Юрий любимов

Работа в театре

Через год 2-й МХАТ закрывается, и Любимов переходит в театральное училище им.Щукина, которое только открылось. Студенты «Щукинского» теперь оттачивают своё мастерство и набираются опыта на сцене Театра им. Вахтангова.

Молодой актёр участвует в спектаклях «Человек с ружьём» и «Много шума из ничего». Уже скоро, режиссёры замечают талант восходящей звезды театра, и ставят его на роли второго плана в постановках «Принцесса Турандот» и «Путь к победе».

Юрий прекрасно защитил дипломную работу, великолепно сыграв в пьесе «Мещане». Окончив «Щуку» в 1939 году, он был зачислен в труппу вахтанговского театра.

Со сценой пришлось расстаться на целых пять лет. Началась война, и в 1941 году актёра забрали в военный ансамбль НКВД. После демобилизации в 1946, Любимов возвращается в Театр им.Вахтангова, почти сразу становясь ведущим актёром: спектакли «Молодая гвардия», «Все мои сыновья», «Накануне».

С начала 50-х годов, Любимов играет роли в постановках «Много шума из ничего», «Чайка», «Идиот», «Маленькие трагедии», которые приносят ему известность и любовь зрителя.

Впервые, в качестве режиссёра, Юрий Петрович выступил в 1959-м году. Его дебютной постановкой стала пьеса «Много ли человеку надо». После этого, его пригласили преподавать актёрское мастерство в родном училище им.Щукина. Собрав самых талантливых и перспективных студентов, Любимов ставит постановку «Добрый человек из Сезуана».

Темы, которые затрагивались в спектакле, противоречили канонам действующей власти. Если бы у Юрия Петровича не было покровителей в высших политических кругах, то пьеса была бы удалена из репертуара.

Именно эта постановка положила начало популярности, малоизвестного в те годы, Театра на Таганке. Юрий Петрович возглавил этот театральный помост в 1963 году, и превратил его в один из ведущих театров страны.

В первые годы на сцене ставились лишь драматические произведения. Но руководитель решил разнообразить жанры и тематику. Так стали появляться классические постановки и пьесы современников.

Классические спектакли «Жизнь Галилея» и шекспировский «Гамлет» разбавлялись пьесами современных авторов «Послушайте!» и «Товарищ, верь…». Теперь о «Таганке» узнали и за рубежом, называя театр «островком свободы» в СССР.

Постановка «Преступление и наказание», поставленная Любимовым, была продемонстрирована в Англии, где в 1983 году получила заслуженную похвалу критиков и театральную премию.

Помимо традиционной сцены, гениальный и многогранный Юрий Петрович ставил постановки и в оперном театре. Первой такой работой стала опера «Под жарким солнцем любви», вышедшая на сцене легендарного «Ла Скала» в 1975 году. Далее последовали постановки «Дон Жуан», «Набукко» и «Пиковая дама».

Начало 80-х годов стало тяжёлым периодом для гения драматургии. Умирает В.Высоцкий, ведущий актёр Театра на Таганке, памятный спектакль не пропускает цензура. Свободомыслие и революционные замашки увидели и в постановке «Борис Годунов», которую также запретили.

В 1984-м году, театральная труппа Юрия Петровича была с гастролями в Лондоне. В момент нахождения за границей, Любимов узнаёт о своём выдворении из страны за то, что раскритиковал действующую власть в интервью журналу «Times».

Израиль предложил своё гражданство, и Юрий Петрович согласился. В течение 7 лет, маэстро отечественной сцены жил и работал за рубежом.

Вернуться на родину, режиссёр смог лишь с началом перестройки. По запросу ему вернули гражданство, и он мог вновь возглавить любимую сцену Театра на Таганке. В 1992 году ему присваивают звание Народного артиста России.

Когда выдающийся режиссёр представил публике постановку «Братья Карамазовы», ему уже было 80 лет. А в 2002 году выходит в свет спектакль «Фауст». Несмотря на возраст, Любимов продолжал творить и руководить сценой.

В 2010 году драматург хотел покинуть стены «Таганки», из-за бюрократических проволочек. Но конфликт устранили, и худрук остался в театре. Скандал, произошедший год спустя, поставил окончательную точку, и Любимов покинул пост руководителя Театра на Таганке.

