Николай губенко: биография, дата и место рождения, фильмы, творчество, личная жизнь и интересные факты
Содержание:
- Творчество[ | ]
- Возвращение на родину
- Возвращение на историческую Родину
- Краткая биография
- Поступление в театральное училище
- Детство и юность
- Что известно о Жанне Болотовой
- Двигубский Николай Львович. Биография: истоки
- Николай Губенко сейчас
- Театр и кино
- Детские годы, семья
- Екатерина Двигубская: биография
- Биография[ | ]
- Перепутья Николая Двигубского: Загадка гибели бывшего мужа Ирины Купченко и Натальи Аринбасаровой
- Детство
Творчество[ | ]
Роли в кино
- 1964 — Мне двадцать лет (Застава Ильича) — Николай Фокин
- 1964 — Пока фронт в обороне — Бурьянов
- 1964 — Пядь земли — раненый солдат
- 1964 — Когда улетают аисты — Раду
- 1966 — Последний жулик — Петя Дачников
- 1966 — Мальчик и девочка — попутчик с гитарой
- 1967 — Пароль не нужен — В. К. Блюхер
- 1967 — Первый курьер — Яша Барончик
- 1967 — Начало неведомого века — человек с коровой
- 1969 — Дворянское гнездо — Ситников
- 1969 — Золотые ворота — солдат Иван
- 1969 — Директор — Алексей Зворыкин
- 1971 — Пришёл солдат с фронта — Николай Максимович Егоров
- 1974 — Если хочешь быть счастливым — Андрей Родионов
- 1975 — Они сражались за Родину — лейтенант Голощёков
- 1975 — Прошу слова — Сергей Уваров
- 1976 — Подранки — Григорий Альбертович, воспитатель
- 1988 — Запретная зона — дачник
Режиссёрские работы
- 1968 — Настасья и Фомка (короткометражный)
- 1971 — Пришёл солдат с фронта
- 1974 — Если хочешь быть счастливым
- 1976 — Подранки
- 1980 — Из жизни отдыхающих
- 1983 — И жизнь, и слёзы, и любовь
- 1988 — Запретная зона
Сценарии
- 1974 — Если хочешь быть счастливым
- 1976 — Подранки
- 1980 — Из жизни отдыхающих
- 1983 — И жизнь, и слёзы, и любовь
- 1988 — Запретная зона
Озвучивание, вокал
- 1966 — Последний жулик — вокал (автор Владимир Высоцкий)
- 1966 — Мальчик и девочка — исполнение песни (автор Геннадий Шпаликов)
- 1976 — Подранки — Алексей Бартенев (роль Ю. Будрайтиса)
- 1977 — В зоне особого внимания — прапорщик Валентир (роль М. Волонтира)
- 1978 — Бархатный сезон — Николас, Николай Шухов (роль Ю. Будрайтиса)
- 1979 — Цыган — вокал
- 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова — отец Штольца (роль Н. Пастухова)
- 1980 — Из жизни отдыхающих — Алексей Сергеевич Павлищев (роль Р. Адомайтиса)
- 1982—1988 — В. И. Ленин. Страницы жизни (документальный) — В. И. Ленин
- 2009 — Исаев — от автора
- 2013 — Ку! Кин-дза-дза — Владимир Николаевич Чижов
Возвращение на родину
После смерти Сталина родители художника решили вернуться на историческую родину, так как сильно страдали от ностальгии. Двигубский Николай Львочич, единственный из детей, не достигший совершеннолетия (остальные отказались ехать), прибыл вместе с отцом и матерью в Москву.
На молодого человека условия жизни в столице Советов оказали гнетущее впечатление, кроме того, ему было трудно освоиться с языком. Хотя Николай и говорил по-русски, все же мыслил чисто по-французски. Быт для новоприбывших оказался до того тяжелым, соседи по коммуналке вели себя так вызывающе и непристойно, что Галина Олеговна пошла в милицию и сказала, что если они не угодны здесь, то лучше их сразу поставить к стенке.
Милиционер оказался человеком совестливым и «усмирил» соседей. Женщина и в Москве не сидела без дела, и вскоре слух о замечательной портнихе распространился по столице. Она стала обшивать видных политических лиц и киноактрис. В число клиенток матери Николая Львовича вошли жены Громыко и Косыгина, а также кинозвезда Советского Союза Любовь Орлова.
