Александр баширов: биография, личная жизнь, фильмы с актером
Содержание:
Награды и премии[ | ]
- 1998 — кинофестиваль «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге, приз прессы[источник не указан 1211 дней ] — за фильм «Железная Пята Олигархии»
- 1998 — кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге, специальный приз гильдии киноведов и кинокритиков[источник не указан 1211 дней ] — за фильм «Железная Пята Олигархии»
- 1998 — международный кинофестиваль молодого кино «Кинофорум», приз «Серебряный гвоздь» в конкурсе дебютов[источник не указан 1211 дней ] — за фильм «Железная Пята Олигархии»
- 1998 — Венецианский международный кинофестиваль, приз журнала «FilmKritika» — за фильм «Железная Пята Олигархии»
- 1998 — открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи, приз ФИПРЕССИ[источник не указан 1211 дней ] — за фильм «Железная Пята Олигархии»
- 1999 — кинофестиваль «Литература и кино» в Гатчине, Большой приз жюри, приз за лучшую мужскую роль, специальный приз жюри — за фильм «Железная Пята Олигархии»
- 1999 — международный кинофестиваль в Александрии, главный приз за лучший европейский фильм[источник не указан 1211 дней ] — за фильм «Железная Пята Олигархии»
- 1999 — международный кинофестиваль в Роттердаме, приз «Tiger Award»[источник не указан 1211 дней ] — за фильм «Железная Пята Олигархии»
- 2003 — фестиваль «КиноРок» — лучший актёр Александр Баширов в роли Настасьи в одноимённом клипе
События биографии
- 1972 – Поступить по задуманному профилю провинциалу не удалось, поскольку требовалось предоставить выполненные работы, а он с собой ничего не взял. Наткнувшись на ПТУ с общежитием, парень пошел учиться на плиточника-облицовщика.
- 1974 – После выпуска из училища стал работать на цементном заводе в Выборге, но эта работа ему не приносила ни материального удовлетворения, ни возможности реализовать тягу к творчеству.
- 1979 – Поступил на филфак Тюменского университета. До этого трижды не удалось попасть на режиссерский факультет в заветный ВГИК.
- 1981 – Призвали в армию, в танковые войска, где пригодился художественный талант солдата. По распоряжению командира он рисовал портрет руководителя компартии Л.И. Брежнева. Это полотно не долго было востребовано из-за смерти генерального секретаря.
- 1984 – Подготовившись к экзаменам после демобилизации, поступил во ВГИК, на режиссерский факультет.
- 1986 – Дебютировал в небольшой роли Чудика в драме «Чужая белая и рябой».
- Показался в культовых советских картинах «Асса» (1987), «Игла» (1988) и «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1989) в ролях фальшивого майора ВВС Бабакина, должника Спартака и лимитчика Толика, что принесло ему всесоюзную известность.
- 1989-1991 – Окончив вуз, уехал с женой в США. Там учил английский язык на курсах Колумбийского университета и обучался актерству мастерству в «Бергхоф-студии».
- 1991 – Сыграл главного героя беса Компостерова в трагикомедии «Дом под звездным небом».
- Предстал в образах гэбиста и сутенера в картинах «Над темной водой» (1992) и «Американский дедушка» (1993).
- Показался в спектакле Балтийского дома «Колобок» (1994), на концертах «Поп-механики» (1995).
- 1996 – Создал свою студию в Санкт-Петербурге, названную «Дебоширфильмом». В ней стал руководителем и преподавателем.
- 1998 – Был сооснователем независимого ежегодного санкт-петербургского кинофестиваля «Чистые грезы», служащего площадкой для представления публике некоммерческих фильмов начинающих авторов. Исполнил главные роли в лентах «Железная пята олигархии» и «Улицы разбитых фонарей-1». В первой картине из этих впервые стал сценаристом, режиссером и сопродюсером.
- 1999 – Был режиссером телеспектакля «Развод по-русски».