Это не остановило именитого постановщика. В 2012 году на сцене родного Театра им.Вахтангова состоялся премьерный показ спектакля «Бесы». Мэтру аплодировали стоя. Последними работами Юрия Петровича стали оперы «Князь Игорь» и «Школа жен».

Детство и юность

Родился будущий артист и режиссер осенью революционного 1917 года в Ярославле в зажиточной купеческой семье. Когда Юрию исполнилось 5 лет, семья перебралась в Москву. Во времена НЭПа в Охотном ряду купец Петр Любимов держал лавку, в которой торговал шотландской сельдью. Родители Юрия Петровича – образованные люди. Отец окончил коммерческое училище, мама – педагогическое. Она работала учительницей в начальной школе.

Юрий Любимов

В конце 1920-х бывшего купца лишили гражданских прав как живущего на нетрудовые доходы. Лишенца Любимова неоднократно арестовывали. Чтобы обезопасить родных, Петр Захарович развелся с женой, но семья с трудом выживала. Помогала многочисленная родня, не отвернувшаяся от «опасного» родственника.

Юрий Любимов в молодости

Юрий Любимов окончил семь классов: в старшие парня не приняли из-за происхождения. Он поступил в техникум, чтобы получить специальность электромеханика. Но мир искусства манил Юрия. Увиденную в детстве на подмостках МХАТа игру Константина Станиславского Любимов запомнил на всю жизнь. Студент поступил в театральную студию, работавшую при 2-м МХАТе. В 1935 году 18-летний Юрий Любимов впервые вышел на подмостки. Так началась его творческая биография.

Личная жизнь

Режиссер старался не афишировать личную жизнь. Известно, что объектом желания студента Павла Любимова была однокурсница, будущая возлюбленная Владимира Высоцкого – Татьяна Иваненко, в 1970-м исполнившая роль в картине «Впереди день».

Постановщик и его жена Наталья Любимова дружили домами с семьями актера Александра Фатюшина (хоккеист Гурин из фильма «Москва слезам не верит»), снявшегося в картине Павла Григорьевича «Весенний призыв», и композитора Юрия Саульского, автора музыки к четырем последним лентам режиссера.

Алексей Любимов, сын Павла Любимова (кадр из фильма «Предел желаний»)

Супруги вырастили двух сыновей, один из которых – Алеша – сыграл своего тезку в фильме 1982 года «Предел желаний», рассказывающем о воспитательнице детского сада Вере. На момент смерти режиссера внуков у него еще не было.

Последние 15 лет жизни Павел Григорьевич фильмов не снимал, а занимался художественным переводом с английского языка. Благодаря Любимову читатели познакомились с технотриллером Ларри Бонда «Котел», женскими романами Барбары Картленд и Рут Ренделл.

Личная жизнь

Личная жизнь советского разведчика была почти такой же насыщенной, как у его вымышленного британского коллеги Джеймса Бонда. В молодости будущий писатель взял в жены сверстницу — актрису театра имени Николая Гоголя Екатерину Вишневскую. В браке родился единственный сын Михаила Петровича — Александр. Благодаря двум супругам отпрыска, Любимов-старший сейчас дедушка с 4 внуками.

Первая сноха Михаила Петровича — Татьяна Пушкина. Она родила внучку Катю, последовавшую по стопам бабушки, в честь которой была названа. Екатерина Любимова служит в Театре имени М. Н. Ермоловой. Девушка снялась в лентах «Явные тайны», «Школьный стрелок» и «Никто не умирает по утрам». Вторая сноха Михаила Петровича — преподаватель японского языка Наталья Кунникова — подарила Александру Любимову 3 сыновей — Кирилла, Олега и Константина.

Во время первого брака у разведчика был непродолжительный роман с советской кинозвездой Натальей Фатеевой. Доводилось Любимову-старшему применять мужское обаяние и для выполнения служебных заданий, в частности соблазнять даму-агента ЦРУ.

Однако не измены стали причиной первого развода Михаила Петровича. Екатерине Павловне наскучила сытая жизнь в Лондоне, женщина хотела блистать на российских подмостках. Именно Вишневская подала документы на расторжение брака. Удивительно, но Михаил Петрович остался в дружеских отношениях как с Фатеевой, так и с бывшей первой супругой. Любимов был и приятелем второго мужа Екатерины Павловны.

