Женщины егора летова. кем приходилась ему наталья чумакова?
Содержание:
- Брат Егора Летова: Его вдова много пьет, любит женщин и не дает мне создать музей
- Главные вехи жизни и творчества
- Смерть
- Музыка
- Биография Егора Летова
- Детство и юность
- Егор Летов: подробности личной жизни
- Музыка
- Егор Летов Музыка
- Детство и юность
- Летов привлекает своей радикальностью и биографией
- Омск
- Интересные факты:
Брат Егора Летова: Его вдова много пьет, любит женщин и не дает мне создать музей
С журналистом «Экспресс газеты» старший брат покойного лидера «Гражданской обороны» Егора Летова встретился после очередного выступления в российской провинции. И рассказал о своей мечте — создать в родительской квартире в Омске музей Егора.
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:
— Сергей, вы поражаете скромностью. Кажется, кроме внешнего сходства, у вас нет ничего общего с младшим братом — легендой русского панк-рока Егором Летовым.
— На сегодняшний день я уже не революционер и не борец. Мне хочется быть в равновесии и в гармонии со средой и обществом. Сейчас кричат: «рок-н-ролл умер». Ну и что из того? Мы все умрем. Быть может, и планеты нашей не будет. Что касается моего брата Игоря (так мы называли Егора дома), то революционный период у него длился совсем недолго, всего-то 1996 год. А к концу жизни (Егор Летов умер в 43 года в 2008-м, по одной из версий — от отравления алкоголем. — Э. Ф.) брат был далек от политики. Он просто жил, пел, писал.
— Какие у вас взаимоотношения с вдовой Егора — журналисткой и гитаристкой Натальей Чумаковой?
— Наталью я забанил во всех соцсетях. С ней невозможно общаться. Ни когда мой брат был жив, ни сейчас. Считаю, что брат так рано умер в том числе по вине Натальи. Она сейчас много пьет. Сменила ориентацию и политические предпочтения: теперь она лесбиянка и сторонница Навального. Наталья не дает согласия на то, чтобы в Омске, в квартире наших с Егором родителей, где мы выросли, был музей Егора Летова. Причем я — собственник 3/4 части квартиры, а Наталья — лишь четверти.
Сергей Летов
— Ваш с Егором отец был военным. Наверняка воспитывал строго?
— Папа был очень добрым. Он поддерживал наши с Игорем занятия музыкой. Я разговаривал с отцом, и он был не против, чтобы в его квартире был музей. За поддержкой по этому вопросу я даже обратился к Захару Прилепину, который хорошо относится к музыке моего брата. Со сторонниками создания музея мы провели собрание с жильцами дома. И все поставили подписи «за». Благодаря местной власти мы даже проложили асфальт и благоустроили дом. Жильцы рады и говорят: «Мы столько лет страдали из-за шума в вашей квартире, так что рады музею». Ведь в этом случае рядом будет больше полиции, потому что с безопасностью в этом районе не очень хорошо. В результате мы имеем поддержку власти, поклонников, жильцов, и только вдова ставит палки в колеса. Буду счастлив, если кому-то удастся ее уговорить. Я же исчерпал все возможности.
— Наверняка на своих концертах вы посвящаете брату композиции?
— И не только ему. Первое мое посвящение было музыканту Сергею Кузьминскому из украинской группы «Братья Гадюкины». Познакомились мы с ним случайно, когда я играл в вегетарианском кафе на площади трех вокзалов в Москве. И Кузьминский, который только что отсидел за употребление и хранение запрещенных препаратов, ко мне подошел. И предложил исполнять «техно» под саксофон. Записал несколько композиций и отдал их мне. Через некоторое время у Сергея обнаружили опухоль горла. Он уехал лечиться на Украину, а я — по делам в Туву. Когда вернулся, Сергея не стало. Он оставил только запись музыки на болванке.
Сергей Кузьминский прожил всего 46 лет. Фото facebook
— Публика ее услышала?
— Музыку Кузьминского я впервые исполнил в новосибирском Музее смерти, который находится на территории крематория. Там есть уникальный зал с гробами. Это не обычные гробы, а копии гробов знаменитостей — Ельцина, Высоцкого, Гагарина… Я выбрал место для выступления рядом с гробом торговца рыбой. Решил там впервые сыграть программу «Посвящение друзьям».