- Исполнил циркового клоуна, торговца животными, плотника и шулера Стиру в драмах «Граница. Таежный роман» (2000), «Медвежий поцелуй» (2002), «Чеховские мотивы» (2002) и «Штрафбат»; киллера и бандита в боевиках «Агент национальной безопасности-3» (2001), «Кобра» (2001) и «Русский спецназ» (2002); вора в законе Клеща в криминальном фильме «Ледниковый период» (2002); участкового Витю в детективе «Смотрящий вниз» (2002); завлита Пу Сун Ли в комедиях «Челябумбия» (2002); массовика-фотографа и Павла I в мелодрамах «Жизнь одна» (2003) и «Золотой век» (2003) и других героев.
- 2003 – Поставил фильм «Удачи тебе, сыщик», где сыграл Кольку.
- 2005 – Снимался в нашумевших картинах «9 рота», «Гибель Империи», «Бандитский Петербург-7», «Королева бензоколонки 2», «Мастер и Маргарита»; «Убойная сила-6».
- 2006 – Был одним из сценаристов и режиссеров приключенческой драмы «Волк», в которой сыграл шамана.
- Участвовал в популярных лентах «Секс, кофе, сигареты» (2013) и «Елки 1914» (2014).
- 2016 – Самой значимой работой Баширова была главная роль в комедии «Картина маслом».
- 2017 – Принял участие в короткометражной комедии «Лалай-Балалай», драме «Карп отмороженный»
- 2018 – Принимал участие в проектах «Лето», «Домашний арест», «Мертвые ласточки», «Бар «На грудь»».
- 2019 – Принял участие в проектах «Главбух. История одной и «меЖДУНами».
- 2020 – Принял участие в сериале «Проект «Анна Николаевна»» в роли Кулемина.
- 2021 – Снялся в драме «Этаж», повествующей о сдружившихся жильцах расселяемой коммунальной квартиры.
В сериале «Зулейха открывает глаза» (2019)
События биографии
- 1972 – Поступить по задуманному профилю провинциалу не удалось, поскольку требовалось предоставить выполненные работы, а он с собой ничего не взял. Наткнувшись на ПТУ с общежитием, парень пошел учиться на плиточника-облицовщика.
- 1974 – После выпуска из училища стал работать на цементном заводе в Выборге, но эта работа ему не приносила ни материального удовлетворения, ни возможности реализовать тягу к творчеству.
- 1979 – Поступил на филфак Тюменского университета. До этого трижды не удалось попасть на режиссерский факультет в заветный ВГИК.
- 1981 – Призвали в армию, в танковые войска, где пригодился художественный талант солдата. По распоряжению командира он рисовал портрет руководителя компартии Л.И. Брежнева. Это полотно не долго было востребовано из-за смерти генерального секретаря.
- 1984 – Подготовившись к экзаменам после демобилизации, поступил во ВГИК, на режиссерский факультет.
- 1986 – Дебютировал в небольшой роли Чудика в драме «Чужая белая и рябой».
- Показался в культовых советских картинах «Асса» (1987), «Игла» (1988) и «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1989) в ролях фальшивого майора ВВС Бабакина, должника Спартака и лимитчика Толика, что принесло ему всесоюзную известность.
- 1989-1991 – Окончив вуз, уехал с женой в США. Там учил английский язык на курсах Колумбийского университета и обучался актерству мастерству в «Бергхоф-студии».
- 1991 – Сыграл главного героя беса Компостерова в трагикомедии «Дом под звездным небом».
- Предстал в образах гэбиста и сутенера в картинах «Над темной водой» (1992) и «Американский дедушка» (1993).
- Показался в спектакле Балтийского дома «Колобок» (1994), на концертах «Поп-механики» (1995).
- 1996 – Создал свою студию в Санкт-Петербурге, названную «Дебоширфильмом». В ней стал руководителем и преподавателем.
- 1998 – Был сооснователем независимого ежегодного санкт-петербургского кинофестиваля «Чистые грезы», служащего площадкой для представления публике некоммерческих фильмов начинающих авторов. Исполнил главные роли в лентах «Железная пята олигархии» и «Улицы разбитых фонарей-1». В первой картине из этих впервые стал сценаристом, режиссером и сопродюсером.
- 1999 – Был режиссером телеспектакля «Развод по-русски».