Михаил Любимов с женой и внучкой

Второй развод — с сотрудницей издательства Тамарой — также обошелся без скандалов, но стоил Михаилу Петровичу карьеры. Глава КГБ Владимир Крючков предлагал Любимову вернуться к жене, но уроженец Днепропетровска уже видел себя писателем, а не разведчиком, он был даже рад отставке.

Третий брак Михаила Петровича оказался прочным и гармоничным. С женой Татьяной Сергеевной бывший резидент живет уже 4 десятилетия. Любимцем семьи является огромный черный кот, фото с которым стали визитной карточкой литератора.

Возвращение

Когда в мае 1988 года Любимов приехал в Москву, его встретили как победителя. 23 мая 1989 года ему вернули советское гражданство, а его имя вновь появилось на афишах Таганки в качестве художественного руководителя театра. Им были восстановлены запрещённые ранее спектакли «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий», «Живой». «Любимов в современном мировом театре из живущих ныне режиссёров, быть может, самый крупный», — в 1990 году писала Т. И. Бачелис. Однако когда режиссёр решил вернуться навсегда, к нему вдруг охладели, и началось предъявление счётов. В театре на Таганке вспыхнул острый конфликт, и последовал раскол, в результате чего отделилась часть труппы под руководством Николая Губенко. Впоследствии они образовали новый театр — «Содружество актёров Таганки», и разместились в новом здании Театра на Таганке. Любимов вместе с оставшимися актёрами и сотрудниками театра создал новую команду Театра на Таганке и продолжил работу в старом здании на Земляном Валу. Критика назвала 2000—2003 гг. своеобразной Болдинской осенью Любимова, подарившей зрителю «мощное, глубоко личное художественное высказывание режиссёра: шесть спектаклей большого стиля и больших тем».

Театр

После демобилизации Ю. Любимов вернулся в Театр им. Евг. Вахтангова и был зачислен в его труппу. На сцене этого театра с 1946 по 1964 год он сыграл свыше 30 ролей в спектаклях, поставленных Б. Захавой, Р. Симоновым, Н. Охлопковым, оформленных художниками В. Рындиным, К. Юоном, Н. Акимовым, В. Дмитриевым… Среди его ролей:

  • Олег Кошевой («Молодая гвардия» А. Фадеева, 1947 г.),
  • Крис («Все мои сыновья» А. Миллера, 1948 г.),
  • Шубин («Накануне» И. Тургенева, 1948 г.),
  • Кирилл Извеков (сценическая дилогия по романам «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К. Федина, 1950 и 1951 гг.),
  • Тятин («Егор Булычов и другие» М. Горького, 1951 г. — Государственная премия СССР 1952 г.).

В 1951 году Ю. Любимов принимает от Р. Симонова творческую эстафету его «звездных ролей» — Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, постановка 1942 г.), а в 1952 году — роль Бенедикта («Много шума из ничего» У. Шекспира, постановка 1936 г.). На сцене вахтанговского театра Ю. Любимов играет Треплева («Чайка» А. Чехова, 1954 г.), одну из самых загадочных ролей мирового репертуара, первым исполнителем которой в легендарном спектакле МХТ был молодой В. Мейерхольд. Кроме того, в репертуаре актера Ю. Любимова Ромео («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1956 г.) и Моцарт («Маленькие трагедии» А. C. Пушкина, 1959 г.).

В 1954 году Ю.П. Любимов получил звание заслуженного артиста РСФСР.
Юрий Петрович признавался, что в бытность свою актером не придавал те атру политического значения. Правда, однажды, будучи еще совсем молодым человеком и к тому жепредседателем молодежной секции Всероссийского театрального общества,на одном из совещаний он заявил, что «наши театры все подстрижены, как английский газон» – и немедленно потерял свой пост председателя.
О том, что Любимов испытывал некоторую неудовлетворенность своим положением и классической манерой игры, говорит, например, то, что уже будучи зрелым артистом, он два года ходил на семинар к режиссеру, педагогу и некогда ближайшему ученику Станиславского Михаилу Николаевичу Кедрову. Там досконально изучал метод Станиславского, который для советской сцены стал каноническим. Начало преподавательской деятельности Любимов объяснял неудовлетворенностью своего положения: «…последние годы, когда я играл, я почувствовал, что тупею, что мне очень не нравится, как я работаю. Я стал ощущать, что очень плохо обучен своему ремеслу. Ну и, может быть, это самомнение, мне стало казаться, что я все-таки могу помочь молодым своим коллегам — кто хочет заниматься этой профессией — все-таки на своем опыте я понял просчеты какие-то в образовании — в актерском, специальном. Хотя у меня были хорошие очень педагоги: Мартьянова, Белокуров, Чебан, Бирман, Гиацинтова, Тарханов, Толчанов, Захава, Щукин» («Рассказы…» С.204).