Элеонора Флерова
#21/2021 вдова Егор Летов интервью
Главные вехи жизни и творчества
1982 год – вместе с единомышленником, музыкантом Константином Рябиновым (или Кузей Уо) создает в Омске первый рок-коллектив – «Посев», по названию одного из молодежных эмигрантских изданий. Тогда же возникает псевдоним Егор: Летов специально взял себе дурацкое, на его взгляд, имя.
Конец 1983 года – дебютное выступление в московском общежитии. Летов играет на бас-гитаре с группой Сергея Курехина.
8 декабря 1984 года – создает с Рябиновым проект «Гражданская Оборона» (он же «ГО» и «ГрОб»). В домашних условиях, на непрофессиональном оборудовании, записываются первые песни.
1985 год – выходят первые альбомы: «Поганая молодежь» и «Оптимизм» – с жесткими, антисоветскими текстами («Зоопарк», «Все идет по плану») и «непричесанной» музыкой. Создается лейбл «ГрОб-Рекоодс»
Появляются почитатели, в том числе за пределами Сибири, одновременно «ГрОб» привлекает внимание властей, группой интересуется КГБ. Осенью Егор Летов попадает на принудительное лечение в психлечебницу, из которой выходит в марте 1986-го.
Апрель 1987 года – группа заявляет о себе выступлением на Первом Новосибирском рок-фестивале, приехав туда без приглашения
После этого начинают говорить о «настоящем панк-роке».
С 1987 по 1989 годы – выходят наиболее известные альбомы, в том числе «Хорошо!!», «Мышеловка», «Некрофилия» «Все идет по плану», «Русское поле экспериментов». (Песню, давшую название последнему альбому и длящуюся 14 минут, Летов считал самой лучшей.) Параллельно участвует в проекте «Коммунизм», сотрудничает с Янкой Дягилевой.
Начало 90-х годов – «ГрОб» приобретает популярность среди молодежи, на группу обращают внимание музыкальные критики, отмечая мощную подачу и образность текстов, местами, впрочем, провокационных и грубоватых. Коллектив много выступает по стране, выступая на концертах и фестивалях.
1990 год – Летов решает распустить группу, почувствовав, что музыка катится в попсу. Создает проект «Егор и Опи***невшие». Тяжело переживает смерть Янки Дягилевой, впадает в депрессию, пробует наркотики. До 1993 года записываются альбомы «Прыг-Скок» и «Сто лет одиночества».
1993 год – «Гражданская Оборона» собирается вновь, чтобы выступать и записывать альбомы. Летов проникается идеями «правильного» социализма и национал-большевизма, вступает в НБП, поддерживает Виктора Анпилова.
1997 год – издаются записанные ранее альбомы «Солнцеворот» и «Невыносимая легкость бытия».
2000 год – «Гражданская Оборона» выпускает альбом советских песен «Звездопад», а «Егор и Опи***невшие» – пластинку «Психоделия Tomorrow».
2004 год – Летов прекращает сотрудничество со всеми политическими движениями.
Май 2007 года – выходит финальный альбом «ГО» «Зачем снятся сны?» – его музыкант называет лучшим.
9 февраля 2008 года – группа дает свой последний концерт в Екатеринбурге.
19 февраля 2008 года – Егор Летов умирает во сне в родном городе. Вероятные причины – остановка сердца и дыхательная недостаточность, связанная со злоупотреблением спиртным. (До этот музыкант несколько раз переживал клиническую смерть.) Похоронен рядом с матерью на Старо-Восточном кладбище в Омске. Спустя два года на пожертвования поклонников устанавливается мраморный памятник в виде иерусалимского креста на его могиле.
2019 год – при Омском государственном литературном музее им. Ф. М. Достоевского создается фонд Егора Летова.
Смерть
Смерть Егора Летова стала для всех неожиданностью. Он продолжал вести активную творческую деятельность, давал интервью и занимался записью новых песен до самого конца. Но 19 февраля 2008 в новостных сводках появилась информация о скоропостижной смерти лидера Гражданской обороны.
Первоначально причиной смерти Летова была указана остановка сердца. Но уже совсем скоро врачи констатировали проблемы с дыхательными путями, что могло быть вызвано сильнейшим алкогольным отравлением. Ни для кого не секрет, что Летов периодически злоупотреблял спиртными напитками, что сказалось на его состоянии здоровья. Егор Летов был похоронен в Омске.
