Библия, экология, феминизм и другие смыслы триллера «мама!»

Содержание:

Описание, полный сюжет и краткое содержание

Сюжет полностью строится вокруг одиноко стоящего дома, который обустраивает девушка, пока ее муж занят поиском музы для написания будущей поэмы. Брак неравный – Он старше ее в два раза, и они мечтают о детях, когда ремонт будет закончен.

Семейное уединение нарушает незнакомец. Старик чем-то болен и называет себя фанатом творчества поэта. Она уже ничего не понимает, а Он как будто не замечает ее терзаний – незнакомец остался на ночь, потом привел дерзкую жену, а следом появились двое сыновей, которые не могут поделить наследство отца.

Напряжение достигло апогея, когда один из сыновей убил другого. Она с ужасом наблюдает, как разрушают ее дом, на полу льется кровь, а по комнатам ходят чужие люди. Время первой ссоры из-за непрошенных гостей. Она и Он сливаются в любви друг к другу, когда непрошенные гости ушли.

На следующее утро, понимая, что беременна, Она продолжает обустройство дома – скоро появится малыш. А у Него родилось вдохновение. Он готов писать, как умалишенный и волна творчества захлестнула его, пока Он не родил новый шедевр.

Все как во сне. Она прочитала поэму и понимает, что потеряет его, но пока не до этого – у дома столпились люди. Они хотят Его, хотят побыть с ним, помолиться ему. Она не замечает, как люди проникают в дом – кто в туалет, кто поспать. Все выходит из-под контроля. Люди поклоняются поэту как богу, вдохновленные его талантом, а между тем дом разрушается, ведь каждый хочет забрать себе по кусочку.

С большим трудом среди неконтролируемого хаоса Она пробирается наверх и рожает сына. Он ей помогает. Они счастливы, но за стеной все еще ждут люди, жаждущие увидеть младенца. Он дождался, пока Она покормит и уснет, а он тем временем отдал ребенка в их руки, чтобы они прикоснулись к нему. Но людей так много, а каждый хочет забрать себе по кусочку. Толпа убила их сына.

Франшиза «Люди Икс» (2011–2019)

В 2010 году Дженнифер Лоуренс присоединилась к актёрскому составу фильма «Люди икс: Первый класс». После серьёзного драматического образа из «Зимней кости» роль в блокбастере казалась ей «чем-то более лёгким». Коллегами Лоуренс по съёмочной площадке стали актёры Джеймс Макэвой, Майкл Фассбендер и Николас Холт. 

В «Первом классе» и последующих трёх фильмах Лоуренс сыграла Рэйвен Даркхолм, или Мистик, — мутантку, которая дружит с профессором Чарльзом Ксавьером с самого детства. У Рэйвен необычная внешность: ярко-жёлтые глаза и синяя кожа. Благодаря мутации она может менять облик, копируя чужие черты. Большую часть времени Рэйвен выглядит как обычная девушка — она стесняется своего тела и не хочет выделяться на фоне других. Но уже к концу первого фильма героиня преодолевает неуверенность и учится принимать себя.

Для роли пластичной и ловкой Мистик Дженнифер Лоуренс начала заниматься йогой. Кроме того, она по 8 часов в день проводила с гримёрами, которые распыляли на её тело синюю краску. В фильме «Люди Икс: Дни минувшего будущего» грим частично заменили костюмом из латекса, что упростило подготовку к съёмкам.

Контракт Дженнифер со студией 20th Cen­tu­ry FOX был рассчитан на три фильма. В четвёртой картине («Люди икс: Тёмный Феникс») актриса, по собственным словам, появилась ради фанатов. Кроме того, Дженнифер хотела, чтобы история её героини получила логичное завершение.

Агитация и пропаганда

Теперь вернемся к нашему вопросу: зачем Аронофски потребовалось использовать библейские мотивы для продвижения своих идей о защите природы и прав женщин?

Ответ кроется в той оценке, которую вынужден дать зритель персонажу Бога-поэта.

Очевидно, что в истории Аронофски Бог – очень нравственно сомнительный персонаж.  Он получает явное удовольствие от созерцания людских бед; а человеческая драма даёт ему вдохновение.