- Исполнил циркового клоуна, торговца животными, плотника и шулера Стиру в драмах «Граница. Таежный роман» (2000), «Медвежий поцелуй» (2002), «Чеховские мотивы» (2002) и «Штрафбат»; киллера и бандита в боевиках «Агент национальной безопасности-3» (2001), «Кобра» (2001) и «Русский спецназ» (2002); вора в законе Клеща в криминальном фильме «Ледниковый период» (2002); участкового Витю в детективе «Смотрящий вниз» (2002); завлита Пу Сун Ли в комедиях «Челябумбия» (2002); массовика-фотографа и Павла I в мелодрамах «Жизнь одна» (2003) и «Золотой век» (2003) и других героев.
- 2003 – Поставил фильм «Удачи тебе, сыщик», где сыграл Кольку.
- 2005 – Снимался в нашумевших картинах «9 рота», «Гибель Империи», «Бандитский Петербург-7», «Королева бензоколонки 2», «Мастер и Маргарита»; «Убойная сила-6».
- 2006 – Был одним из сценаристов и режиссеров приключенческой драмы «Волк», в которой сыграл шамана.
- Участвовал в популярных лентах «Секс, кофе, сигареты» (2013) и «Елки 1914» (2014).
- 2016 – Самой значимой работой Баширова была главная роль в комедии «Картина маслом».
- 2017 – Принял участие в короткометражной комедии «Лалай-Балалай», драме «Карп отмороженный»
- 2018 – Принимал участие в проектах «Лето», «Домашний арест», «Мертвые ласточки», «Бар «На грудь»».
- 2019 – Принял участие в проектах «Главбух. История одной фирмы», «Зулейха открывает глаза» и «меЖДУНами».
- 2020 – Принял участие в сериале «Проект «Анна Николаевна»» в роли Кулемина.
- 2021 – Снялся в драме «Этаж», повествующей о сдружившихся жильцах расселяемой коммунальной квартиры.
В сериале «Зулейха открывает глаза» (2019)
Первый брак со шведкой
Со своей первой супругой Александр Баширов познакомился во время учебы во ВГИКе. Там же обучалась девушка из Швеции по имени Мария, отец которой был достаточно знаменитым политическим активистом. Взгляды Марии были невероятно смелыми и даже провокационными, девушка никогда не стеснялась прямо говорить, о чем думает, и многие ее идеи были слишком смелыми для советского общества.
Именно Мария заставила Александра поверить в свой непревзойденный талант, а также сыграла благодаря своей смелости немаловажную роль в его судьбе. Во время учебы Баширов должен был сыграть Мефистофеля в пьесе «Фауст». Эту постановку смотрели преподаватели вуза, знаменитые советские деятели кино Инна Макарова, Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева. Баширов вышел на сцену в одном халате, а в разгар действия скинул его и остался полностью обнаженным. На этот поступок Александра вдохновила Мария.
Правда, преподавателям данная выходка показалась слишком смелой, и Баширова даже хотели отчислить, но всего лишь перевели на другой курс. Брак с Марией был очень недолгим, детей у пары не было.
Фильмография Баширова
Дебютной работой в кинематографической биографии Александра Баширова стала картина «Чужая Белая и Рябой», которую снял режиссер Сергей Соловьев. Артист стал персонажем Чудиком, который ему отлично удался. В 1986-м картину повезли на престижный «Оскар», где она была удостоена специального приза кинофестиваля в Венеции.
На следующий год режиссер Соловьев выпустил еще одну картину, которая стала культовой. Это был фильм «Асса», в котором Александр сыграл эксцентричного лжемайора ВВС Бабакина. В 1988-м на экраны вышла картина «Игла» режиссера Рашида Нугманова. Главного героя сыграл Виктор Цой, Баширову досталась роль Спартака, прямо излучавшего опасность для окружающих. После этой роли Александра стали узнавать, типаж отрицательного героя стал для Баширова визиткой. После этого фильма на артиста посыпались предложения режиссеров с аналогичными предложениями.