Благодаря ее стараниям семья вскоре получила скромную, но отдельную двухкомнатную квартиру на Ленинском проспекте.
Возвращение на историческую Родину
Галина Олеговна, мама Николая, очень тосковала по родной стране. Четверо из пяти ее детей уже выросли, и ехать с ней не согласились. Тогда она решила перевезли в Россию младшего сына Колю. С Двигубским к тому моменту они расстались из-за неверности последнего, и сошлись с отцом Николая.
Когда они вернулись в СССР, родина встретила их неласково. У ребенка были трудности с языком. Жили в тесной коммуналке, ругались с соседями. Галина Олеговна, во время войны помогавшая землякам во Франции, не могла понять пренебрежительного отношения соотечественников.
Однако, вскоре матери Двигубского удалось заявить о себе, как о талантливой портнихе, и она началась обшивать советскую партийную элиту и звёзд кино. Так семья смогла получить отдельное жильё.
Краткая биография
- 1957 год стал годом кинематографического дебюта Жанны. На тот момент она была еще школьницей, но уже снялась в драме «Дом, в котором я живу», поставленной режиссерами Львом Александровичем Кулиджановым и Яковом Александровичем Сегелем. Она сыграла девушку, которая мечтала играть на театральной сцене – Галю Волынскую. Роль была главная.
- 1959 год. Окончив школу, Жанна подает документы в институт кинематографии. Успешно сдав вступительные экзамены, она становится студенткой.
- 1962 год. Жанна получает роль дочери врача Анны Андреевны Соболевой — Тани в социальной драме кинорежиссера Сергея Аполлинариевича Герасимова «Люди и звери». Зрителям ее выразительная игра пришлась по душе.
В фильме «Люди и звери» (1962)
- 1963 год. Жанна снимается опять в социальной драме «Если ты прав». На этот раз у кинорежиссера Юрия Павловича Егорова. У нее главная роль техника-конструктора Гали. В фильме использован рассказ советского писателя Георгия Ивановича Шелеста «Самородок», посвященный теме репрессий.
- В 1964 году Жанна оканчивает театральный вуз и становится профессиональной актрисой.
- 1967 год. Актриса снимается в мелодраме своего любимого учителя и кинорежиссера Сергея Герасимова «Журналист». У нее роль девушки Нины.
В фильме «Журналист» (1967)
- Годы с 1968 по 1970 были для актрисы очень насыщенными. Болотова снялась в таких кинолентах как: «Первый курьер»; «24-25 не возвращается»; «Суровые километры»; «На пути к Ленину»; «Судьба резидента»; «Карусель». Причем образы, сыгранных актрисой героинь, совсем разного плана, что говорит о ее высоком профессионализме.
- 1972 год. Актриса опять снимается у кинорежиссера Сергея Герасимова в мелодраме «Любить человека», где играет молодую архитекторшу Татьяну Павлову.
- 1974 год. Актрисе на проходящем в Италии международном кинофестивале вручена премия за сыгранную ею роль в научно-фантастическом фильме режиссера Будимира Алексеевича Метальникова «Молчание доктора Ивенса», которая была признана лучшей женской ролью.
- 1976 год. На экраны страны выходит знаменитая драма Николая Губенко «Подранки», где Жанна Болотова сыграла учительницу биологии Аллу Константиновну.
В фильме «Подранки» (1976)
- 1977 год. Жанне Болотовой была вручена государственная премия СССР за сыгранную актрисой роль невесты Мак-Кинли — мисс Баттл в научно-фантастическом фильме кинорежиссера Михаила Абрамовича Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли».
- 1978 год. Актриса приобретает дачный участок, который сразу же становится для Болотовой самым любимым местом отдыха.
- 1980 год. Жанна снимается в комедии «Из жизни отдыхающих», где у нее роль Надежды Андреевны, которая, по мнению критиков и большинства зрителей, относится к разряду наиболее популярных ролей.
- 1981 год. Актриса вновь снимается. На этот раз в таких кинолентах как: «Опасный возраст»; «Черный треугольник».
- 1983 год. Жанна снялась в мелодраме «И жизнь, и слезы, и любовь» в главной роли главврача Варвары Дмитриевны Волошиной, которая стала ее любимой ролью. Режиссером и сценаристом этого фильма был ее муж – Николай Губенко.
- В 1985 году актриса становится народной артисткой РСФСР.
- 1988 год. Последним фильмом, где снялась актриса, стала социальная драма Николая Губенко «Запретная зона». Жанна сыграла, как всегда прекрасно, заместителя председателя райисполкома Веру Андреевну Третьякову.
В фильме «Запретная зона» (1988)
- 1988 год. Жанна Андреевна перестает сниматься в кино, так как ее не устраивают предлагаемые ей роли. Кроме того она считает, что качество фильмов, которые сегодня снимают в России далеки от совершенства, прежде всего из-за отсутствия хорошо написанных сценариев.
- 2005 год. Актриса неожиданно после прочитанного ею сценария приняла предложение кинорежиссера Алексея Октябриновича Балабанова и снялась в его криминальном фильме «Жмурки».
- 19 октября 2016 года Жанне Болотовой исполнилось 75 лет. Она приняла поздравления не только от своего мужа, но и от Дмитрия Медведева с Сергеем Собяниным.
- 8 мая 2021 года Жанна Андреевна была гостьей вечерней программы «Привет, Андрей!», посвященной самым лучшим песням о войне. Актрисе на этот момент было уже 79 лет. Но, несмотря на возраст, глубина ее мышления все также поражает многочисленных поклонников Болотовой.
Поступление в театральное училище
Окончив обучение в школе, Николай должен был задуматься о будущем и, в частности, о получении профессии. Он мечтал стать актером, и это желание направило его в театр юного зрителя в качестве рабочего сцены.
Фотография, на которой изображён юный Николай Губенко
Коля играл второстепенные роли в театре, но его график был плотным. Он не жаловался на жизнь, потому что был занят любимым делом. Став более взрослым, он понял, что ТЮЗ не даст ему того образования, которое позволит стать настоящим актером.
Находясь на гастролях, он буквально сбежал в другой город с целью поступить в театральное училище. Губенко не успел сдать экзамены, но смог пройти отбор во ВГИК. Там он познакомился с такими заслуженными актерами театра и кино, как Сергей Никоненко, Жанна Болотова (его будущая жена) и Лидия Федосеева-Шукшина.
Дипломная работа была представлена пьесой «Карьера Артуро Уи», где Губенко играл роль Гитлера. Николай потрясающе справился с ролью, и проект был успешен.
Кадр из фильма «Подранки», в котором Губенко принял участие не только в качестве актера, но и в роли режиссера
Детство и юность
Начало жизни Николая Губенко трагично. Родился в августе 1941 года в катакомбах, когда немецкие войска бомбили Одессу. Его отец – военный летчик – погиб под Луганском в начале войны. Когда мальчику было 11 месяцев, мать повесили немецко-румынские оккупанты. Он воспитывался в детском доме, потом в спецшколе с преподаванием ряда предметов на английском языке.
Актер и режиссер Николай Губенко
В детском коллективе маленький Коля авторитетом не был, зато с энтузиазмом развлекал друзей. Постоять за честь в мальчишеской драке он тоже мог. Мальчик играл в кружке самодеятельности и с детства мечтал стать актером.
Несмотря на трудности послевоенного времени и практичный взгляд на вещи молодого поколения, творчество влекло юношу. Окончив школу, Губенко поступил рабочим сцены в Одесский театр юного зрителя.
Николай Губенко в молодости
Эта должность скорее номинальная, давала возможность играть на сцене второстепенные роли. Высокая занятость не огорчала молодого человека, ведь он постигал профессию, к которой так стремился.
Со временем Николай понял, что без специального образования профессионалом не стать. В 1960 году, сбежав с гастролей, юноша уехал в Москву поступать в театральное училище. На вступительные экзамены он опоздал, но шел набор во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова, и Губенко поступил. В одной группе с ним учились Лидия Федосеева-Шукшина, Жанна Болотова, Сергей Никоненко и другие ныне известные артисты кино и театра.