Режиссура

Первый режиссерский опыт Ю. Любимова относится к 1959 году: на вахтанговской сцене он поставил пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». Два года Ю. Любимов посещает семинары любимого ученика К. С. Станиславского, актера и режиссера М. Кедрова, а затем становится преподавателем Театрального училища им. Б. Щукина. В 1963 году за шесть месяцев работы со студентами третьего курса он поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, показанный на учебной сцене Щукинского училища и ставший выдающимся явлением театральной жизни. Постановка потрясала, имела ошеломляющий успех, и резонанс был настолько велик, что усилия всех, кто включился в поддержку свежего начинания, не пропали даром. В результате Юрию Любимову было предложено возглавить Театр драмы и комедии, располагавшийся на Таганской площади и влачивший тогда жалкое существование. После долгих проволочек разрешили взять в труппу выпускников курса и снять спектакли прежнего репертуара театра.

Через год, 23 апреля 1964 года, спектаклем «Добрый человек из Сезуана» в Москве открылся новый театр — Театр на Таганке. С этого момента начинается стремительный и мощный режиссерский взлет Юрия Любимова. «Добрый человек из Сезуана» стал поистине революцией в театральном искусстве.

На сегодняшний день Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке около 50 спектаклей. С момента рождения Театр на Таганке Юрия Любимова стал «островом свободы в несвободной стране». (Н. Эйдельман). Членами художественного совета театра были выдающиеся ученые П. Капица и Н. Флеров, такие известные писатели и поэты как А. Твардовский, Н. Эрдман, Ю. Трифонов, Б. Можаев, Ф. Абрамов, Ф. Искандер, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава; театральные критики Б. Зингерман, К. Рудницкий и А. Аникст; композиторы А. Шнитке и Э. Денисов, кинорежиссеры С. Параджанов и Э. Климов.

Над созданием спектаклей Ю. Любимов работал с композиторами:

  • Д. Шостаковичем («Павшие и живые», «Жизнь Галилея»),
  • А. Шнитке («Ревизская сказка», «Турандот или Конгресс обелителей», «Пир во время чумы», «Живаго (Доктор)»,
  • Э. Денисовым («Послушайте!», «Живой», «Обмен», «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание», «Дом на набережной», «Три сестры», «Самоубийца», «Медея», «Подросток»),
  • С. Губайдулиной («Перекресток», «Электра»),
  • Н. Сидельниковым («Бенефис», «Деревянные кони»),
  • В. Мартыновым («Братья Карамазовы», «Марат и маркиз де Сад», «Шарашка», «Хроники», «Евгений Онегин», «Театральный роман», «Сократ/Оракул», «Фауст») и др.;

с художниками:

  • Б. Бланком («Добрый человек из Сезуана», «Евгений Онегин», «Театральный роман»),
  • Д. Боровским («Живой», «Мать», «Час пик», «Что делать?», «А зори здесь тихие», «Гамлет», «Под кожей Статуи Свободы», «Товарищ, верь…», «Деревянные кони», «Пристегните ремни», «Обмен», «Мастер и Маргарита», «Перекресток», «Преступление и наказание», «Турандот, или Конгресс обелителей», «Дом на набережной», «Владимир Высоцкий», «Самоубийца», «Электра», «Медея», «Шарашка»),
  • Э. Стенбергом («Антимиры», «Жизнь Галилея», «Послушайте!», «Берегите ваши лица», «Бенефис», «Мастер и Маргарита»),
  • Ю. Васильевым («Павшие и Живые», «Пугачев», «Мастер и Маргарита»),
  • Э. Кочергиным («Ревизская сказка»),
  • С. Бархиным и М. Аникстом («Тартюф», «Мастер и Маргарита»),
  • Ю. Кононенко («Три сестры»), А. фон Шлиппе («Живаго (Доктор)», «Подросток»),
  • А. Фрейбергсом («Хроники»),
  • В. Бойером («Марат и маркиз де Сад»),
  • Б. Мессерером («Фауст») и другими.