Музыка
Свои песни группа «Посев» записывала на магнитоальбомы. Процесс этот проходил в обычных квартирах на примитивном оборудовании, благодаря чему звук получался глухим, дребезжащим и нечетким. Впоследствии, даже получив доступ к нормальной звукозаписывающей технике, Летов не отказался от «квартирного» метода, сделав «гаражный звук» своим фирменным стилем.
Неповторимость кустарного звучания, характерного и для поздней «Гражданской обороны», во многом была обусловлена музыкальными пристрастиями лидера обеих групп. В интервью Летов не раз упоминал, что на его песни повлиял американский гаражный рок 1960-х и творчество исполнителей, работающих в духе экспериментального, панковского, психоделического рока.
Группа “Гражданская оборона”
Группа «Посев» завершила свое существование в 1984 году. Примерно в это же время была образована легендарная «Гражданская оборона», известная также как «Г.О.» или «ГрОб». Летов продолжал работать в своем излюбленном «гаражном» стиле, одновременно открыв независимую студию звукозаписи «ГрОб-рекордс».
Студия располагалась в квартире обычной омской хрущевки. На деньги, вырученные от концертов, Егор издавал альбомы «Г.О.» и других групп, имеющих отношение к сибирскому панк-року.
Егор Летов на сцене
Выпущенные альбомы, подпольные концерты, распространявшиеся с рук записи и совершенно неповторимый стиль исполнения наряду с матерными текстами песен, исполненными глубоким смыслом, принесли «Гражданской Обороне» оглушительную популярность у советской молодежи. Песни Летова отличает небывалая энергетика, узнаваемый ритм и самобытный звук.
По словам его коллег по цеху, Егор смог доказать, что играть рок можно, даже не умея виртуозно брать сложные аккорды или гениально использовать барабанную установку. Удивительно, но сам Летов никогда не причислял себя к панковскому движению, он просто всегда был «против». Против строя, системы, устоявшихся стереотипов, против самого себя. И этот нигилизм наряду с критичностью текстов взяли за образец последующие советские и русские панк-группы.
Биография Егора Летова
Игорь Фёдорович Летов родился 10 сентября 1964 года в Омске. Мать будущего музыканта работала военным врачом, отец – бывший военный, участник Великой Отечественной войны. Окончив десятый класс средней школы №45 Омска поступил в городское ПТУ но вскоре был отчислен за непосещаемость. Работал художником на Омском шинном и Омском моторостроительном заводах, а также дворником и штукатуром на стройке. В 1982 году начал заниматься музыкой, вместе Андреем Бабенко и Евгением Деевым основав проект «Посев».
Творческая биография
В период с 1982 по 1984 год Летов записывал магнитоальбомы в составе группы «Посев» (большинство записей не сохранилось). Осенью 1984 года вместе с Андреем Бабенко и Константином Рябиновым основал группу «Гражданская Оборона», некоторое время существовавшую параллельно с «Посевом». С середины 80-х годов становится одним из наиболее влиятельных независимых музыкантов СССР, а впоследствии и России.
После выпуска первых магнитоальбомов Егор Летов подвергся репрессиям со стороны властей. Местные органы КГБ не желали терпеть в Омске не подчиняющегося властям вольнодумца и поместили его на принудительное лечение в психушку, откуда он был вызволен благодаря старшему брату Сергею, пообещавшему рассказать о гонениях на музыкантов в Советском Союзе западным журналистам. По возвращении из лечебного учреждения Егор возобновил деятельность «Гражданской Обороны», в одиночку записав ряд магнитоальбомов 1987 и 1988 года.
В 1987 году под маркой «Г.О.» Летов записывает альбомы «Мышеловка», «Тоталитаризм», «Хорошо!!», «Некрофилия» и «Красный Альбом», самостоятельно играя на всех инструментах и выступив в качестве звукорежиссёра и саундпродюсера. Таким же образом были записаны альбомы 1988 года – «Всё Идёт По Плану», «Так Закалялась Сталь» и «Боевой Стимул». В декабре 1988 года на домашней студии Сергея Фирсова в Ленинграде Егор записывает акустический бутлег «Русское Поле Эксперимента».
В 1989 году, во время работы над циклом «Русское Поле Экспериментов» Летов записывает два акустических сольника – «Всё Как У Людей» и «Вершки И Корешки». Одновременно с этим он помогает своей тогдашней сожительнице Янке Дягилевой записать альбомы «Домой!» и «Ангедония». После её смерти в 1991 году вместе с Константином Рябиновым на основании сохранившихся записей Егор доделывает последний альбом Янки – «Стыд и Срам».
Проект «Егор и Опизденевшие»
Весной 1990 года Летов распускает «Гражданскую Оборону», мотивируя тем, что не хочет становиться частью попса. Сыграв последний концерт коллектива в Таллине, Егор возвращается в Омск, где спустя некоторое время начинает работать над новым материалом, впоследствии изданным под маркой «Егор и Опизденевшие». Первый альбом нового проекта был записан в 1990 году и получил название «Прыг-Скок».
Во время работы над диском Егор Летов часто путешествует по Уралу и во время одной из таких поездок его кусает энцефалитный клещ. В течение месяца музыкант балансирует на грани между жизнью и смертью, на всё время болезни лишаясь сна и выдерживая температуру под 40º. В конечном итоге болезнь отступает и Егор возвращается к активной творческой деятельности.
В 1993 году в рамках проекта «Егор и Опизденевшие» выходит одна из лучших работ Летова – двойник «Сто Лет Одиночества». Спустя некоторое время музыкант объявляет о возрождении группы «Гражданская Оборона», в составе которой выступает вплоть до своей смерти в 2008 году. Параллельно Егор даёт сольные акустические концерты, исполняя на них песни из ранних альбомов.
Личная жизнь Егора Летова
Во второй половине 80-х годов Летов сожительствовал с Яной Станиславовной Дягилевой. По воспоминаниям соратников, отношения были непростыми и часто доходили до скандалов. Многие обвиняли Егора в смерти Янки, считая, что именно он довёл её до самоубийства, факт которого так и не был доказан.
В 90-х годах гражданской женой Летова была Анна Волкова, подруга Янки, в настоящее время жена клавишника группы «Калинов Мост» Александра «Анаксагора» Владыкина. Она принимала участие в записи ряда альбомов «Гражданской Обороны». В частности, играла на электроскрипке в «Сто Лет Одиночества» и подпевала в альбомах «Солнцеворот» и «Невыносимая Лёгкость Бытия».
С 1997 года женой Егора стала Наталья Чумакова. Она же являлась бас-гитаристкой последнего состава «Г.О.», а сейчас занимается реставрацией сохранившихся записей коллектива.
Смерть Егора Летова
Музыкант скоропостижно скончался 19 февраля 2008 году в 16:57 по омскому времени. На момент смерти Егору было полных 43 года. В качестве причины смерти называлась внезапная остановка сердце. Егор Летов похоронен на Старо-восточном кладбище Омска рядом с могилой матери.
Детство и юность
Будущий «крестный отец» отечественного панк-рока появился на свет 10 сентября 1964 года в Омске. Его папа, потомок крестьян с Северного Урала, был военнослужащим, прошел Великую отечественную войну, в конце 80-х стал секретарем одного из городских райкомов компартии. Мама, потомок казачьего рода Мартемьяновых, работала врачом. Встретились родители в Семипалатинске, где в 1956 году родился их первенец, сын Сергей.
Маленький Егор Летов с родителями и братом
Рос Игорь в неблагополучном спальном районе Омска. Там проживало много бывших заключенных, нередкими были случаи поножовщины. Мальчишкой он любил играть в футбол, был страстным болельщиком ЦСКА. В более зрелом возрасте он стал фанатом лондонского ФК «Челси». Однажды в интервью журналу «Rolling Stone» он заявил, что считает футбол не спортом, а экстремальным видом искусства.
Братья Летовы
С раннего возраста он любил читать книги писателей-фантастов: Станислава Лема, братьев Стругацких, Рэя Бредбери, Роберта Шекли, Клиффорда Саймака, а с годами стал поклонником Николая Гоголя и Федора Достоевского (а Виктора Пелевина называл очень плохим писателем).
От отца, бывшего запевалы в армейском строю, обоим сыновьям передалась любовь к музыке. Профессионального музыкального образования Игорь не получил, самостоятельно учился играть вначале на ударных инструментах, потом – на бас-гитаре. Ему нравилось слушать привезенные братом пластинки Beatles, Led Zeppelin, Shocking Blue. Какое-то время он занимался с учителем фортепиано, но вскоре педагог вынес ему вердикт – ни слуха, ни вообще каких-либо музыкальных способностей.
Егор Летов, интервью 1997 года Сергей учился в школе-интернате в Академгородке Новосибирска, потом поступил в Московский институт тонких химических технологий. Окончив в 1982 году школу, младший брат перебрался к нему в столицу и стал учащимся одного из московских строительных ПТУ. Но ненадолго – через год его отчислили за академическую неуспеваемость.
Паспорт Игоря Летова
Со старшим братом, самоучкой-саксофонистом, у них были многочисленные творческие разногласия. К примеру, Игоря раздражало отсутствие у Сергея стремления к широкой популярности. Результатом неприятия идей и мнений друг друга стало прекращение их совместных занятий музыкой и возвращение Игоря домой, в Омск. Окружающие считали, что Сергей чересчур давит на брата и пытается привить ему свои взгляды на жизнь, хотя сам старший брат это отрицал.
Молодой Егор Летов
Дома Игорь некоторое время зарабатывал на жизнь, рисуя плакаты, портреты Ленина, макеты и другие средства наглядной агитации по заказам местных промышленных предприятий, был рабочим на стройках, подрабатывал дворником.
Егор Летов: подробности личной жизни
Личная жизнь Егора Летова была такой же насыщенной, как и творческая. Артист определённо пользовался успехом у представительниц слабого пола. Девушки влюблялись в него не только за счёт музыкальной одарённости. Многие, описывали рокера, как сильно интеллектуальную и разностороннюю личность.
Он обожал животных. В его доме проживало несколько кошек. Он подобрал их просто во дворе. Свободное от репетиций и концертов время – рокер проводил максимально спокойно. Он обожал читать и «тонами» скупал интересные книги.
Артист один раз был официально женат, и несколько – состоял в так называемом гражданском союзе. Увы, но талантливый музыкант не оставил после себя наследников.
На закате 80-х годов он состоял в отношениях с девушкой творческой профессии – Янкой Дягилевой. Они отлично ладили и взаимодействовали между собой. Если бы не трагическая смерть девушки, то вполне вероятно, что она стала бы ему супругой. Вместе с Янкой, он записал несколько достойных лонгплеев.
Далее он состоял в серьёзных отношениях с подругой Дягилевой – Анной Волковой. В своих поздних интервью Летов говорил об Анне, как о любви всей своей жизни. Правда, предложение он ей так и не сделал. Несколько лет отношений закончились расходом.
В 1997 году его супругой стала Наталья Чумакова. Они хорошо чувствовали друг друга. Женщина тоже реализовала себя в творческой профессии. Она играла на бас-гитаре.
Егор Летов (Игорь Летов): Биография артиста
Музыка
Свои песни группа «Посев» записывала на магнитоальбомы. Процесс этот проходил в обычных квартирах на примитивном оборудовании, благодаря чему звук получался глухим, дребезжащим и нечетким. Впоследствии, даже получив доступ к нормальной звукозаписывающей технике, Летов не отказался от «квартирного» метода, сделав «гаражный звук» своим фирменным стилем.
Неповторимость кустарного звучания, характерного и для поздней «Гражданской обороны», во многом была обусловлена музыкальными пристрастиями лидера обеих групп. В интервью Летов не раз упоминал, что на его песни повлиял американский гаражный рок 1960-х и творчество исполнителей, работающих в духе экспериментального, панковского, психоделического рока.
Группа “Гражданская оборона”
Группа «Посев» завершила свое существование в 1984 году. Примерно в это же время была образована легендарная «Гражданская оборона», известная также как «Г.О.» или «ГрОб». Летов продолжал работать в своем излюбленном «гаражном» стиле, одновременно открыв независимую студию звукозаписи «ГрОб-рекордс».
Студия располагалась в квартире обычной омской хрущевки. На деньги, вырученные от концертов, Егор издавал альбомы «Г.О.» и других групп, имеющих отношение к сибирскому панк-року.
Егор Летов на сцене
Выпущенные альбомы, подпольные концерты, распространявшиеся с рук записи и совершенно неповторимый стиль исполнения наряду с матерными текстами песен, исполненными глубоким смыслом, принесли «Гражданской Обороне» оглушительную популярность у советской молодежи. Песни Летова отличает небывалая энергетика, узнаваемый ритм и самобытный звук.
По словам его коллег по цеху, Егор смог доказать, что играть рок можно, даже не умея виртуозно брать сложные аккорды или гениально использовать барабанную установку. Удивительно, но сам Летов никогда не причислял себя к панковскому движению, он просто всегда был «против». Против строя, системы, устоявшихся стереотипов, против самого себя. И этот нигилизм наряду с критичностью текстов взяли за образец последующие советские и русские панк-группы.
Егор Летов Музыка
По воспоминаниям Сергея Летова, в детстве Егор слушал французских шансонье, потом — привезенные братом пластинки Led Zeppelin, Beatles, Shocking Blue. Музыкальное образование начал с ударных (учился играть у барабанщика «Звуки Му» Сергея Жукова), потом переключился на бас-гитару. Первое выступление Летова на сцене состоялось в МИФИ, в составе группы Сергея Курехина «Поп-механика номер два». Эффектное начало. Егор Летов, не имеющий профессионального музыкального образования, был очень искушен в музыке, прекрасно разбирался в творчестве западных рок-групп, что позволяло ему уличать в «сдирании» песен самого Бориса Гребенщикова. «Корни» Петра Мамонова Летов нашёл в Captain beefheart. Он знал и слушал такие группы, о существовании которых большинство «поклонников рока» и не догадывается: King Kongs, Cavestompers, Zombiecops, Powlers, Messerchups, Punk TV, «ДК», «Инструкция по выживанию». Особенно отмечал Летов Башлачева, которого называл не иначе как великим поэтом. В интервью он не раз говорил (то ли в шутку, то ли всерьез), что его любимая группа — «Любэ».
Детство и юность
Ранняя биография Натальи Юрьевны Чумаковой связана с Великим Новгородом и Новосибирском. Но родилась она в Киргизии в 1969 году.
В Россию девочку перевезли родители, представители творческой интеллигенции. Отец, Юрий Николаевич, был профессором педагогического университета, доктором филологических наук, исследователем классической русской поэзии и автором сотни публицистических произведений. Мать, Элеонора Илларионовна, преподавала на кафедре литературы и редактировала статьи, которые писал супруг.
Наталья Чумакова в молодости с семьей и друзьями
Наташа окончила среднюю общеобразовательную школу и пошла по стопам родителей. Поступив в вуз на факультет филологии, девушка как губка впитывала знания. В итоге она стала специалистом в области русского языка и литературы.
В молодости Чумакова работала в новосибирском учебном заведении педагогом, но это не мешало ей слушать альтернативную музыку и посещать подпольные концерты. Из всего разнообразия творческих направлений дочь интеллигентов выделяла нойз, индастриал и панк-рок.
В начале 1990-х в Сибири процветали неформальные объединения. Популярность таких команд, как «Черный Лукич», «Промышленная архитектура», «Великие Октябри» и «Инструкция по применению», была просто ошеломляющей. Наталья подобно многим мечтала познакомиться с эпатажными певцами и инструменталистами. Ее фаворитами были Михаил Зуев, Дмитрий Селиванов и Олег Судаков.
Летов привлекает своей радикальностью и биографией
Похоже, это первый хороший ответ на вопрос: «Почему мы так часто вспоминаем Летова?» Споры о текстах можно оставить знатокам, а вот в чём он был однозначно неистов, так это в провокациях. В конце 1980-х «Гражданская Оборона» совместно с группой «Пик Клаксон» создали новый музыкальный проект под названием «Адольф Гитлер». Как вам такое?
Естественно, Летов – не фанат Гитлера, как могла подумать аудитория Гоблина. Но он всегда сознательно заигрывал с темами, вызывающими дискомфорт и отвращение. Отсюда и любовь к грязному звуку, и фирменный мат, и куча радикальных заявлений. Например, предложение стрелять из автомата по любителям музыки братьев Самойловым, или заявление: «Я – советский националист».
Такие вещи могут ужасать или восхищать, но всегда привлекают максимум внимания. Наверное, самым близким примером тут будет Бабангида – великий аноним русского рэпа, убивший Оксимирона и родивший Славу КПСС. Тот тоже всегда привлекал радикализмом, смешением противоположных политических течений и специфическим звучанием с микрофоном за сто рублей. Старина Бабан, кстати, и сам упоминал Егора Летова в своих текстах.
Сходств полно, но Боб скрывал личную жизнь, а если вы почитаете любой текст-трибьют о Летове, то большую его часть будут занимать не рассуждения о лирике и музыке, а биография. Жизнь Егора действительно похожа на идеальную основу для мифа. Практически любой набор реальных фактов о нём звучит дико сюрреалистично. Судите сами.
Летов лежал на принудительном лечении в психиатрической больнице, где его пичкали нейролептиками. При СССР он был борцом с режимом с анархистских позиций, а сразу после развала Союза начал бороться с демократией и правительством Ельцина. О коммунизме он отзывался, как о рае на Земле, практически всегда с христианскими отсылками. Это уж точно не та же идеология, что у среднего советского гражданина.
Вместе с философом Дугиным он был членом НБД Эдуарда Лимонова. Правда, когда его попросили раздать выпуски газеты «Лимонка», Егор засунул подшивку под кровать и больше о ней не вспоминал. А сам писатель потом долго делился воспоминаниями о том, каким был Летов в девяностых.
Дугин, Лимонов и Летов
Ещё ведь был роман с Янкой Дягилевой – не менее легендарной для сибирского панка дамой. То, как Егор переживал её смерть в 1991 году – отдельный гигантский эпизод в биографии и творчестве. Не менее заметный, чем метания по различным идеологиям.
Янка Дягилева
Неудивительно, что Летов привлекает многих больше как личность, чем как артист. Хотя и с музыкой такой интерес тоже безусловно связан. Скажем, любители протестной лирики («Мы – лёд», «Убей в себе государство») и более абстрактных вещей («Следы на снегу», «Вечная весна в одиночной камере») – совершенно разные люди. И привлекают их разные аспекты Летова. Поэтому среди фанатов принято делить творчество Егора на периоды – от сибирского панка до позднего психодела.
Омск
На первой фотографии Егор совершенно точно разговаривает с Семеляком. Перед самым новым, 2008 годом мы переехали на новую квартиру — поэтому на второй фотографии такой бардак, мы несколько недель перевозили вещи, — и у нас еще не было стационарного телефона. А Семеляк был одним из немногих, кто мог позвонить именно на мобильный. Не знаю, о чем они говорили.
Рыжий кот — это кот Тиша, он же Пишт. Кот этот был найден сестрой Нюрыча, прошлой жены Егора, в Новосибирске у метро — и привезен в Омск. До этого у них был кот Степа, который на год старше; они все прожили 21–22 года.
А внизу — кот Песик, самый маленький. Его принес наш тогдашний гитарист Женя Махно в перчатке. Был лютый мороз, и кот, видимо, настолько обалдел, что, когда Женя его достал из-за пазухи, он просто смотрел, не мигая, и лапки беленькие торчали. Махно сказал, что хочет его подарить кому-нибудь на день рождения. И тут кот неожиданно открыл рот и сказал «мяу», жалкое такое. И мы уже не могли его отдать, сказали — не вздумай никуда увозить. Оставили — и его воспитали два наших старших кота. Плохо воспитали, естественно. Ну, по-своему. Он умер совсем недавно, в прошлом году.
Интересные факты:
Егор Летов был большим поклонником кинематографа, интересуясь не столько массовым кино, сколько артхаусом. В числе его наиболее любимых режиссеров числились Джим Джармуш, Робер Брессон, Андрей Тарковский и Микелянджело Антониони.
В определенный момент Егор Летов даже хотел снять свой собственный фильм, сюжет которого базировался бы на романе «Игра в бисер». Но от затеи Летову пришлось отказаться, так как кино, по признанию музыканта, дело слишком тонкое и требующее немалых средств.
Еще одним увлечением Егора стала литература. Он обожал произведения Достоевского, Бредбери, Кафки, Уэлша и Эдгара По. Литература оказала значительное влияние на его тексты и музыку.