Режиссер явно показывает, что Бог и дьявол – это одно и то же лицо, т.е. причина мирового зла содержится в самом Боге. Это подчеркивается тем, что Бог уважает гордость. (35:18)

Положение о том, что зло – это проявление самого Бога содержится в Каббале, но противоречит традиционному вероучению в авраамических религиях.

Согласно фильму, именно Бог, а значит и религия, является причиной пренебрежительного отношения человека к природе. Поэт использует мать лишь как ресурс для своего творчества, и позволяет людям, своим поклонникам, разрушать и истощать природу, их общий дом. Всё человеческое зло, согласно режиссеру, происходит из разных трактовок священного писания. А природные катаклизмы, которые в традиционном понимании считались гневом Бога, в интерпретации Аронофски являются гневом Матери.

Аронофски переворачивает и профанирует все основные идеи иудаизма и христианства.

Взяв идею Бога-творца, он показывает, что это творчество пронизано тщеславием. Что Бог-творец нуждается в людях: в их похвале и поклонении.

Аронофски отрицает евангельский тезис, что Бог есть любовь и утверждает, что источник любви – это мать, природа, а Бог только экспроприатор. Сам Бог не любит, но ему нравится, когда любят его.

Непорочное зачатие Аронофски показывает скорее, как насилие, а не как акт любви. Сын Божий у него не воскресает. А Причастие изображается как ритуальный каннибализм.

И наконец, вся действительность в его понимании – это бесконечная последовательность вселенных, созданных любовью Женственности, и постоянно разрушаемых Мужественностью.

Всё это переворачивание привычных смыслов делает фильм Аронофски самой настоящей антирелигиозной пропагандой.

Аронофски говорит:

Но важный нюанс состоит в том, что на библейских историях построена вся наша культура. Та самая традиционная патриархальная культура, в которой женственности, надо сказать, отводится весьма почётное место. И библейские персонажи – это культурные архетипы, которые так или иначе задают модели нашего поведения и формат нашего осмысления мира.

Стало быть, чтобы изменить культуру, нужно изменить отношение к ее архетипам. Нужно сделать так, чтобы они вызывали раздражение и отторжение. Чем больше зритель раздражается на библейские отсылки, тем больше будет его неприязнь и к самим библейским идеям, и к верующим, и к религии вообще. Тем проще будет склонить людей к принятию новых либеральных ценностей.

Аронофски, по его словам, «бросает гранату в поп-культуру и смотрит, что из этого выйдет». Но поскольку режиссер сам принадлежит поп-культуре, то думаю, он, на самом деле, подразумевает именно разрушение традиционной культуры, или того, что от нее еще осталось.

О чем фильм

Фильм “Мама!” начинается с того, что мужчина выгружает на полку кристалл, после чего его дом преображается. Затем некая молодая женщина просыпается в темной комнате… Это Он и Она, муж (Хавьер Бардем) и жена (Дженнифер Лоуренс), и их отношения далеки от идеальных.

Хавьер Бардем и Дженнифер Лоуренс в главных ролях. Кадр из фильма.

Мужчина — известный поэт, и сейчас он полностью погружен в творческий кризис. Супруга старается поддержать его, но он, сам того не желая, все больше отдаляется.

Вскоре к ним в дом приходит странный старик, который почему-то решил, что они сдают комнату. С этого момента в доме начинаются странности.

Таинственный желтый порошок

Число пазлов, из которых складывается фильм, можно было бы множить и множить. Однако есть один маленький пазл, не дающий покоя всем, посмотревшим ленту. Что такое желтенькое насыпает героиня в свой стакан в критических ситуациях? Этот же порошок из флакона с безыскусной надписью yellow (желтый) она добавляет и в штукатурку, окрашивая стены.

Когда про желтый порошок спросили Аронофски, тот ответил следующее:

Пазлы можно множить до бесконечности: фильм многослойный как пирог. В нем нет одной-единственной интерпретации. И не на каждый вопрос дан однозначный ответ.

Этот фильм — о несовместимости творческой личности и домохозяйки

Может, в этом-то все и дело? Ну, не нужны ему обеды/чистые рубашки/мытые полы… Нет-нет, нужны, но без претензий обеспечивающей все это женщины на ответное внимание и ласку. Она для него всего лишь «умный дом», исправно функционирующий, но не отвечающий его запросам о массовом преклонении

Ему мало преклонения в лице единственной женщины.

Вспомним двух персонажей из Библии, сестер Марфу и Марию. Пока Марфа хлопотала по хозяйству, готовя угощение для зашедшего на огонек Иисуса, Мария бездельничала, внимая речам гостя. Нашему Поэту в жены досталась деятельная и самоотверженная Марфа, и ему надо бы радоваться такому стечению обстоятельств. Будь его женой одухотворенная Мария, случилась бы борьба двух самомнений в одном доме.

Символы на карточке

Давайте разберем значение символов на карточке.

Если вы смотрели фильм, то помните, что в нем предлагается миф, изображающий вечный цикл сотворения и уничтожения мира. Соответственно, данные символы мы можем понимать, как обозначение этапов этого цикла.

Первый этап обозначен восьмиугольником в круге.

Восьмиугольник — это переходная фигура между квадратом и кругом, и как таковой, он символизирует промежуточное состояние, переход. Круг символизирует идеальный мир, небо, квадрат – материальный мир, землю. Таким образом, восьмиугольник – это посредник между небом и землей, идеальным и материальным.

Как известно, ранние христианские крестильни строились в форме восьмиугольника, символизируя переход к новой жизни. Но если во время крещения переход идет как бы снизу вверх, от земного к небесному, то соответственно, возможен и переход сверху вниз, снисхождение от идеального к материальному. Это будет движение воплощения, реализации.

Принцип воплощения и реализации – это ни что иное, как женское начало. В фильме его олицетворяет главная героиня – мать и ее дом, с которым она составляет единое целое. Теперь понятно, почему дом в плане содержит восьмиугольник. Также многие предметы в фильме имеют форму правильного или неправильного восьмиугольника: окна, дверные ручки, плитка, и прочее. Всё это – символ женского начала в его реализации мужского принципа.

Даррен Аронофски говорит, что главная героиня фильма – это мать природа. Это упрощенное объяснение для широкого круга зрителей. На самом деле, героиня фильма объединяет в себе сразу несколько аспектов женского принципа – и женское начало в Боге, которая в богословии именуется София-Премудрость, и женское начало в природе, и собственно женщину.

Мужской принцип, дух, Бог, символизирован кругом. Его олицетворяет Поэт, персонаж Хавьера Бардема. В субтитрах он обозначен как Он с большой буквы.

Всё это легко понять и без всякой мистики. Допустим, мы хотим построить дом. Это предполагает, что у нас есть, во-первых, абстрактная идея дома вообще, а во-вторых, конкретная идея реализации именно того, что мы хотим построить. Эта конкретная идея включает в себя и представление о материалах и технологиях, которые будут использованы, и план по осуществлению постройки – все расчеты, сметы, и т.д. То есть, это будет конкретный дом, но данный пока что как идеальная модель.

Соответственно, абстрактная идея – это отвлеченное теоретическое знание, а конкретная идея, содержащая в себе практическую сторону – это мудрость.

В религии же все категории мышления рассматриваются как живые личности, поэтому всеобщая абстрактная идея понимается как Бог, а идея в аспекте ее реализации – как София, Премудрость. А их единство – как Абсолютная личность.

Соответственно, воплощение только Софии в материальном мире становится природой, воплощение единства Бога и Софии – человечеством, а абстрактно-идеальная сфера – ангельским миром. Человек в аспекте Софии – это женщина, человек в аспекте Бога – это мужчина.

Такова простейшая логика монотеизма.

Но, вернёмся к нашему символу. Итак, восьмиугольник в круге – это период до сотворения человека, райское для матери состояние, когда она и он принадлежали только друг другу.

Второй этап обозначен символом древа жизни

Он связан с появлением в доме мужчины. Мы видим этот символ на его зажигалке и сумке.

По начертанию он близок к руническому символу Вендехорн, объединяющему руну Жизни и руну Смерти. Может пониматься и как объединение мужского и женского.

В контексте фильма его можно трактовать как этап зарождения жизни на земле, возникновения и развития человечества.