К середине семидесятых годов Таганка становится одним из театральных центров мира. Ж. Вилар посещал Театр на Таганке и дал очень высокую оценку его стилю и эстетике. На Международном театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии (1976 г.) спектакль «Гамлет» в постановке Ю. Любимова с В. Высоцким в главной роли был удостоен Гран-при. Первую премию Ю. Любимов получает и на II Международном театральном фестивале «Варшавские театральные встречи» (1980 г.).

В 1974 году в Ленинградском Малом театре оперы и балета Ю. Любимов ставит балет «Ярославна» на музыку Б. Тищенко. А в 1975 году на сцене миланского театра «Ла Скала» он поставил свой первый оперный спектакль «Под жарким солнцем любви» Л. Ноно. С тех пор Ю. Любимовым поставлено около 30 новаторских оперных спектаклей на лучших сценах мира: миланской «Ла Скала», парижской Гранд Опера, лондонского театра Ковент Гарден, оперных театров Гамбурга, Мюнхена, Бонна, Карлсруе, Штуттгарта, Цюриха, Неаполя, Болоньи, Турина, Флоренции, Будапешта, Чикаго.

Актерская карьера

В 1934 году Юрий Любимов пошел учиться в студию, которая находилась при МХАТе 2-м. И через год артист вышел на сцену с первой эпизодической ролью в постановку «Мольба о жизни». Спустя еще год театр и студию закрыли. Юрия перевелся в Щуку. И здесь он начал играть в спектаклях «Человек с ружьем», «Много шума из ничего», «Принцесса Турандот», «Путь к победе» и других.

Человек с большой буквы

Ну а в качестве диплома пошла работа в постановке «Мещане» по произведению Максима Горького. В 1939 году после театрального училища Любимов пошел работать в труппу театра имени Вахтангова.

В 1941 году Любимова призвали в армию. Он нес службу в ансамбле песни и пляски НКВД. И жил по армейским правилам, с дедовщиной. Но в обиду себя не давал. А во время войны Юрий Петрович выезжал на передовую и с ансамблем давал концерты перед бойцами.

Во время войны Юрий Любимов дебютировал в кино. В 1941 году он сыграл Принца-свинопаса в новелле «Свинопас» альманаха «Цветные киноновеллы». Потом ему досталась главная роль в военной драме «Дни и ночи» Александра Столпера. А после войны вышла комедия «Беспокойное хозяйство» Михаила Жарова.

После демобилизации в 1946 году Юрий Любимов вернулся в труппу театра Вахтангова. Актер начал активно работать и вскоре получил заслуженное признание. Среди первых работ на сцене: Олег Кошевой в «Молодой гвардии», Крис во «Все мои сыновья», Шубин в «Накануне».

С супругой Каталиной

Позже были спектакли «Заговоре обреченные», «Миссурийский вальс», «Петвые радости», «Отверженные». В 1951 году Любимова ввели в постановку «Много шума из ничего» на роль Венедикта. Сам актер признается, что роль играл с большим удовольствием, причем, нашел там интересные драматургические принципы.

Самые знаковые работы Юрия Любимова в 50-е: спектакли «Два веронца», «Чайка», «Идиот», «Маленькие трагедии», «Иркутская история». И в это же время, а точнее в 1959 году, мужчина дебютировал в качестве режиссера, он поставил пьесу «Много ли человеку надо». Одновременно Любимов начал преподавать в Щукинском училище.

В это время в кино у Юрия Любимова работы было мало. Он всегда предпочитал театр, нежели съемочную площадку. Но все же основные киноработы пришлись на 50-е. Это фильмы «Белинский», «Прощай, Америка!», «Композитор Глинка», «Егор Булычов и другие», «Город зажигает огни», «Человек с планеты Земля».

В 1963 году режиссер поставил на сцене Щукинского училища спектакль «Добрый человек из Сезуана». Актеры были подобраны из числа студентов. И постановка была поистине выдающейся в то время. Во время политической «оттепели» пьесу могли спокойно закрыть, но помешали этому влиятельные люди.

Любимову предложили встать у руля Театра драмы и комедии. Он находился на Таганской площади и вел жалкое существование. За работу Юрий Петрович принялся активно, смог добиться изменения репертуара и труппы из актеров-студентов Щуки. В итоге на сцене театра, который назвали «театр на Таганке», поставили первый спектакль «Добрый человек из Сезуана» 23 апреля 1964 года.

Это моя свобода. Юрий Любимов Довольно быстро театр стал одним из ведущих в столице. Сначала здесь, в основном, ставили драматические спектакли, потом начали обращаться к классике и произведениям современников.

Успешной была работа Юрия Любимова и в оперном театре, где он значился режиссером. Первый опыт – постановка оперы «Под жарким солнцем любви» Луиджи Ноно. Ее сыграли в 1975 году на сцене итальянской «Ла Скалы». В 1979 году там же поставили «Бориса Годунова», а через два года «Хованщину».

Фильмы

На рассказ «Женщины», опубликованный в журнале «Знамя», внимание начинающего режиссера обратила тетя Люда. Автор произведения – дальняя родственница Владимира Ильича Ленина – Ирина Велембовская работала школьным дворником и не могла поверить, что незамысловатая история трех работниц мебельной фабрики будет экранизирована, даже не тратила полученный гонорар

Картина Павла Любимова открыла писательнице дорогу в кинематограф, в последующие годы были экранизированы повести Велембовской «Сладкая женщина» и «Молодая жена».

Нина Сазонова и Инна Макарова (кадр из фильма «Женщины»)

Фильм «Женщины», снятый в Ярославле и его окрестностях, подарил зрителям 2 музыкальных шлягера авторства Яна Френкеля – «Вальс расставания» («Нам расставаться настала пора») и «Любовь-кольцо», а также знакомство с молодой артисткой Галиной Яцкиной, снявшейся до этого только в одной ленте. Две другие женские роли исполнили звезда советского кино Инна Макарова и опытная актриса Нина Сазонова, ранее блиставшая преимущественно в эпизодах. Основной слоган картины:

Через 11 лет после «Женщин» героиней картины Любимова снова стала юная мать-одиночка. Лента «Школьный вальс», в которой главную отрицательную роль исполнила «принцесса» из «Обыкновенного чуда» – молодая актриса Евгения Симонова, произвела фурор. Впервые в советском кинематографе результатом школьного романа стала беременность.

Елена Цыплакова (кадр из фильма «Школьный вальс»)

Артистка Елена Цыплакова, сыгравшая волевую, не побоявшуюся оставить ребенка Зосю, до участия в «Вальсе» уже перевоплощалась в школьниц в фильмах Динары Асановой. Роль отца Зоси исполнил Юрий Соломин, с братом которого – Виталием Соломиным, проснувшимся знаменитым после премьеры «Женщин», в 80-х годах у Цыплаковой случился любовный роман. К сожалению, из-за болезни артистка, в отличие от своей героини, не смогла познать радость материнства.

Артист Сергей Бачурский, сыгравший в «Школьном вальсе» рабочего парня Сашу, обиделся на Павла Любимова: густая шевелюра 20-летнего актера по решению режиссера смазывалась вазелином и в кадре выглядела неопрятно. Роль юного соблазнителя Гоши Кораблева стала единственной звездной работой кинодебютанта Сергея Насибова. В 2014 году артист говорил о намерении снять продолжение ленты.

Георгий Юматов (кадр из фильма «Второй раз в Крыму»)

В картине Павла Любимова «Второй раз в Крыму» актер Георгий Юматов исполнил роль, очень похожую на сыгранную в культовом фильме «Офицеры». Юматовский персонаж – вновь генерал, потерявший во время войны сына. Вместе со звездой снялась его супруга Муза Крепкогорская. Любимовский фильм «Следопыт» по мотивам произведения Фенимора Купера стал последним в кинокарьере Андрея Миронова. Не успев озвучить роль Санглие, артист скончался на гастролях в Риге.

Павел Любимов срежиссировал 2 десятка сюжетов для юмористического киножурнала «Ералаш», а также снялся в музыкально-телевизионном представлении Юлия Гусмана «Что такое Ералаш?», посвященном 10-летию киноальманаха для детей.

Послевоенная деятельность в театре и кино

Демобилизация вновь привела его в 1946 году в труппу, в которой он начинал свое актерское ремесло. Театр имени Вахтангова вновь раскрыл перед ним свои двери, и Юрий Петрович целиком и полностью отдал себя неустанной работе, благодаря чему и получил достаточно быстро общенародное признание.

В 1951 году Юрия пригласили в постановку «Много шума из ничего», роль которая приносила актеру одно удовольствие. Во время работы над образом персонажа он сам не раз говорил, что для него были находкой те драматургические аспекты, какие он познал, участвуя в этой картине, потому как они ему глубоко интересны и близки.

Любимов за работой

За последующее десятилетие самыми значительными работами в области театра для Любимова стали такие постановки, как:

  • «Два веронца» (1952 г.);
  • «Чайка» (1954 г.);
  • «Идиот» (1958 г.).

В этот же период он начинает заниматься преподавательской деятельностью в училище имени Щукина, что давалось ему относительно легко, от матери Юрию Петровичу достались хорошие ораторские навыки. Ученики внимали практически каждому его слову.

Однако посвящая себя одной работе, второму ремеслу Любимов уделял не так много времени. Актерское участие в кино занимало в биографии Юрия не столь весомое место, поэтому в пятидесятые годы он мало снимается, хотя это было обосновано им же самим. Любимов всегда упоминал, что для него игра в спектаклях стояла всегда выше кинематографа, и он скорее предпочтет съемочной площадке уютную театральную сцену.

Карьера переводчика. Последние годы жизни

В 1994 году Павел Григорьевич завершил работу над своей последней кинокартиной – «Призрак дома моего», где он выступил в роли не только режиссёра, но и сценариста. После этого он оставил работу в кино: распад Советского Союза и происходящие в стране политические и экономические катаклизмы вызвали творческий кризис у многих деятелей искусства начала 90-х годов ХХ века.

Уйдя с киностудии, Любимов занялся литературными переводами на русский язык произведений современных американских и английских писателей. Всего им было переведено свыше 25 книг, среди которых «Котёл» Ларри Бонда, романы Рут Ренделл и Барбары Картленд и другие. В 2000-м году Любимову было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.

В 2008 году Павел Григорьевич выступил борцом за справедливость: его, как и многих других деятелей кинематографа, возмущала ситуация, при которой авторские выплаты при показе фильма получали сценаристы и композиторы, но не режиссёры, поскольку они не считались авторами кинокартины. Он подал иск в Конституционный суд России, судебная тяжба тянулась два года, но выиграть дело Любимову не позволила смерть.

Последние несколько лет жизни режиссёр страдал от рака лёгких. 23 июня 2010 года он скончался. Перед смертью Любимов просил, чтобы его похороны прошли тихо, скромно, без торжественных панихид и громких речей. Прощание с Павлом Любимовым состоялось в Митинском крематории, а похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве, рядом с могилой матери и тёти.

Личная жизнь

Личная жизнь Любимова с его второй женой окутана ореолом таинственности. Это была в некоторой степени загадочная любовь. В театре имени Вахтангова работали Галина и Лариса Пешковы, и обе были очаровательны настолько, что сам актер не смог первое время понять, в какую же женщину в действительности он влюблен, тем более что Галина составляла конкуренцию Людмиле Целиковской, которая была фавориткой Сталина.

Эта любовная история оказалась настолько запутанной благодаря приукрашиваниям коллег, что не имеет определенного финала.

Ю. Любимов с любимой супругой

Говорят, что некоторое время Любимов жил сразу с двумя, но, в конце концов, женился на одной из сестер, хотя в сердце дать себе определенный отчет в чувствах так и не смог.

Некоторое время назад Юрий был очарован Людмилой Целиковской. Пятнадцать лет бездетного гражданского брака моментально рухнули, так как Людмила не смогла терпеть рядом с собой появление еще одной женщины, ее чувство соперничества не позволило ей это принять.

Как только страсти улеглись, и наступило затишье, на горизонте появилась Каталина Кунц, венгерка по происхождению, совмещавшая журналистскую деятельность с работой переводчика. И тогда, в шестидесятилетнем возрасте, Любимов, наконец, был окружен уютом домашнего очага и чувствовал себя как в тихой гавани. Детей Любимов и его супруга завели гораздо позже. В 1979 году на свет появился их сын Петр. Со «своей Катей», как актер любил повторять, Юрий прожил до конца своих дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector