложения сыграть хулиганок в других проектах. Но актриса давала отказы, а потому вскоре перестала получать хорошие предложения.
В 1976 году Эра снова снялась в кино. Это комедия «Небесные ласточки». Она сыграла девушку Урсулу вместе с напарником по площадке А. Мироновым. Только на сцене театра актриса чувствовала себя гораздо лучше.
В 1967 году актриса сыграла в фильме-спектакле «Доктор Солт уезжает», еще через год в «Перед бурей». В 1975 году увидеть Эру можно было в 1 серии сериала «Память» в образе лейтенанта Лиды. В 1976 году снялась в проектах «Житейское дело», «Пока стоят горы», экранизации спектакля «Деревья умирают стоя» в 1977 году и фильме «Первые радости». Еще через 2 года сыграла в экранизации постановки «Старосветские помещики», фильме «Сквозь огонь».
В 1981 году увидеть ее можно было в постановке-экранизации «Самоубийство». В 1982 году снялась в фильме «Магистраль» в образе секретарши Колобова, также была задействована в постановке-экранизации в образе мадемуазель Бонкур «Рудин».
В 1990 году сыграла главную роль мамки в фильме «Воспоминание без даты», редактора в «Другой драме». Еще через год Эру можно было увидеть в образе редактора новостей в кино «Невозвращенец», мамы Геры в «Человек со свалки», Патриции Ролинг в «Тайне» в 1992 году.
В 1994 году Зиганшина сыграла Раису в «Год собаки», маму Кати в «Последнее дело Вареного». На ее счету работа в таких многосерийных проектах, как «Агент национальной безопасности 1», «Бандитский Петербург 2», «Улицы разбитых фонарей 3». Каждый из них смог полюбиться зрительской аудитории.
В 2002 году была задействована на съемочной площадке фильма «Не делайте бисквиты в плохом настроении» в главной роли Морской. Тогда же предстала в образе режиссера кукольного театра в фильме «Челябумбия». В 2003 году увидеть Эру можно было в «Женском романе», «Три цвета любви». Еще через год выше фильм «Иван и Рабинович» с участием Зиганшиной.
В 2005 году приняла участие в проектах «Гибель империи», «Пробуждение», «Танцуют все», а 2006 — «Не было бы счастья…», «Платки», короткометражке «Пока он летал…».
В 2007 году сыграла главную роль в фильме «Антонина обернулась», также ее можно было увидеть в кино «Путина», «Танец живота».
В 2008 году снялась в фильмах «Гуманоиды Королевой», «Храни меня, дождь». Спустя год предстала в главной роли в кино «Холодное сердце». В 2010 году сыграла знахарку в «Вкус Америки», Софью Введенскую в «Все к лучшему», маму Саныча в «Наркотрафик», женщину на кладбище в «Небесный суд».
В 2012 году была задействована в таких кинопроектах: «Бабье царство», «Кто, если не я?», «Мама по контакту». В 2013 году сыграла в фильмах «Анютино счастье», «Крик совы», «Между нами девочками». Спустя год была задействована в главной роли бабушки Савушкиной в «Контуженный, или Уроки плавания вольным стилем».
Сыграла Аврору Аскольдовну в «Невесту с заправки», мать Андрея в «Лучше не бывает» в 2015 году, а также была задействована в фильме «Непридуманная жизнь». Тогда же сыграла главную роль в киноленте «Семейный альбом», предстала в образе бабушки Бори в «Синдром Петрушки».
В 2016 году стала соседкой Нади в «Отеле последней надежды», еще через год снялась в фильме «Ждите неожиданного». В 2018 году вышла премьера с Эрой «Один день лета». На 2019 год запланирован выход еще одной новинки с Зиганшиной под названием «Солнечный круг».