В 90-х Александр Баширов стал создателем собственной студии, которую назвал «Дебоширфильм». Он сам был ее худруком и преподавателем, учил студентов не только актерскому, но и режиссерскому мастерству. После заката кинематографа в 90-е, началось постепенное его возрождение уже в новом веке. Александр сделал ставку на андеграундном направлении, и попал в точку. На базе собственной студии он начал заниматься организацией и проведением фестиваля, который носил то же название. Мероприятие проходит два раза в год в городе Санкт-Петербург, и на сегодняшний день это одна из самых больших акций, проводимых в поддержку независимого кинематографа.
В 1998-м Александр Баширов сам стал режиссером картины с очень интригующим названием – «Ж.П.О.». которое расшифровывалось как железная пята олигархии. Фильм был очень провокационный, но стал заметным событием в мире кинематографии того периода. Баширов в этом проекте стал одновременно сценаристом, продюсером, режиссером, и исполнителем одной из ролей. Выделенный бюджет был очень скудным, и составлял всего 25 тысяч долларов, но проект имел большой успех и стал обладателем нескольких почетных призов.
В 1999 году вышла еще одна картина Баширова под названием «Белград, Белград!», после этого зрители могли просмотреть многосерийный фильм «Удачи тебе, сыщик».
Александр Баширов с удовольствием занимается съемками клипов для популярных российских музыкантов. Одним из таких примеров плодотворного сотрудничества стал клип на композицию «Настасья», которую исполняет Вячеслав Бутусов. Баширова иногда приглашают на концерты в качестве ведущего, или как в передаче «Поп-механика» в роли участника.
Новый век принес актеру много работы. Кинематограф стал жестче и криминальнее, поэтому типаж Баширова стал очень востребованным, хотя у него по-прежнему нет центральных персонажей. Александр попал в третий сезон картины «Агент национальной безопасности», в котором стал киллером Осадчим. Потом было сотрудничество с режиссером Кареном Шахназаровым, который увидел в Баширове слесаря Арнольда в ленте «Яды, или Всемирная история отравлений».
В 2001-м Александр Баширов засветился в комедии «Даун Хаус», где его непосредственность и раскрепощенность помогла преобразиться в образ Фердыщенко. В этом же году Александр получил приглашение от режиссера Сергея Бодрова, который снял картину «Сестры», и дал артисту сыграть Сейфуллина. В 2003-м на экраны вышла историческая драма «Золотой век», снятая Ильей Хотиненко, где Баширов стал императором Павлом Первым.
После этого карьера актера резко пошла вверх, и ежегодно ему предлагали работу в пяти или шести интересных проектах.Роли по-прежнему были второстепенными, но все его герои были яркими и запоминающимися. Кем он только не был за эти годы – и шулером, и медвежатником, и даже генералом, и в каждом его персонаже прослеживается своеобразный характер и темперамент артиста.
Годнота!
В 2005 году на экраны вышли десять картин с участием Баширова. Самыми яркими стали «9 рота», «Королева бензоколонки-2», «Жмурки», «Вепрь». Но самую блистательную роль Баширов сыграл в «Мастере и Маргарите» режиссера Владимира Бортко. Он стал котом Бегемотом.
Самый запоминающийся образ, по мнению зрителей, у актера был в ленте «Груз 200», режиссера Алексея Балабанова, где он стал хозяином квартиры. Этот фильм был награжден специальным призом «Кинотавра», и был включен во внеконкурсную программу на кинофестивале в Венеции. Александр Баширов продолжает сниматься, у него как и прежде второстепенные роли, но зрителям они нравятся. Самыми заметными актерскими работами последнего периода стали картины «Шерлок Холмс», «Отель «Президент», «Страна Оз».
Детство и юность
Родился артист в сентябре 1955 года в таежной глуши — в деревушке Согом под Ханты-Мансийском. Вырос в неполной и неблагополучной семье, далекой от кинематографа и какого-либо другого вида искусства. Родители развелись сразу после появления сына. Мама по национальности татарка, вырастила мальчика одна. Отец Александра — представитель хантов Николай Баширов — в воспитании сына не участвовал.
Единственным взрослым мужчиной в доме был дед — однорукий инвалид и антисоветчик, по словам Александра Баширова, не желавший работать на новую власть из-за «принципиальных политических различий во взглядах». Отторжение у деда не вызывало лишь одно занятие — рыбалка. Поэтому единственной кормилицей оказалась мать, до старости проработавшая на почте.
Александр Баширов говорит, что в детские и юношеские годы у него обнаружились две страсти — курить и рисовать. К курению Баширов пристрастился в 3-м классе «за компанию».
Александр Баширов в молодости Родные края Александр покинул еще в молодости, после чего отправился в Ленинград, где поступил в ПТУ, чтобы стать плиточником-облицовщиком. После выпуска будущий лицедей устроился на цементный завод в Выборге, где трудился до призыва в армию в 1981 году.
Служил Баширов в Забайкалье, в танковой дивизии. Пристрастие к рисованию повлияло на службу: художника прикрепили к армейскому клубу. В авторской программе «В гостях у Дмитрия Гордона» Баширов рассказал, что на втором году службы художнику-оформителю дали задание нарисовать генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева в танкистском шлеме. С почетной миссией художник справился в срок, но как только портрет вывесили на фасаде клуба, лидер скончался.
На вопрос, от кого Баширову передались лицедейские гены, в интервью актер с юмором ответил, что «все дело в моем вечном и неудовлетворенном желании властвовать над людьми», унаследованном от предка-хана из Золотой Орды.
Александр Баширов в юности Как бы там ни было, но через 2 года после демобилизации Александр Баширов поступил на режиссерский факультет ВГИКа и попал в группу Игоря Таланкина. Под его началом 30-летний студент проучился 2 года и перевелся на курс Анатолия Васильева. Причиной перевода послужила эпатажная выходка Баширова.
На студенческих этюдах, где будущие режиссеры представляли сценки из драматических произведений, Александр сыграл Сатану, появившегося перед Фаустом. «В прочтении» Баширова повелитель тьмы вышел на сцену в халате, под которым иной одежды не было. Оказавшись в центре, Сатана разоблачился. В зале сидели Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева, Инна Макарова. Последовали грандиозный скандал и перевод в группу к другому наставнику.
После окончания ВГИКа Александр вместе с супругой-американкой переехал в Нью-Йорк, год учился в Бергхоф-студии Лоуренса Арансио, откуда вышли Аль Пачино, Лайза Миннелли и Роберт Де Ниро.
Ранние годы
Будущий актер появился в семье Марии Катыровны Башировой и Николая Захаровича Косыгина. По матери Александр – татарин, отец его был по национальности русским, из числа ссыльных.
Мама работала начальником деревенской почты, отец трудился в речном флоте. Еще в детские годы Александра мать с отцом разошлись, после этого Мария Катыровна перебралась в Тюмень, где работала на железной дороге.
Окончив школу, Александр отправился в Ленинград, где поступил в ПТУ №57 и учился на плиточника-облицовщика. Окончив училище, он устроился работать на цементный завод в Выборге, пишет Википедия.
Решив получить высшее образование, в 1979-м Баширов поступил в Тюменский государственный университет на специальность «Русский язык и литература». Проучился он там недолго, вскоре юношу призвали в Советскую армию.
Служил Александр в Забайкалье в танковых войсках. Заметив талант к рисованию, начальство направило его в армейский клуб и однажды даже поручило нарисовать портрет Леонида Ильича Брежнева. Однако, как потом вспоминал актер в одном интервью, стоило ему закончить портрет, как генсек ЦК КПСС скончался.
Вскоре после окончания службы в армии Александр поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Он учился в группе Игоря Таланкина, пока не перевелся на курс Анатолия Васильева. Причиной перевода стала эпатажная выходка на студенческих этюдах, когда учащийся смутил сидевших в зале Сергей Бондарчука и Инну Макарову.
Влюбленный хулиган
Актер не долго страдал от одиночества. Практически сразу после возвращения домой он познакомился с девушкой. Это была Инна Волкова. Сразу их объединила любовь к творчеству. Жена Александра Баширова Инна уже почти 32 года является бессменной участницей группы «Колибри». Эта группа была основана в 1988 году и на тот момент была новинкой на эстраде.
В ее состав входило 5 девушек, выступления которых больше напоминало театральное костюмированное шоу
Изюминкой этой группы было то, что одинаковое внимание уделялось как действию на сцене, так и вокалу
Визитной карточкой группы «Колибри» стала песня «Ему не нужна американская жена». Она появилась как раз после знакомства Александра и Инны в 1991 году. В том же году влюбленные официально зарегистрировал свои отношения, а уже через год у них родилась дочь, которую назвали Александрой-Марией.
На удивление союз двух творческих личностей оказался длительным и крепким. Александр снял свою супругу в фильме, где он выступал в качестве режиссера. Фильм назывался «Железная пята олиграхии». Там Инна сыграла роль певицы и написала для этого фильма песню «Не герой».
Пока Александр Баширов эпатирует публику своими выходками, все гадают, что является причиной такого поведения, Инна знает своего супруга настоящим. Они вместе уже почти 20 лет и только ей известно, что скрывается за маской клоуна, лицедея и что действительно в душе Александра. Но об этом Инна не расскажет никому. Это будет их семейная тайна.
Личная жизнь
В студенческие годы Александр Баширов женился на американке и уехал с женой на ее родину. В браке родился сын Кристофер, с которым артист поддерживает отношения после возвращения в Россию. Но домой актер вернулся один: с супругой он развелся из-за несовпадения взглядов на жизнь и разности характеров.
Со временем личная жизнь Баширова наладилась. Он женат на солистке музыкальной группы «Колибри» Инне Волковой, с которой воспитывает дочь Александру-Марию. Сведений о других детях артиста в Сети нет.
В проекте мужа «Ж.П.О.» Волкова сыграла певицу из бара и написала к фильму песню «Не герой».
Причиной многих эпатажных выходок актера называют эксцентричный характер и алкоголизм. Так, в июне 2011 года таблоиды смаковали новость о пьянстве Баширова, а точнее, о ее последствиях — «проползание» по звездной дорожке «Кинотавра». Александр действительно пребывал в состоянии алкогольного опьянения, но прополз по дорожке, чтобы взбодрить присутствующих и нарушить чинность мероприятия, заявив при этом, что «юродивым все можно».
Александр Баширов и Инна Волкова При этом артист уверяет, что здоровье его пока не подводило, разве что с похмелья бывает сложно влиться в работу. Но на этот случай у него всегда с собой имеются необходимые лекарства.
Официальной страницы в «Инстаграме» у Баширова нет, зато во «ВКонтакте» его поклонники создали группу, посвященную любимому артисту, и публикуют там фото и видео с участием Александра, а также обсуждают фильмы, в которых снимался мужчина. Многие отмечают, что с годами актеру удалось сохранить стройную фигуру — при росте 172 см его вес составляет 70 кг.
Если ли татуировки на теле артиста, большая загадка, в фильме «Страна ОЗ» он предстает с рисунком в виде церкви с тремя куполами на груди, но, скорее всего, это не настоящее тату, а сделано оно, чтобы подчеркнуть образ героя в конкретной картине.
Однажды в Сети появились слухи, что Александр Баширов умер, однако очень быстро они развеялись. Актер жив, находится в добром здравии и пока не собирается завершать актерскую карьеру.
Самое интересное
Актрисы, получившие «Золотую малину» за худшую женскую роль (13.02.2020)
Актрисы с большими носами (22.03.2018)
Мальчик любил рисовать и уделял этому увлечению много времени, но его художественные способности не вылились во что-то большее.
ПТУ
В 1972 году молодой человек уехал из Тюменской области. Личная жизнь Александра Баширова сделала первый серьёзный разворот в сторону будущего успеха.
На фото: Александр Баширов в молодости
Он оказался в Ленинграде, в котором стал студентом профессионально-технического училища, где осваивал профессию плиточника-облицовщика. Окончив учебное заведение, он начал работать на Выборгском цементном заводе.
Армия
В 1981 году будущий актёр оказался в армии. Военная биография Александра Баширова связана с Забайкальем, куда он попал в танковую дивизию.
Поскольку парень неплохо рисовал, то его назначили художником при армейском клубе. Позже он рассказывал, что однажды получил приказ создать портрет Брежнева, на голову которого надет танкистский шлем. Баширов выполнил задание, но после расположения портрета на клубе Леонид Ильич приказал долго жить.
ВГИК
Журналисты иногда спрашивают актера об истоках его лицедейства. Баширов отвечает, что хочет подчинять себе людей и иногда у него это получается. Также Александр называет себя потомком золотоордынских ханов.
После увольнения из армии Баширов стал студентом режиссёрского факультета во ВГИКе. Преподавателем у него был Игорь Таланкин, у которого Александр учился в течение двух лет, после чего его взял к себе Анатолий Васильев.
Личная жизнь Александра Баширова в это время была бурной. Кроме того, он уже умел эпатировать публику. Во многом его уход от Таланкина связан именно с этим.
Когда студенты представляли перед комиссией ВГИКа свои этюды, Баширов «прославился» в образе Дьявола, который явился Фаусту не совсем в обычном виде. Александр вышел на сцену одетым в халат на голое тело. Как только Баширов оказался под пристальным взором комиссии в составе Инны Макаровой, Ирины Скобцевой и самого Сергея Бондарчука, он скинул халат и в чём мать родила явил себя мэтрам советского кино. После грандиозного скандала по этому поводу дебошир оказался на курсе у более лояльного к подобным выходкам Анатолия Васильева.
Америка
По окончанию ВГИКа личная жизнь Александра Баширова снова совершила крутой поворот. Он оказался в Нью-Йорке вместе со своей первой женой – гражданкой США.
На фото: Баширов с первой женой
Там дипломированный советский режиссёр поступил в «Бергхоф-студию», которой руководил Лоуренс Арансио. В своё время она дала толчок к карьере Роберта Де Ниро, Лайзы Минелли, Аль Пачино и других звёзд мирового кино.
Но пришло время, и жена Александра Баширова потребовала от него развод, на чём и завершилась, так и не начавшись, его карьера в Америке.
Порфироносное название
Серия кораблей получила имена царственных особ Государства Российского. Интересно, что только линейный корабль «Императрица Мария» Черноморского флота был назван в честь живой, здравствующей на тот момент вдовы Александра III, урожденной датской принцессы Луизы Софии Фредерики Дагмар, ставшей настоящей русской патриоткой, кстати, несмотря на свое зарубежное происхождение. Впрочем, такое уже случалось, достаточно вспомнить Екатерину Великую, чье имя получил другой линкор этого же типа. Без сомнения, эта женщина заслуживала такой чести, к тому же она была матерью Николая II. Роль ее в русской истории велика, а сила характера, доброта и праведность жизни удачно соперничали с внешней красотой.
Судьба Марии Федоровны трагична, она умерла на своей родине, в Дании (1928), одновременно пребывая в эмиграции и олицетворяя собою долю всех тех русских, которым довелось есть горький хлеб чужбины, «не оставляя корок». А перед тем она потеряла дорогих и близких людей: двух сыновей, невестку, четырех внучек и внука.
«Зулейха открывает глаза»
Если последней полнометражной работой для Баширова стало «Лето» про Виктора Цоя, то по части сериалов это были «Бар «На грудь» и «Зулейха открывает глаза». Последний был снят по историческому роману Гузель Яхиной, рассказывающему о раскулачивании 1930-х.
Заглавную роль в сериале сыграла Чулпан Хаматова, а Баширову досталась роль арестанта Василия Горелова. Для актера тема, затронутая в фильме, не пустой звук. Его дед по материнской линии подвергся раскулачиванию и ссылке в Сибирь.
Сериал спровоцировал ряд скандалов. «Коммунисты России» заявили, что кино очерняет сталинские времена, и потребовали снять его с показа по ТВ. Но большее возмущение вызвало то, что сценаристы сериала допустили грандиозный ляп, сделав эпизодических героев (ссыльных переселенцев) полными тезками религиозных деятелей Татарстана (чего стоит только ссыльный Талгат Таджуддин, полный тезка Верховного муфтия России).