Николай Губенко
Во время учебы, чтобы развить пластику, Губенко год занимался с педагогами Государственного циркового училища. В дипломном спектакле по пьесе Бертольда Брехта «Карьера Артуро Уи» режиссер Зигфрид Кюн предложил Губенко сыграть Гитлера. Подумав, он согласился.
Тяжелейшая работа над ролью продолжалась 2 года. Не зная ни слова по-немецки, начинающий артист произносил длиннейшие монологи на этом языке. Спектакль имел оглушительный успех. В 1964 году Николай Губенко окончил институт и поступил на службу в театр на Таганке.
Что известно о Жанне Болотовой
Будущая актриса появилась на свет в курортном месте Озеро Карачи, в Новосибирской области. Ее папой был Герой Советского Союза Андрей Иванович Болотов. А мать Зинаида Юрьевна была домохозяйкой.
Ранние годы Болотовой прошли в Сибири, а основным развлечением Жанны было чтение. Девочка весьма рано стала читать, и ее бабушка стала приучать к литературе. Например, с «Евгением Онегиным» Жанна познакомилась в пять лет.
Несколько позже семья Болотовых переехали в столицу. Также какое-то время проживала в Чехословакии, где в начале пятидесятых годов в посольстве служил папа будущей артистки.
Записываемся к парикмахеру 27-28 февраля: благоприятные дни для новой стрижки
Главное – правильно выбрать высоту: создаем на стене картинную галерею
Жизнь в России глазами китайцев: русские не могут без супов и не любят улыбаться
После получения среднего образования уже успевшая дебютировать в фильмах и видевшая себя лишь в профессии актрисы, Жанна поступает во ВГИК. Там вместе с Жанной Болотовой учились Жанна Прохоренко, Галина Польских и другие будущие звезды.
Двигубский Николай Львович. Биография: истоки
Родился он 18 ноября 1936 года в Париже. Интересно, что настоящая фамилия отца Николая — Бирюков, а вовсе не Двигубский. Его мама Галина Олеговна после революции 1917 года бежала в Париж с Двигубским — белым офицером, который стал ее мужем. Живя в столице Франции и нажив пятерых детей, Двигубский изменил жене, и она выгнала его из дома, не давая развода.
Выйдя потом замуж за Льва Николаевича Бирюкова, Галина Олеговна не стала менять фамилии, и все дети ее носят фамилию Двигубского. Будучи дворянкой, Галина Олеговна не была белоручкой, стала шить на заказ платья и вскоре продвинулась по этой стезе — стала портнихой Марлен Дитрих и других известных особ того времени. Отец Николая, Лев Николаевич, занимался авторемонтом, они жили в просторной четырехкомнатной квартире и имели четыре машины.
Во время Второй мировой войны Лев Николаевич вступил в Сопротивление и боролся против фашистов, а Галина Олеговна повсюду находила русских девушек, попавших в плен, и помогала им вернуться на родину, не ведая, что их тут же ссылали в лагеря.
Николай Губенко сейчас
В августе 2021 года Николай Губенко отпраздновал 77-й день рождения. Родившись в Одессе, сейчас он живет и работает в Москве. С 2009 года и по настоящее время является заместителем председателя Московской городской думы.
Николай Губенко в Госдуме
За плечами мэтра должности министра культуры СССР и президента Международной ассоциации содействия культуре. Помимо этого, Губенко трудился в Госдуме депутатом, заместителем председателя комитета по культуре, председателем комитета по культуре и туризму.
Николай Николаевич Губенко по-прежнему работает в театре «Содружество актеров на Таганке». Здесь идут его постановки «Мисс и мафия», «Очень простая история» и другие.
Театр и кино
В 1964 году окончил в Москве Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК, ныне Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова), где обучался в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Параллельно с учебой во ВГИКе некоторое время занимался с преподавателями из циркового училища, впоследствии полученные навыки он использовал как в кино, так и в театре (в частности, в поставленном им спектакле 2010 года «Арена жизни»).
На втором курсе снялся в одной из главных ролей в кинофильме режиссера Марлена Хуциева «Застава Ильича» — Коли Фокина (фильм вышел на экраны в 1964 году). Эта роль открыла для Губенко путь в большой кинематограф. В том же году успешно сыграл Артуро Уи (сатирический портрет Адольфа Гитлера) в дипломном спектакле «Карьера Артуро Уи» по Бертольту Брехту. Актера заметил главный режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов и пригласил его в свою труппу.
На Таганке Губенко получил несколько заметных ролей: летчика («Добрый человек из Сезуана» Брехта), Керенского («Десять дней, которые потрясли мир» по мотивам книги Джона Рида), Пугачева (одноименный спектакль по поэме Сергея Есенина), Печорина («Герой нашего времени» Михаила Лермонтова), Годунова («Борис Годунов» Александра Пушкина) и др. В 1968 году Губенко ушел из театра, чтобы продолжить образование на Высших курсах сценаристов и режиссеров ВГИКа (окончил в 1969 году).
В качестве режиссера снял шесть полнометражных фильмов, пять из них — по собственному сценарию: «Пришел солдат с фронта» (1971; сценарий Василия Шукшина), «Если хочешь быть счастливым» (1974), «Подранки» (1976), «Из жизни отдыхающих» (1980), «И жизнь, и слезы, и любовь» (1983), «Запретная зона» (1988). По словам Губенко, эти ленты он создавал, основываясь на личном опыте, на том, что он «досконально изучил и прочувствовал». Например, для фильма «Из жизни отдыхающих» он месяц провел в одном из санаториев в Мисхоре (Крым), записывая на диктофон разговоры с разными людьми. Потом эти записи легли в основу сценария.
В 1980 году по просьбе Юрия Любимова Губенко вернулся в актерский состав театра. После отъезда в 1983 году Любимова из СССР и лишения его советского гражданства включился в борьбу за его возвращение в страну. В марте 1987 года, после смерти Анатолия Эфроса, возглавлявшего театр вместо Любимова, худсовет «Таганки» единогласно избрал Губенко новым руководителем. Эту должность он покинул в ноябре 1989 года, когда был назначен на пост министра культуры СССР, оставшись при этом в труппе театра.
В начале 1990-х годов, после возвращения Юрия Любимова в театр, в коллективе сложилась конфликтная ситуация. В частности, недовольство вызвали намерения Любимова приватизировать театр и перейти на контрактную систему. В итоге в 1993 году 36 актеров труппы (в том числе Леонид Филатов, Зинаида Славина, Инна Ульянова, Нина Шацкая) во главе с Губенко основали новый театр — «Содружество актеров Таганки» (размещается в новом здании Театра на Таганке). Среди спектаклей, поставленных Губенко в «Содружестве», «Белые столбы» (по произведениям Салтыкова-Щедрина, 1994), «Четыре тоста за Победу» (1995), «ВВС (Высоцкий Владимир Семенович)» (1998), «Афган» (1999).
Параллельно с работой в театре и режиссурой снимался в кино. В разные годы сыграл порядка 20 киноролей. Самые известные из них — Василий Блюхер («Пароль не нужен», 1967), лейтенант Голощёков («Они сражались за Родину», 1975), Сергей Уваров («Прошу слова», 1975).
Детские годы, семья
Одессит Коля рождён в военном 1941 году. Отец — Николай Губенко погиб, не увидев сына. Он был лётчиком и летал на бомбардировщике, который сбили в бою под Луганском. Матери предложили сотрудничать с немцами, так как она хорошо знала немецкий язык. Но она ответила отказом, за что была повешена фашистами в 1942 году. Кроме Николая остались без родителей три сестры с братом. Воспитание на себя взяли бабушка и дедушка.
Биография военного детства, безрадостная, без отца и матери не ожесточила детей. После войны Николай был определён в местный детский дом. В дальнейшем он, хорошо знавший языки, был определён на учёбу в Суворовское училище. Из-за сокращения армии при Н.Хрущёве Губенко не смог поступить на учёбу в институт по военному направлению. Николай Губенко учился танцевать и посещал театральную студию, даже работал на сцене ТЮЗа родного города. Сначала просто как обычный рабочий, потом играл в эпизодах. Это сформировало его дальнейший выбор и послужило началом к актёрской биографии.
Екатерина Двигубская: биография
Двигубская Екатерина Николаевна — российская актриса, кинорежиссер, сценарист и писательница. Как режиссер Екатерина Двигубская знакома телезрителям по популярным сериалам «Бедная Настя», «Холостяки», «Дорогая Маша Березина», «С любимыми не расставайтесь», а также по киноальманаху «Москва, я люблю тебя!» и картинам «Сделка», «Мелодия любви», «Излом», «Твой мир», «До смерти красива» и «Врачиха».
Родилась в Москве в семье творческих людей в 1974 году. Отец актрисы — Двигубский Николай Львович — родом из Парижа, работал художником. Мать Аринбасарова Наталья Утевлевна казахского происхождения. Также у Екатерины есть старший брат — Михалков-Кончаловский Егор, который родился от первого брака Натальи с режиссером Кончаловским Андреем. Егор, кстати, тоже стал режиссером.
Актриса и режиссер Екатерина Двигубская
В 1980 году, когда Двигубской было шесть лет, родители девочки развелись. Отец уехал в Париж и женился там на француженке. Воспитанием и обеспечением детей занималась Наталья. Сначала семье было тяжело. Сидеть с Катей было некому, поэтому мать отдала девочку в интернат на два года, что только закалило характер девочки.
Естественно, родившись в такой творческой семье, Екатерина не могла не проявлять интерес к искусству и творчеству. Кроме того, девочка с детства любила иностранные языки, учила английский и французский. А когда Екатерина подросла, стала ездить в Париж к отцу, где совершенствовала французский.
Екатерина Двигубская и Наталья Аринбасарова
После окончания школы Двигубская решила поступить на актерский факультет во ВГИК. Мастерами студентки стали Армен Джигарханян и Альберт Филозов. Екатерине нравилась будущая профессия, девушка с энтузиазмом и без пропусков посещала лекции, а в 1995 году окончила институт на отлично. После этого Катя решила, что хочет стать режиссером. Поступила на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, на курс «Авторы-режиссеры кино и телевидения», где мастером группы стал Александр Митта. В 1999 году успешно окончила образовательное учреждение с еще одним красным дипломом.
Биография[ | ]
Родился 17 августа 1941 года в катакомбах Одессы, во время бомбёжки. Отец был военным лётчиком, бортмехаником бомбардировщика ТБ-3. Погиб в бою под Ворошиловградом в 1942 году. До Великой Отечественной войны мать работала главным конструктором Одесского крекинг-завода и была повешена в 1942 году за отказ сотрудничать с немецкими оккупантами. У Николая было три сестры и брат. По окончании войны с 1947 жил и учился в детском доме № 5 в Одессе. Затем был переведён в Суворовское училище с углублённым изучением английского языка, стал играть в театральном кружке. По окончании училища поступил в театральную студию при Доме актёра.
В 1958 году, по окончании театральной студии, его единственного зачислили в труппу вспомогательного состава Одесского театра юного зрителя, где он играл небольшие эпизодические роли и в массовке. В начале 1960-х годов переехал в Москву и поступил на актёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой), который окончил 1964 году, и был принят в труппу Театра на Таганке. В 1962 году сыграл главную роль в спектакле объединённой мастерской ВГИКа «Карьера Артура Уи» по пьесе Б. Брехта.
Дебютировал в кино ролью в фильме «Застава Ильича», вышедшем в 1964 году. Первый актёрский успех пришёл после главной роли в дипломном спектакле «Карьера Артура Уи» по Брехту.
В конце 1960-х годов его женой стала однокурсница по ВГИКу актриса Жанна Болотова, вместе они прожили более пятидесяти лет.
В 1968 году ушёл из театра на Таганке и вернулся во ВГИК на отделение режиссуры.
В 1970 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа. В качестве режиссёра снял шесть полнометражных художественных фильмов, пять из них — по собственному сценарию и один короткометражный.
В 1977—1978 годах читал лекции по кинорежиссуре на Высших курсах сценаристов и режиссёров.
В 1964—1968 годах и с 1980-х годов — актёр Театра на Таганке, в 1987—1991 годах — главный режиссёр театра.
После возвращения Юрия Любимова часть коллектива призывает Губенко остаться художественным руководителем театра. В 1993 году становится руководителем театра «Содружество актёров Таганки», разместившегося в новом здании.
Являлся членом КПСС с 1987 года, на XXVIII съезде КПСС в июле 1990 года был избран членом ЦК КПСС.
С 21 ноября 1989 года по 28 августа 1991 года — министр культуры СССР. После отставки Кабинета министров в августе 1991 года в течение трёх месяцев (до 27 ноября) был исполняющим обязанности министра культуры, пока министерство не было упразднено Госсоветом (вместо него был создан Комитет СССР по культуре).
С 1992 по 2021 год — президент Международной ассоциации содействия культуре.
Являлся членом КПРФ. Избирался в Госдуму II и III созывов (1995—2003) от КПРФ, был заместителем председателем Комитета по культуре и туризму (1995—1999) и председателем Комитета по культуре (1999—2003). С 20 апреля 1997 года по 25 мая 2002 года — член Президиума ЦК КПРФ. 25 мая 2002 года был исключён из КПРФ за отказ уйти с поста председателя Комитета, однако вскоре был восстановлен в партии.
В 2001—2006 годах — в Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.
В 2005 году был избран в Мосгордуму от КПРФ. На выборах в Московскую городскую думу 2009 года входил в первую тройку избирательного списка КПРФ.
21 октября 2009 года был избран заместителем председателя Московской городской Думы, 24 сентября 2014 года переизбрался на этот пост. В январе 2021 года на сессии городского парламента предложил ужесточить контроль за притоком нелегальных мигрантов в Россию. В апреле 2021 года призвал ввести в России налог на бездетность.
В сентябре 2021 года был вновь избран депутатом и вице-спикером Московской городской Думы.
Скончался 16 августа 2021 года за день до своего 79-летия в Москве после продолжительной болезни от остановки сердца. Прощание с актёром состоялось 19 августа в театре «Содружество актёров Таганки». Похоронен на Кунцевском кладбище.
Перепутья Николая Двигубского: Загадка гибели бывшего мужа Ирины Купченко и Натальи Аринбасаровой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Николай Двигубский родился в 1936 г. в Париже в семье эмигрантов из России. Его родители бежали оттуда после революции 1917 г. Его мать, как и многие дворянки, уехавшие тогда во Францию, занималась шитьем одежды на заказ. В числе ее клиенток была даже Марлен Дитрих. На самом деле родным отцом Николая был Лев Бирюков – от Двигубского мать ушла из-за его измен, но официально не оформила развод, поэтому сын получил его фамилию. Во многих источниках указано, что Николай состоял в родстве с Мариной Влади – приходился ей двоюродным братом. Но сама она по этому поводу говорила: «Наши корни с ним из России, его – из Краснодарской губернии, мои – из Курской. А во Франции мы жили в одном квартале, может, поэтому думают, что родные?
В Париже Двигубский окончил Национальную высшую школу изящных искусств. Спустя 3 года после смерти Сталина его родители решили вернуться на родину. В 1956 г. Николай вместе с ними переехал в СССР, где окончил ВГИК по специальности «художник-постановщик». Поначалу бытовые условия жизни в СССР шокировали семью – их поселили в коммуналке, и соседи с ними не церемонились. Мать Николая продолжала работать портнихой, и после того, как ее клиентками стали жены партийных деятелей и киноактрисы, семья получила отдельную двухкомнатную квартиру.
Во время учебы во ВГИКе Николай познакомился и подружился с Андроном Кончаловским, и он позже работал в качестве художника-постановщика в его фильмах, а также у Андрея Тарковского и Глеба Панфилова. Так случилось, что Николай Двигубский действительно женился на тех женщинах, которых в свое время связывали романтические отношения с Кончаловским. Дочь художника Екатерина объясняла это тем, что он настолько любил своего друга, что и на женщин будто смотрел его глазами.
Первой женой Двигубского стала актриса Жанна Болотова. Они познакомились на вечеринке у Кончаловского, и вскоре художник сделал ей предложение. На тот момент ее короткий роман с режиссером уже подошел к концу. Правда, этот брак просуществовал недолго – меньше года. Во время съемок фильма «Дворянское гнездо», над которым друзья работали совместно, у Кончаловского случился роман с исполнительницей главной роли Ириной Купченко. И снова ситуация повторилась: когда их роман закончился, Двигубский сделал ей предложение. И этот брак тоже вскоре распался.
Третьей женой художника стала Наталья Аринбасарова – бывшая жена Андрона Кончаловского. С ней Двигубский прожил 10 лет, и в этом браке родилась их дочь Екатерина, которая впоследствии стала кинорежиссером. По ее словам, отец был настоящим интеллектуалом, очень замкнутым, самодостаточным и немногословным человеком, который даже с близкими людьми крайне редко делился своими переживаниями, с чем были связаны многочисленные загадки его биографии.
Екатерина Двигубская рассказывала, что она росла абсолютно счастливым ребенком – до тех пор, пока ее родители не развелись. На тот момент ей было всего 6 лет. Наталья Аринбасарова была вынуждена много работать, чтобы прокормить двоих детей – дочь и сына от первого брака Егора. Сидеть с Екатериной было некому, и матери пришлось отдать ее на 2 года в интернат, чего девочка не могла простить матери, пока не повзрослела. А Николай Двигубский после развода в 1980 г. решил вернуться во Францию, где женился в четвертый раз. Долгое время общаться с отцом дочь могла только по телефону, а увиделись они только через 7 лет, когда началась перестройка. Благодаря отцу Екатерина выучила французский язык, побывала во всех музеях Парижа и прекрасно разбиралась в живописи.
Наталья Аринбасарова позже рассказывала: «С Колей прожили 10 лет, Егор называл его папой, так как Андрея он видел нечасто, тот был очень занят съемками новых фильмов в Америке… Потом Коля захотел вернуться на свою родину – во Францию, звал меня с собой. Но я не могла рисковать – у меня почти все родственники были партийные, в то время мой переезд мог для них иметь очень серьезные последствия. В итоге Николай уехал к другой женщине в Нормандию. Отпустила его со спокойной душой. Честно признаться, мне было с ним непросто в бытовом плане: он думал о высоком, а не о том, как прокормить семью, поэтому все финансовое бремя лежало на моих плечах
Детство
Он родился в катакомбах под Одессой во время бомбежки 17 августа 1941 года. Отец ушел на фронт 23 июня. Через одиннадцать месяцев не стало матери будущего режиссера. Ее повесили немцы. Пятеро детей остались сиротам.
Младший, Николай, остался с дедушкой. Остальных воспитали чужие люди — они дали приемным детям свои фамилии и заменили им родителей. Дедушка вскоре умер, и мальчика определили в детдом.
О событиях из биографии Николая Николаевича Губенко можно узнать из картины «Подранки». Он и написал сценарий, и срежиссировал фильм, и сыграл одну из ролей. Эта кинолента, пожалуй, главная в творчестве Николая Николаевича Губенко, биография которого поражает обилием трагических моментов.
О том, что у него есть брат и сестра, будущий актер узнал только в шестнадцать лет. Герой фильма «Подранки», в основе которого лежит биография Николай Николаевича Губенко, — бывший воспитанник детдома. Став взрослым, он находит своих братьев, но встреча с ними приносит ему лишь огорчение.
В биографии Николая Николаевича Губенко светлых моментов куда больше, нежели в жизни героя этой киноленты. В детстве он не промышлял воровством, в отличие от беспризорника Алеши Бартенева. Его, сына военного и женщины, убитой оккупантами, отдали в особый интернат, где с воспитанниками, по словам режиссера, обращались хорошо.
«Для меня интернатское детство — это самые счастливые годы моей жизни», — однажды сказал Николай Николаевич Губенко. В биографиях «детей войны», как обычно называют тех, что появились на свет в конце тридцатых — начале сороковых, много сложных моментов. Голод, нищета, отсутствие жилплощади — все это было им хорошо знакомо. А потому Николай Губенко, осиротев в раннем возрасте, не чувствовал себя обделенным, несчастным: в послевоенное время тяжело жилось почти всем.
Среди бывших беспризорников в советский период было немало тех, кому удалось сделать успешную карьеру. Актер Николай Николаевич Губенко, биография которого подробно изложена ниже, о своем детстве говорит обычно без трагизма, а о советских лидерах, которые на протяжении последних тридцати лет подвергаются резкой критике, с некоторых восхищением.