Наконец, третий этап, обозначенный восклицательным знаком

это, очевидно, апокалипсис. Гибель мира в огне и возврат к началу. Думаю, что восклицательный знак Аронофски использовал, с одной стороны, как обозначение страданий и переживаний матери, а с другой – как предупреждение о последствиях ее гнева.

Перейдем к трактовке персонажей и событий.

Объяснение номер три: «мама!» — повествование о тёмной стороне жизни знаменитостей

Из всех участников фильма только мама хочет, чтобы гости ушли. Поэту нравится иметь вокруг себя поклонников, он находит их присутствие бодрящим и вдохновляющим. «Как приятно общаться с теми, кто понимают мою работу», — рассказывает Он жене. Он восхищается собой, приветствуя фанатов, а затем и журналистов.

Но все эти люди хотят чего-то взамен, они требуют внимания, времени, вещей. Они массово вламываются в дом, всё фотографируют и толпятся вокруг него. Они говорят что любят своего кумира, но не могут перестать вторгаться в личную жизнь супружеской пары, разрушая дом и в итоге убивая и пожирая их ребёнка.

Подобный взгляд на фильм позволяет по-другому взглянуть на интерес к жизни знаменитостей со стороны фанатов, которые требуют от своих кумиров всё больше и больше.

Ярослав Забалуев: «Аронофски подкупает тем, что не стремится никого ни на что спровоцировать»

Чтобы понять, какой эффект производит его новый фильм, нужно представить (хоть это и непросто) странный гибрид двух его картин — “Черного лебедя” и “Фонтана”. Помимо вопросов бытия, режиссёр всё так же болезненно привязан к физиологии, он напряженно всматривается в лицо и тело Дженнифер Лоуренс, в кадре время от времени течёт что-нибудь густое и тёмное, ближе к концу кого-то съедят. Всё это временами выглядит довольно неприятно, но в то же время Аронофски подкупает тем, что не стремится никого ни на что спровоцировать (в отличие от Ларса фон Триера, с которым его в эти дни часто сравнивали). В принципе, нужна ли вам в жизни «мама!» можно решить, взглянув на китчевый постер с Лоуренс, вынувшей из груди собственное сердце. Если ответ положительный, то вас ждёт одно из самых необычных кинопереживаний года».
Трейлер фильма «мама!»

Франшиза «Голодные игры» (2012–2015)

Серия фильмов «Голодные игры» основана на одноимённой трилогии американской писательницы Сьюзен Коллинз. Место действия — дистопическое государство Панем, состоящее из процветающей столицы, или Капитолия, и 12 округов-дистриктов. Тринадцатый дистрикт был уничтожен во время гражданского восстания, которое произошло за 74 года до событий. В память о подавлении бунта правительство ежегодно проводит Голодные игры — жестокое реалити-шоу, в котором дети и подростки сражаются насмерть на специальной арене. От каждого дистрикта выступают двое участников — юноша и девушка, которых выбирает жеребьёвка. Согласно правилам, победителем считается выживший.

В четырёх частях этой франшизы Лоуренс играет юную революционерку дистрикта 12 — Китнисс Эвердин. В первом фильме она добровольно вызывается на Игры, чтобы уберечь сестру, на которую пал жребий. Китнисс не только доходит до финала турнира, но и вынуждает организаторов изменить правила. Так начинается её борьба с диктатурой. 

Готовясь к роли, Лоуренс много тренировалась: училась стрельбе из лука, занималась скалолазанием и борьбой. Образ Китнисс в её исполнении стал знаковым для целого десятилетия. Британская экономистка Норина Герц даже вывела понятие «поколение Китнисс». Это уверенные в себе девушки, которые хотят «творить, руководить и быть услышанными».

Идеи, которые легли в основу сюжета

Фильм Даррена Аронофски глубоко метафоричен. В основу фильма “Мама!” легли идеи феминизма и уничтожения природы. Также в фильме использована религиозная метафора.

Режиссер говорил, что идея картины в том, что происходящее с планетой остановить, к сожалению, невозможно. Аронофски признается, что у него “накопилось много гнева и ярости”, и ему захотелось выплеснуть все эмоции в одно чувство.

В фильме “Мама!” есть и скрытый смысл, который, по словам режиссера, “понравится далеко не всем”.

Картина рассуждает не только на вечные библейские темы, но и на бытовые. Она рассказывает не только о потребительском отношении к природе или об актуальной сегодня проблеме религиозного фанатизма, но и о женщинах, которые были не услышаны, брошены ради каких-то зыбких целей. О мужчинах, для которых карьера и слава важнее семьи, и о людях, бездумно убивающих друг друга.

«Афера по-американски» (2013)

Криминальная комедия американского режиссёра Дэвида О. Рассела снята по мотивам реальных событий. В основе сюжета — спецоперация ФБР под кодовым названием Abscam. Она началась с расследования торговли краденым имуществом, а закончилась разоблачением коррумпированных политиков США.

Действие фильма разворачивается в конце 70‑х. Владелец сети химчисток Ирвинг Розенфельд продаёт поддельные картины и раздаёт займы банковским «отказникам». В его жизни есть две женщины: бывшая стриптизёрша Сидни и вспыльчивая жена Розалин, которую играет Дженнифер Лоуренс. Сидни — напарница Розефельда по мошенническим сделкам. Розалин — напротив, помеха в его махинациях. Она отказывает Ирвингу в разводе, устраивает скандалы и угрожает рассказать о его мошенничестве властям. 

Помимо Дженнифер Лоуренс, в фильме снялись Кристиан Бейл и Эми Адамс. В рецензии критика Джеффри Макнаба для The Inde­pen­dent игре Лоуренс посвящён отдельный абзац. Макнаб пишет, что ей отлично удался образ «домохозяйки-невротика со склонностью к разрушению». 

Этот фильм — о перверзном нарциссе

Перверзными нарциссами мир не особо переполнен. Процентов от общего числа человечества — всего от 1 до 8. Но вот достался барышне из фильма как раз этот самый нарцисс.

Любит только себя, все остальные — пешки, которые он расставляет на шахматной доске своего самомнения. Скажете, пусть Поэт пренебрегает потребностями безропотной жены, но ведь ломящиеся в дом во все больших количествах люди его радуют, он даже отдает им самое дорогое — новорожденного сына. На самом деле ему очень нравится собственный культ, выстроенный руками паствы. А постоянное восстановление сожженного дома с очередной влюбленной Музой тоже характерно для перверзного нарцисса: уничтожив актуальную жертву, он затевает цикл жертвоприношений самому себе заново с новой претенденткой.

Ассоциации с общественными темами и творчеством

Кадр из фильма «мама!»

В финале «мамы!» перед нами смешивается все: религиозный фанатизм, военные действия, голодающие, мигранты… И в этом можно увидеть ассоциации с мыслями любого творца. В голове поэта с вдохновением соседствуют все сюжеты, которые хоть как-то влияют на него или рождаются им, с самыми яркими персонажами. «Ты любил мою любовь. Я отдала тебе все, а ты отдал это им», — в этих словах героини Лоуренс как бы говорится, что ее муж ценит то, что ему дает вдохновение, но порой забывает в ответ подпитывать его своей любовью, и предает ее ради своих почитателей. Заметьте, что героиня ни разу не выбирается из дома – ее всячески ограждают от внешнего мира, она покоится в Райском саду, который подразумевает творческий покой Создателя. И в этом Эдеме умещаются все – сюда вторгается каждый, мешая тем самым покою Вдохновения. Когда в сознание врывается слава, Творец не выдерживает искушения, и его Вдохновение страдает. И это лишь одна вариация. В «маме!» можно увидеть желание борьбы с обществом потребления, отношения в институте семьи, а также историю человечества глазами Матери-природы – что угодно, играйте трактовками и не зацикливайтесь на одной. Недаром же еще ходит в Сети ассоциация желтого зелья с «Желтыми обоями» Шарлотты Перкинс – здесь не только подчеркивается тема феминизма, но и просматривается обращение зрителя к миру творчества и литературы в целом. Этот момент может послужить намеком на то, что все увиденное – это сознание писателя, где вдохновение уживается с его фантазией и откликами общественности.

Пятое объяснение: «мама!» — новый фильм Аронофски, в котором он показал другой взгяд на одержимость

Все фильмы режиссёра Аронофски сводятся к тому, что в каждом из них есть одержимый персонаж, готовый пожертвовать всем, чтобы получить своё: наркотики, славу, художественное совершенство и т.д.

Главная героиня «мамы!» является весьма пассивным персонажем и всё чего она хочет — это просто чтобы их оставили в покое наедине с мужем, который в свою очередь одержим всеобщим вниманием. В какой-то мере она и сама одержима домом, мужем, ребёнком

Таким образом, режиссёр возможно хотел создать нечто, что позволит взглянуть на его творения с другой стороны.

Самое замечательное в этой теории, что она может запросто ужиться и с другими из этого списка.

«Мой парень псих» (2012)

Комедийная драма по роману американского писателя Мэтью Квика. Главный герой — бывший учитель Пэт Солитано в исполнении Брэдли Купера. Спустя восемь месяцев, проведённых в психиатрической клинике, Пэт возвращается домой к родителям. Он полон решимости наладить отношения с бывшей женой Никки, приближаться к которой ему запретил суд. На этом этапе своей жизни Пэт встречает Тиффани (Дженнифер Лоуренс) — эксцентричную молодую вдову. Вместе они совершают пробежки, обсуждают кукурузные хлопья и готовятся к участию в танцевальном конкурсе. Тиффани обещает помочь Пэту воссоединиться с женой. 

Фильм собрал в целом положительные отзывы. На сайте Rot­ten Toma­toes его рейтинг одобрения составляет 92%. За роль Тиффани Лоуренс получила первую в своей карьере премию «Оскар». О её игре высоко отзывались не только критики, но и коллеги по площадке. Роберт Де Ниро, сыгравший отца Пэта, назвал Дженнифер замечательной актрисой и заметил, что она напоминает ему дочь.

О чем фильм «Мама»

Действие разворачивается в полуразрушенном доме, который находится в безлюдном месте. Сюда приезжает пара, состоящая из приземленной молодой девушки и мужчины средних лет, который находится в поисках вдохновения для творчества. Задачей девушки является отстроить данное место и сделать из него уютное гнездо для создания семьи вдали от посторонних глаз. Мужчина же видит в этом перспективу для своего дальнейшего созидания. Творческий кризис персонажа и грезы о материнстве героини в прямом и переносном смысле рождают площадку для дальнейшего развития сюжета.

В определенный момент в доме появляется человек, которого изначально мужчина встречает случайно, а в последствии узнает, что тот является его фанатом. Постепенно гость начинает вести себя наглым образом и нарушает запреты, установленные хозяйкой дома. Вслед за этим появляется жена незнакомца, вместе с которой посторонние люди злоупотребляют гостеприимством. Незваная гостья раздает неуместные хозяйке дома, а после врывается в закрытую комнату и разбивает вещь, которая дорога мужу главной героини.

В доме появляются дети гостей, один из которых убивает другого. Поминки происходят здесь же. У хозяйки дома исчерпывается терпение и она выгоняет гостей. Ревностная ко вниманию мужа героина производит попытки зачать ребенка, что у нее благополучно получается. По прошествию определенного времени появление гостей повторяется, при чем количество их переваливает за границы допустимого

Фанаты овладевают вниманием мужа. При этом они разводят беспорядки в доме, разрушают вещи

Доходит данное действие до разрушения гнезда, в котором хозяйка в этот момент становится матерью.

Муж отбирает ребенка у матери и отдает его на растерзание толпе. Героиня сходит с ума и сжигает дом дотла с выжившими гостями и мужем. Единственное, что от нее остается – вещь кристаллической формы, которую муж вынимает из груди и помещает в закрытой комнате как ценную реликвию.

«Пылающая равнина» (2008)

«Пылающая равнина» — первая работа мексиканского режиссёра и сценариста Гильермо Арриага. Многодетная мать Джина (Ким Бейсингер) тайно встречается с любовником, у которого тоже есть семья. Об их связи узнаёт дочь Джины Марианна. Проследив за матерью, она хочет напугать влюблённых, но это желание оборачивается трагедией.

У картины нелинейный сюжет: сначала зритель видит повзрослевшую Марианну (её играет Шарлиз Терон), а затем переносится в прошлое, где она ещё подросток. В фильме Дженнифер Лоуренс досталась роль Марианны в юности. Её героиня любит родителей и переживает за будущее их брака. В попытке сохранить семью она совершает поступок, о котором будет жалеть всю жизнь. 

За роль Марианны Дженнифер Лоуренс удостоилась премии Марчелло Мастроянни — кинонаграды Венецианского кинофестиваля, которая присуждается лучшему молодому актёру или актрисе.

Этот фильм — о любви

Помните, что сказал апостол Павел в первом послании Коринфянам?

Вот так себя ведет и героиня фильма. Воплощение апостольской любви. «Без имени, а значит — без судьбы» (формула позаимствована из шлягера про «Арлекино»). Как у безымянного клоуна из песни нет у молодой женщины судьбы. Есть только любовь. К Поэту. Или к Демиургу. Или к Богу. Нужное — подчеркнуть

Впрочем, неважно, к кому. Она любит Мужа

И она только и делает, что служит своему господину. Восстанавливает дом после пожарища. Готовит еду. Моет. Подметает. И преклоняется. Перед его поэтическим даром.

А что делает он? А ничего. Принимает ее обожание как должное. Более того: предпочитает поклонение толпы, отмахиваясь от тихих восторгов жены.

Фильм, освистанный журналистами в Венеции, выходит в российский прокат

Мистический триллер Даррена Аронофски «мама!» с Дженнифер Лоуренс в главной роли выходит в нашей стране сразу после премьеры на Венецианском кинофестивале. В нашем материале мы собрали наиболее яркие и интересные отзывы о картине российских кинокритиков.

«мама!» с Дженнифер Лоуренс: первые отзывы критиков

Антон Долин: «Вы ещё не скоро забудете «Маму!»»

О чём этот виртуозный, тревожный, необаятельный, но в чём-то неотразимый фильм? Об отношениях и взаимозависимости мужчины и женщины, об эгоизме и эксплуатации. О творческом процессе и порождённых им демонах. О женских страхах и мужском нарциссизме. Но ещё, верьте или нет, об устройстве мира и человечества: Аронофски показал не просто хоррор, а настоящую космогонию с богом, дьяволом, апокалипсисом и Девой Марией. Не верите? Проверьте сами. Но будьте готовы, что и вам может захотеться затопать ногами и засвистеть. Или нет: реакция на такое бешеное, бескомпромиссное, наглое, во всех отношениях чрезмерное кино обязательно будет сильной, но не обязательно позитивной. Одно лишь гарантировано: вы ещё не скоро забудете «Маму!»».
Трейлер фильма «мама!»

Андрей Плахов: «Очень скоро зрителю становится не страшно, а скучно или смешно»

… Точно так же поступает Аронофски, наполняющий свой фильм прямыми ссылками на “Сияние” Кубрика, “Ребёнка Розмари” Полански и заявляющий претензии на глобальное высказывание о насущном. Однако эти претензии разбиваются уже мискастингом. Хороши только Эд Харрис и Мишель Пфайффер в роли демонической супружеской парочки, а вот Бардем совершенно не в состоянии сыграть маниакальный психоз, да и любовь, да и творческие муки тоже. Так же как Аронофски оказывается беспомощен в попытках создать мистический саспенс. Он форсирует действие хаотичными массовками, рвущим уши саундтреком, грубым гримом и назойливой демонстрацией кровавого пятна на полу, недвусмысленно напоминающего вагину. Очень скоро зрителю становится не страшно, а скучно или смешно, и это смех над бесплодными усилиями постановщика».
Трейлер фильма «мама!»

Станислав Зельвенский: «Первая треть или даже половина фильма смотрится с интересом»

Первая треть или даже половина фильма смотрится с интересом — пока Аронофски заставляет нас напряженно гадать, куда он, собственно, клонит. Он использует иконографию хоррора — дом, который кровоточит, пульсирует и что-то скрывает, вторжение непрошеных гостей, какие-то невысказанные слова, которые явно висят в воздухе. Аронофски открыто вдохновляется своим любимым Полански — причём сперва не столько “Ребенком Розмари”, сколько “Отвращением” или “Жильцом”| — и подолгу влюбленно рассматривает Лоуренс в приглушённых тонах, на крупных планах, и мало кому сегодня они так идут. Вдобавок там довольно много смешного».
Трейлер фильма «мама!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector