Михаил ефремов: как алкоголизм сгубил артиста и привел к трагедии
Содержание:
Ранние годы, детство и семья Олега Ефремова
Будущий актер родился в большой коммунальной квартире, которую, как ни странно, он всегда очень любил. Как вспоминают некоторые его друзья и коллеги, о своем детстве Олег Ефремов мог рассказывать буквально часами. Возможно, именно эта необыкновенная атмосфера арбатских дворов во многом и предопределила течение жизни великого мастера. В театральные круги его ввели его тогдашние друзья – внук актера Василия Лужского и сын писателя Михаила Булгакова. Вместе они посещали драматический кружок при местном Доме Пионеров. Вместе впоследствии отправились поступать во МХАТ. Однако из всей дворовой братии поступить в конечном итоге удалось только одному Ефремову. Он пообещал, что будет стараться и играть за них всех. И, как отмечают некоторые знакомые советского актера, однажды в юности он даже торжественно поклялся служить кино и театру, скрепив данный обет своей собственной кровью.
Актер Олег Ефремов в молодости
Данную клятву актер сдержал. Он выкладывался на все сто на занятиях и репетициях, однако этого, к сожалению, оказалось мало для поступления в театр МХАТ. Диплом актера Ефремов получил, но поступить на работу в знаменитый театр так и не сумел. Данное событие оказалось сильным ударом для нашего сегодняшнего героя, однако сдаваться так просто Олег не собирался.
В 1949-м году молодой актер поступил на работу в Центральный детский театр, в котором впоследствии работал в течение восьми лет. За эти годы он сумел полюбиться юным зрителям и режиссерам. Более того, в тот период многие называли актера настоящей душой всего театра. Центральные роли Олег Ефремов играл и на театральной сцене. В спектаклях и постановках ему всегда доставались главные роли. И он всегда справлялся с ними просто виртуозно. Как говорят современники нашего сегодняшнего герой, он мог сыграть Иванушку-дурачка двадцатью разными способами. Не менее живыми и колоритными получались в исполнении актера и другие герои.
Заработав авторитет и накопив бесценный опыт, Олег Ефремов начал работать в ЦДТ уже в качестве режиссера. Однако в этом качестве оставался недолго. Уже спустя год наш сегодняшний герой покинул прежнее место работы и организовал свой собственный театр – театр «Современник».
Ирина мазурук фотографии
Олег Ефремов
1 октября исполняется 93 года со дня рождения Олега Ефремова, известного не только творческими достижениями, но и любвеобильностью. Артист покорил множество девичьих сердец, но сам, по признанию единственной дочери, всегда стремился только к одному — одиночеству.
Однажды его спросили: «Что для вас женщины?»…
ИРИНА МАЗУРУК И ЛИЛИЯ ТОЛМАЧЕВА
Весельчак и балагур, он мог очаровать буквального каждого. В семье второй супруги, сценаристки Ирины Мазурук, артиста просто обожали. «Папа, придя домой, иногда нетрезвый, шел к теще, чтобы попросить ее что-нибудь приготовить. И говорил ей так: «Ну что, жена модного писателя, пошли говорить за искусство». И бабушка надевала шелковое кимоно и бежала с ним на кухню. Папино обаяние было совершенно непреодолимо», — вспоминала дочь актера.
Олег Николаевич и Ирина Ильинична познакомились в конце 50-х, пожалуй, в самое непростое творческое время для Ефремова — тогда вместе со студентами Школы-студии МХАТ он создавал свой легендарный «Современник», став его первым художественным руководителем.
Ирина Мазурук была известна по фильму «Мальчик с окраины»
После свадьбы супруги поселились в квартире родителей невесты в Лаврушинском переулке, чтобы не стеснять родных актера, проживающих в арбатской коммуналке. Впрочем, официальной регистрации так и не случилось — роман Ирины и Олега начался, когда актер был женат на актрисе Лилии Толмачевой, брак с которой продлился всего шесть месяцев. Молоденькая Лилия позже признавалась, что обаятельный Ефремов очаровал ее с первого взгляда, однако уже спустя месяц после замужества она перестала узнавать своего мужа — он постоянно выпивал, что превращало харизматичного интеллигента в абсолютно невыносимого человека.
С дочерью Героя Советского Союза Ириной Мазурук актера познакомила Галина Волчек, желая спасти его от разгульной жизни, но они оказались слишком разными. Ефремов часто пропадал в театре, а его гражданская жена, не в силах мириться с отсутствием мужа, писала ему длинные письма, которые после складывала в карман его пиджака, надеясь, что он прочитает в перерывах между работой.
«Я — ровесница «Современника», родилась как раз в то время, когда папа создавал театр, — рассказывала Анастасия Ефремова. — Рожать меня родители не планировали. Просто у мамы была безвыходная ситуация: предыдущая беременность — внематочная. Если бы она сделала аборт, вообще не смогла бы иметь детей».
«Берегись автомобиля» стал культовым фильмом с участием актера
Их браку было отмерено всего три года. В кулуарах театра стали поговаривать, что Ефремов не на шутку увлекся хорошенькой Ниной Дорошиной. К тому моменту жизнь с актером стала для Ирины настолько тяжелым грузом, что она попыталась покончить с собой. «Ее спасли. Конечно, папе обо всем тут же сообщили. Но он приехал — и уехал. Давить на него было бесполезно», — вспомнит потом наследница кинозвезды.
НИНА ДОРОШИНА
Олег Ефремов и Нина Дорошина познакомились на съемках фильма «Первый эшелон»
«Как я любил эту женщину», — не раз говорил о Нине Дорошиной актер. Они познакомились на съемках фильма «Первый эшелон» и влюбились друг в друга до беспамятства. Она тогда училась в Щукинском училище и часто наведывалась в гости к возлюбленному, который жил неподалеку — в Староконюшенном переулке. Он с удовольствием посещал все учебные спектакли девушки. Но вскоре и эти отношения дали трещину — они часто ссорились, расставались и сходились вновь. Обиженная ветреностью любимого Нина Михайловна то и дело клялась никогда больше не произносить его имя, но каждый раз, глядя на него в режиссерском кресле, прощала.
Олег Ефремов или Даль – кого на самом деле любила Нина Дорошина?
Один из таких конфликтов едва не стоил ей жизни. Во время гастролей в Крыму они сильно повздорили, актриса выпила лишнего и решила искупаться, но, заплыв слишком далеко, начала тонуть. Ее спас коллега Олег Даль, давно тайно влюбленный в хорошенькую Нину. Она вышла за него замуж — назло Ефремову. «Папа пришел на их свадьбу. Посадив невесту к себе на колени, обратился к жениху: «Олег, никто, кроме нас с тобой, так не любит эту бабу», — признавалась дочь актера.
Личная жизнь Олега Ефремова
Насколько известно публике, актер был весьма влюбчивым человеком. Его друзья постоянно шутили, что перед его молчаливым и пронзительным взглядом не может устоять ни одна женщина. Личная жизнь Олега Ефремова начала развиваться еще в школьные годы. Именно там его настигла первая любовь.
Девочку звали Таня Ростовцева, она была на два года младше будущего артиста
Пытаясь привлечь внимание возлюбленной, мальчишка кидал ей в окно шарики, которые были наполнены водой, пока однажды «снаряд» не попал в тетю Тани. На этом влюбленность Ефремова завершилась, не успев начаться
Татьяна Ростовцева, когда выросла, стала супругой Юрия Никулина.
Брак Олега Ефремова с Лилией Толмачевой
Во время обучения в Школе-студии МХАТ личная жизнь Олега Ефремова продолжала стремительно развиваться. Так, он влюбился в первую красавицу театрального института Ирину Скобцеву, однако сама она вышла замуж за другого парня. Отвергнутый студент, не особо переживая, влюбился в однокурсницу Лилию Толмачеву. Именно эта девушка и стала первой женой Олега Ефремова.
Как известно, брак просуществовал не более полугода. Актер тогда влюбился в Маргариту Куприянову, которая играла в его дебютной театральной постановке. К тому же мужчина начал злоупотреблять спиртными напитками. Законная жена Олега Ефремова не смогла этого вытерпеть, поэтому подала на развод. Сам актер потом об этом очень долго жалел.
Брак актера с Антониной Елисеевой
Вскоре после расставания с первой женой личная жизнь артиста вновь начала налаживаться. Тогда он обнаружил симпатию к своей коллеге Антонине Елисеевой. На то время она являлась примой ЦДТ, в котором служил и сам Ефремов.
Возлюбленная актера была старше его самого на целых десять лет, а также состояла в официальных отношениях с другим актером. Сердцу не прикажешь, но эта любовная история так и не нашла своего продолжения.
Олег Ефремов и Ирина Мазурук
В 1955 году Галина Волчек познакомила актера с 19-летней девушкой Ириной Мазурук. Пара не стала официально регистрировать свои отношения, однако свадебное торжество все же сыграла. Так, Ирина стала гражданской женой Олега Ефремова. Вскоре девушка подарила своему возлюбленному дочку Анастасию. Правда, это не стало препятствием для дальнейших увлечений актера. Он все так же продолжал влюбляться в актрис собственного театра.
Во время первых съемок в кино у Ефремова начались романтические отношения с Ниной Дорошиной. Ирина тогда не выдержала и тоже начала встречаться с кавалерами, которые проявляли к ней всевозможные знаки внимания. С некоторыми из них актер даже лично познакомился. Постоянные интрижки супруга и его симпатии к другим женщинам вскоре надоели Ирине, поэтому она решила покончить жизнь самоубийством. К счастью, женщину удалось спасти. На этом отношения супругов завершились. Актер продолжал помогать бывшей супруге в воспитании ребенка.
В числе любимых женщин Олега Ефремова также значились Ирина Мирошниченко и Анастасия Вертинская.
Актер был настолько поражен красотой Анастасии, что во время гастролей лазил к ней по балконам в гостиничный номер. Так между ними вспыхнул роман. Женщина сделала ремонт в квартире актера, но он даже не наградил ее ни разу основной ролью в своем театре. Этот роман также просуществовал недолго.
Брак Олега Ефремова и Аллы Покровской
Последней официальной женой Олега Ефремова стала Алла Покровская. Она подарила возлюбленному ребенка – сына Михаила. Она терпела измены популярного мужа дольше всех – около 12 лет. После расставания с женой Олег Ефремов поддерживал отношения с сыном. На протяжении долгого времени Михаилу не удавалось выйти из тени отца, однако в настоящее время он стал популярным актером театра и кино. Его наследник Никита, внук Ефремова, также стал актером.
Все дети Олега Ефремова обрели популярность в актерской сфере. При жизни актер неоднократно говорил, что гордится своими наследниками и их личными успехами в карьере, и, конечно же, их семьями. В Сети можно встретить фото самого артиста, а также фото детей Олега Ефремова и его жен.
ТВ и шоу
С 30 ноября 2009 года Ефремов, заменив Игоря Квашу, который по состоянию здоровья ушел с телевидения, стал вести телепередачу «Жди меня» на Первом канале с Марией Шукшиной. Также Михаил Олегович Ефремов был членом жюри Высшей лиги КВН. Как преданный болельщик футбольного клуба «Спартак» (Москва) Ефремов то и дело поялялся в спортивных программах, репортажах и, разумеется, на стадионе «Открытие-Арена».
С 2011-го по 5 марта 2012-го артист участвовал в телевизионном проекте «Поэт и гражданин» телеканала «Дождь», где читал стихи «на злобу дня», написанные Дмитрием Быковым в манере известных поэтов и писателей. 12 марта 2013 года на том же телеканале «Дождь» вместе с Дмитрием Быковым и Андреем Васильевым запустил проект «Господин хороший».
Михаил Ефремов и Гарик Сукачев
Михаил Ефремов вместе с поэтом Андреем Орловым (Орлушей) любил изрядно поскандалить с помощью чтения обличающих современную и прошлую советскую власть стихов. Особый резонанс имели стихи про Владимира Путина, о проводимой президентом политике. В число последних зарисовок вошла сценка под названием «Ульти-шах и Ульти-мат», которая была создана по мотивам бессмертного детского стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный».
Для пущей убедительности Ефремов вышел на сцену московского «Крокус-Сити-Холла» в смирительной рубашке и наполеоновской треуголке. Актер говорил о Путине и его отношениях с Украиной.
Летом 2018 года актер стал гостем студии популярного видеоблогера Юрия Дудя. В эфире шоу «вДудь» Михаил Олегович поделился с публикой малоизвестными фактами своей жизни. Он рассказал о проделках детства и юности, об отношениях с нынешней женой. В интервью журналисту актер рассказал о том, что в детстве учился в школе вместе с детьми первых лиц государства. Попал он туда после 4-го класса. Михаилу пришлось быстро ориентироваться в ситуации, чтобы не прослыть «белой вороной» среди «советских мажоров», и ему это удалось.
Михаил Ефремов и Юрий Дудь в шоу «вДудь»
В юности представитель знаменитой династии приторговывал валютой и так умело прятал деньги в тайник, что его никогда не могли поймать с поличным сотрудники спецслужб. Родителей опасный промысел сына не устраивал, поэтому молодой человек в спешном порядке был отправлен в армию.
Личная жизнь Олега Ефремова
Несмотря на удивительно плодотворную карьеру актера, личная жизнь Олега Ефремова также была очень насыщенной. В театральных уголках говорили, что Олег Николаевич всегда любил красивых женщин. Еще во времена своей юности, актер был молчаливо влюблен в будущую жену Юрия Никулина. Актер был слишком молод и романа не сложилось. Во время учебы в студии МХАТ Олег Ефремов женился на Лилии Толмачевой. Брак просуществовал очень недолго, возможно потому что примерно в то же время у актера было еще несколько влюбленностей.
Театральному гению нравились девушки разного возраста и типажа. Антонина Елисеева была старше актера на добрых десять лет, а Ирина Мазурук была моложе актера на девять. С дочкой известного летчика у Олега Ефремова даже родился ребенок, однако это все равно не смогло спасти их гражданский брак. И уже через полгода актера видели с Ниной Дорошиной.
Можно сказать, что все женщины Ефремова вынуждены были терпеть измены, даже его будущая жена. Возможно, постоянная влюбленность являлась тем вдохновением, которое позволило Олегу Ефремову стать поистине превосходным актером.
Краткая биография
- 1949 г. — Окончив Школу-студию, Олег Николаевич собирается во МХАТ, где получает отказ, повлиявший на всю его дальнейшую жизнь. Поначалу казавшаяся катастрофической, ситуация принимает иной оборот с предложением возглавить деятельность Центрального детского театра. Именно здесь состоялся его главный дебют – образ Володи Чернышева, которую критики приняли на «ура». Параллельно с театром, Олег становится преподавателем в Школе-студии МХАТ, где ассистирует театральному педагогу и режиссёру Кареву Алексею Михайловичу.
- 1950 – 1954 г. — В ЦДТ меняется руководство – главным режиссёром становится М.О. Кнебель, уволенная из МХАТа, и приходит режиссёр А.В. Эфрос. Эти перестановки способствуют полному преображению театра, о котором вскоре заговорила вся Москва. Годы, проведённые в ЦДТ, принесли Ефремову невероятную известность в качестве актёра. Им были сыграны роли во множестве постановок, среди которых: «Дубровский» (А. Пушкин); «Недоросль» (Д. Фонвизин); «Горе от ума» (А. Грибоедов); «Два капитана» (В. Каверин).
- 1955 г – Дебют в качестве режиссёра ЦДТ – Ефремов ставит музыкальную комедию «Димка-Невидимка». Первая роль в кино – Алексей Узоров, комсорг из фильма «Первый эшелон». В дальнейшем было сыграно множество подобных ролей, это мог быть образ положительного чекиста, правильного секретаря парткома, сотрудника милиции. Несмотря на обширный список социальных ролей, зрители больше всего полюбили Ефремова в лирических образах, таких, как Саша – водитель такси в ленте «Три тополя на Плющихе», роль Айболита в одноименном фильме.
- 1956 г. — Вместе с другими выпускниками и студентами МХАТ сформировывает коллектив, мечтающий возродить для Художественного театра студийные традиции. Так появился театр «Современник», именованный «Студией молодых актёров». Началом «Современника» считается постановка «Вечно живые» драматурга Розова В.С., которую режиссировал Олег Ефремов и он же сыграл Бороздина. В работе театра принимают участие такие, впоследствии известные личности, как: Олег Табаков; Игорь Кваша; Галина Волчек; Светлана Мизери; Евгений Евстигнеев; Лилия Толмачёва.
- 1960 г. – труппа делает постановки не только в Москве, но и гастролирует с успехом в Ленинграде. Коллектив, возглавляемый Ефремовым, возрождает российский театр из кризиса и застоя, собирает вокруг себя молодых литераторов, критиков, актёров, даёт новую жизнь старым пьесам.
- 1970 г. – сбывается давняя мечта Ефремова – он приглашён руководить МХАТом, переживающий в то время полный упадок. Окрылённый предложением, он не знает, на что соглашается. В противовес «Современнику», где в разные годы основной состав не превышает 35 человек, в Московском Художественном Театре численность свыше полутора сотни, причём большинство артистов не появляется на сцене по нескольку лет, а бездарные постановки, рекомендованные руководством свыше, не улучшают ситуацию. Полномочия по руководству коллективом как выяснилось позже, довольно ограниченны – Олег Николаевич не может уволить часть состава, что позволило бы улучшить ситуацию, и остался работать с тем, что есть. Его задачей на тот момент становится создание труппы внутри труппы, с которой он смог бы работать по своим правилам. Он предлагает своим коллегам из Современника пополнить коллектив МХАТа, но следуют за ним очень немногие. Ефремову все-таки удаётся изменить МХАТ – он возобновляет постановки по произведениям А. П. Чехова.
- 1976 г. – спектакль «Иванов» с Иннокентием Смоктуновским.
- 1980 г. – одна из лучших работ Олега – постановка «Чайки», которая до сих пор с блеском идёт на сцене театра.
- 1985 г. – постановка пьесы «Дядя Ваня», где он сам выступает в роли Астрова.
- 1987 г. – несмотря на некоторые изменения, обстановка в театре накалена и оборачивается крупным скандалом, вследствие которого происходит раскол. В результате появляется МХТ имени Чехова, под руководством О. Ефремова. Не найдя нового современного драматурга, он ставит классику и пьесы, уже потерявшие свою актуальность.
- 1997 г. – хотя руководство театром для него с каждым годом становится все больше похоже на исполнение долга, чем на любимую работу, «Три сестры», завершающие «чеховский цикл» вызывают восхищение критиков и бурю оваций у зрителя.
- 2000 г. — дальнейшая работа сильно затруднена из-за болезни лёгких, и «Сирано де Бержерак» — постановка, над которой трудился режиссёр, увидела свет после его смерти.
Детство и юность, семья
С самого раннего детства жизнь великого актера одаривала его встречами, которые влияли и на его мировоззрение, да и на жизнь тоже. Родился Олег Ефремов в Москве 1 октября 1927 года. Его родители жили небогато, поэтому очень долгое время маленький Олежка проживал в коммуналке, которая находилась на Арбате. Но это было счастливое время для мальчика, потому что у него были настоящие друзья: Сергей Шиловский и Александр Калужский. Только впоследствии Олег Ефремов смог оценить, что ему повезло не только с друзьями, верными и надежными, то и тому, что благодаря им состоялись встречи с великими людьми. Так, Саша Калужский был сыном знаменитого в то время актера Василия Калужского. Но огромнейшее влияние оказали встречи с отцом Сергея Шиловского, который был приемным ребенком в семье Булгаковым. Когда Ефремов стал играть в театральных спектаклях, то разговоры с Михаилом Булгаковым помогли ему многое понять и разобраться в себе.
Школьные годы будущий киноактер провел в Воркуте, где смог наблюдать за тем, как проходила лагерная жизнь заключенных ГУЛАГа. Его отец работал в этом месте бухгалтером, поэтому интерес Олега Ефремова был неподдельным.
«Современник»
Олег Ефремов. Фотография: aif.ru
Первой постановкой нового театра, которым руководил Олег Ефремов, стал в 1956 году спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Зрители, судя по отзывам, ожидали от молодых актеров большего: «Спектакль замечательный, конечно, но ведь вы показали нам просто хороший МХАТ». Однако Ефремов воспринял подобные высказывания как похвалу: традиции старого МХАТа как раз и были главным его идеалом.
Уже в 1960 году труппа отправилась на гастроли в Ленинград — завоевывать популярность за пределами Москвы. Следующий год был для актеров «кочевым»: собственного здания у театра еще не было, хранить реквизит и костюмы было негде, постоянно перевозить громоздкие и хрупкие декорации — слишком сложно и дорого. Играли все время на разных площадках. Когда в 1961 году «Современнику» выделили здание на площади Маяковского, актеры сохранили привычки, которым вынужденно следовали на гастролях. Так, в театре не было занавеса, а спектакли оформлялись крайне лаконично.
В 1964 году «Современник» признали профессиональным театром — из его названия исчезло слово «студия». К этому времени в репертуаре было уже более десятка спектаклей на произведения современных авторов — «Голый король» по пьесе Евгения Шварца, «Продолжение легенды» и «Два цвета» Анатолия Кузнецова, «По московскому времени» Леонида Зорина и другие. Одним из любимых драматургов Олега Ефремова по-прежнему оставался Виктор Розов: в репертуар «Современника» входили его пьесы «В день свадьбы», «В поисках радости», «Вечно живые».
Ефремов руководил «Современником» до 1970 года. Последней его постановкой на этой сцене стала чеховская «Чайка».
Биография Олега Ефремова
Олег Ефремов родился в 1927 году. С юных лет, он начал посещать драмкружок в Доме пионеров, а позже поступил в школу при МХАТЕ. Кстати, после окончания обучения, в сам театр юного артиста не взяли, что несказанно его расстроило. Наверное, с этого момента и начался творческий путь и поиск актера.
Первым театром в жизни актера стал Центральный Детский Театр, где он сыграл более 20 ролей. Позже актер и его коллеги и ученики из школы-студии МХАТ, где он на тот момент преподавал, создают свою студию молодых актеров, а потом и режиссеров. Однако объединения просуществовали недолго.
Когда российская театральная деятельность претерпевала кризис, а в жизни людей ворвалась война, впервые сформировался молодой театр-студия «Современник» под руководством Олега Ефремова. Актеры впервые могли участвовать в обсуждении ролей, все вместе решали вопросы с декорациями и местом выступления, в надежде возродить былую жизнь закулисья. Поначалу театр был очень бедным, площадки для выступления не было, актеры сами финансировали свои костюмы, так как не могли представить себе жизнь без любимого дела жизни.
Политика театра изначально была «антисталинской», страна, уставшая от постоянного напряжения, хотела видеть на сцене простых и понятных комедийных героев, человечных и не лишенных юмора, романтиков, а не героев с тяжелой судьбой. Именно это и было основным посылом театра того времени. В раннем «Современнике» было поставлено и сыграно множество пьес по классике литературы, талант актеров смог привлечь многих единомышленников на театральные подмостки. Даже политические деятели, как рассказывали многие писатели, посещали временами театр Олега Николаевича.
Впоследствии театр так разросся, что из-за некоторых разногласий, руководителю пришлось принять не легкое решение – разделить театр на две части. Так появился, новый театр – «МХАТ» имени Чехова. Последние годы своей жизни, актер ставил новые постановки, а также сам выходил на сцену, однако было видно, что он очень устал от своего долга руководителя.
Биография Олега Ефремова, как всем известно, содержит не только театральные роли и жизнь на подмостках. Персонаж социального героя Олега Николаевича был также очень востребован в кино. Актер играли свои роли так натурально, что многим казалось – он таков в жизни и есть. Очень хорошо отзывался об актерской игре Олега Ефремова всеми любимый режиссер Эльдар Рязанов.
Количество работ Олега Ефремова в кино и театре вызывает восхищение. За свою жизнь он воплотил на экране и на сцене огромное количество литературных героев, и стал легендой российского театра и кинематографа.
Фильмография
Олег Ефремов снялся в 95 фильмах. Вот самые известные из них:
- «Первый эшелон»;
- «Тугой узел»;
- «Рассказы о Ленине»;
- «Исполнение желаний»;
- «Трудное счастье»;
- «Испытательный срок»;
- «Мой младший брат»;
- «Три толстяка»;
- «Живые и мертвые»;
- «Вызываем огонь на себя»;
- «Звонят, откройте дверь»;
- «Война и мир»;
- «Берегись автомобиля»;
- «Еще раз про любовь»;
- «Айболит-66»;
- «Три тополя на Плющихе»;
- «Штрихи к портрету»;
- «Мама вышла замуж»;
- «Гори, гори, моя звезда»;
- «Бег»;
- «Король-олень»;
- «Вся королевская рать»;
- «Случай с Полыниным»;
- «Здравствуй и прощай»
- «Ты и я»;
- «За все в ответе»;
- «Ольга Сергеевна»;
- «Москва, любовь моя»;
- «Вечно живые»;
- «Дни хирурга Мишкина»;
- «Рудин»;
- «Открытая книга»;
- «Враги»;
- «Комиссия по расследованию»;
- «Честное слово»;
- «Когда я стану великаном»;
- «Однажды двадцать лет спустя»;
- «Мнимый больной»;
- «Было у отца три сына»;
- «Инспектор ГАИ»;
- «Графоман»;
- «Шофер на один рейс»
- «Продлись, продлись, очарованье»;
- «Чужая жена и муж под кроватью»;
- «Батальоны просят огня»;
- «Тайна Снежной королевы»;
- «Полет птицы»;
- «Первая встреча, последняя встреча»;
- «Кабала святош»;
- «Шапка»;
- «Ширли-мырли»;
- «Сочинение ко дню победы»;
- «Чехов и Ко».
Уход из жизни
Когда смертельная болезнь настигла худрука театра, все его подчиненные знали об этом, но только не от самого Ефремова. Он не любил жаловаться.
Чтобы избегать осложнений, он пользовался специальным аппаратом для поддержания дыхания. Аппарат был с ним рядом не только дома, но и на работе, и в творческих командировках.
Со слов дочери, отец никогда не проходил курс лечения полностью. Как только ему становился легче, лечение забрасывалось. Даже находясь в больнице, он все время работал, что существенно влияло на процесс выздоровления. За год до того, как актера не стало, он прочел повесть Чехова «Моя жизнь», которая транслировалась на канале АТВ.
Метр покинул этот мир в мае 2000-го года. Его жизнь оборвалась из-за онкологического заболевания легких.
Считается, что своим творческим завещанием великий режиссер оставил постановку «Три сестры». Но незадолго до смерти он сотворил еще одно чудо – спектакль «Сирано де Бержерак». Хотя доводить до логического финала эту постановку уже пришлось Н. Скорику.
После смерти Ефремова художественным руководителем его родного МХТ им. Чехова стал О. Табаков, который был на этом посту до самой своей смерти в 2018 году.
Покоится знаменитый режиссер и актер, «отец» «Современника» Олег Ефремов на Новодевичьем кладбище. Его могила находится в мхатовском некрополе рядом с могилой великого русского писателя А. Чехова и выдающегося режиссера К. Станиславского – талантливых людей, творчеству которых он отдавал дань уважения всю свою жизнь.
Посмотрите видео. Олег Ефремов и его женщины. Кого на самом деле любил актер:
https://youtube.com/watch?v=7yOtBQWf328
Фильмы
Олег Ефремов дебютировал в кино в 1955 году, когда сыграл комсорга Алексея Узорова в мелодраме «Первый эшелон» Михаила Калатозова, снявшего через пару лет всемирно признанный киношедевр «Летят журавли», который получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». После удачного кинодебюта фильмы с Ефремовым стали выходить чуть ли не каждый год.
Киногерои Ефремова были совершенно разноплановыми, но каждый раз зрителю казалось, что актер как будто играет самого себя. И Долохов в «Войне и мире», и доктор Айболит в «Айболите-66», и следователь Максим Подберезовиков в фильме «Берегись автомобиля!», и, конечно, таксист Саша в «Трех тополях на Плющихе» получались у Олега Николаевича такими живыми, как будто он не играет, а живет перед камерой.
Кстати, Эльдар Рязанов первоначально видел Ефремова в роли Юрия Деточкина, но на кинопробах выяснилось, что великий актер не может скрыть волевой характер, и играть главного героя пригласили Иннокентия Смоктуновского.
Татьяна Доронина и Олег Ефремов в мелодраме «Три тополя на Плющихе»
Рассказывают, будто Александра Пахмутова не хотела писать саундтрек к фильму «Три тополя на Плющихе», пока не увидела уже отснятые кадры. Героиня Татьяны Дорониной пела, а герой Ефремова слушал. Актер смотрел так, что его взгляд как будто из глубины души вдохновил Пахмутову написать музыку.
Так появилась одна из самых пронзительных советских песен «Нежность». А этот эпизод стал самым сильным моментом в фильме.
В Санкт-Петербурге сегодня живет тезка знаменитого артиста, тоже Олег Ефремов. На фото времен 70-х между молодыми коллегами наблюдается некоторое сходство. Творческая биография этого человека сложилась, возможно, не столь ярко, и тому виной производственная травма: на съемках он получил контузию, с годами стал плохо слышать.
В 90-е Олег Владимирович почти не снимался. Тем не менее, в фильмографии «петербургского» Ефремова есть запоминающиеся проекты: «Улицы разбитых фонарей», «Золотая мина», «Государственная граница», «Жизнь Клима Самгина».
Театр
Как только выпускник училища начал работать в театре, ему сразу же доверили исполнить главного персонажа постановки В. Розова «Ее друзья», Володю Чернышева.
Юный актер пришелся зрителям по вкусу. В нем никто не видел актера, все считали, что это реальный парнишка, живущий на сцене. Хотя в то время Олег при его росте в 1 м 80 см не очень-то подходил на роль школьника.
Со временем ЦДТ приобретает огромную популярность у зрителей. Благодаря работе в этом театре, Ефремов приобрел ни с чем несравнимый опыт, сыграв более 20 интересных ролей.
Актер блистал в самых разнообразных ролях, среди которых был Самозванец из «Бориса Годунова» и Иванушка-дурачок из «Конька-горбунка».
Его первая режиссерская работа имела большой успех. В 1995 году он поставил музыкальную комедию «Димка-невидимка», написанную М. Львовским и В. Коростылевым.
Для Ефремова метод Станиславского был самым верным и правильным. И даже когда его стали потихоньку забывать, он вместе со своими единомышленниками-учениками школы-студии МХАТ остался верен этому методу.
Получив диплом, Ефремов не покинул стены родного училища, а стал одним из самых любимых преподавателей. Первая труппа «Современника» состояла как раз из ребят, которых он учил актерскому мастерству.
Создатель нового театра подобрал для своего детища очень удачное название. Режиссер всегда был уверен в том, что на сцене должны идти не только классические произведения, но и работы современных драматургов. Именно поэтому в «Современнике» можно было посмотреть пьесы В. Аксенова, А. Галича и даже А. Солженицына, который на то время находился в опале. Худрук и его артисты предпочитали тесное общение со зрителями, поэтому театр даже традиционным занавесом не обзавелся.
Руководя театром, Олег Николаевич не забросил актерскую деятельность. Он также играл на сцене, показывая пример своим коллегам. Его юношеская мечта о руководстве МХАТом неожиданно сбылась в 1970 году.
В театральном мире не раз проходил слушок о том, что добиться своего Ефремов смог не без помощи тогдашнего Министра культуры СССР Е. Фурцевой.
Эта женщина славилась сильным, как говорили, «железным» характером. Именно она взяла на себя ответственность перед горкомом партии за режиссера, к которому в то время были претензии из-за его вредной привязанности к алкоголю. Табаков не раз говорил, что худрук МХАТа не один раз был спасен этой отчаянной женщиной.
Исполнение мечты было омрачено состоянием, в котором пребывал театр. Все разваливалось, и Ефремову практически пришлось его спасать. Так как труппу «Современника» он набирал сам и прекрасно знал, на что способны его актеры, он всех пригласил перейти в новый театр. Но его предложение принял только Е.Евстигнеев.
Талантливый руководитель смог не только восстановить театр, но и вывести его на новый уровень. Со временем к существующему актерскому коллективу присоединились А. Калягин, И. Смоктуновский, Т. Доронина.
Актерский состав был многочисленным, часто на всех не хватало работы. В итоге было принято решение из одного сделать сразу два театра. Ефремов стал худруком МХТ им. Чехова.
Серьезно подкосила Ефремова смерть великого актера и его доброго друга И. Смоктуновского. Режиссерский запал как-то сам по себе угас, с того времени на сцене МХТ Олег Николаевич поставил единственную пьесу – «Три сестры». Через 6 лет он также покинул этот мир.
На момент смерти худрука его актеры гастролировали в Тайване. Почтить память выдающегося актера и режиссера, легендарного художественного руководителя МХТ им. Чехова, создателя «Современника», пришли тысячи почитателей его таланта. У здания театра было море людей и цветов, и подойти к нему было просто невозможно.
Ирина Мазурук
Еще будучи формально женатым на Л. Толмачевой Ефремов познакомился с начинающей сценаристкой, выпускницей ВГИКа Ириной Ильиничной Мазрук. Ирина не относилась к разряду «простых» девчат.
С Ириной Мазурук у Олега Ефремова разница в возрасте составляла 9 лет
Папа – генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, Первый кавалер Ордена Красной Звезды. Квартира из 5 комнат в «Доме на набережной». Вдобавок девушка уже имела пусть крохотный, но неудачный опыт семейной жизни.
Свадьбу сыграли в кругу друзей без регистрации отношений в загсе. 3-х летнее сожительство принесло рождение девочки – Анастасии. Отец настаивал на аборте и не хотел признавать ребенка. В свидетельстве о рождении, в графе «отец» поставили прочерк.
Это обстоятельство никак не повлияло на дальнейшие отношения с Настей. Отец и дочь всегда были дружны. Став взрослой, Анастасия сказала, что в жизни всегда должен быть человек, который всегда прав. Для нее таким человеком был отец.
По прошествии многих лет Анастасия Олеговна так говорила о семейном союзе Ефремова и Мазурук. «Я не понимаю, как они жили. Это совершенно гвозди от разных стен. Люди, не имеющие друг к другу никакого отношения».
Того, что подразумевает слово семья – не существовало. Формой общения стали письма, которые гражданская супруга прятала в карман Ефремова. Очное общение всегда заканчивалось скандалом и упреками.
Продержавшись три года, Олег принял решение уйти. Узнав об этом, Ирина вскрыла себе вены. Ее спасли. Ефремов приехал в больницу, но в гражданскую семью больше не вернулся. Ирина и Олег стерли воспоминания о прошлом.
Впоследствии Толмачева была замужем за писателем и кинодраматургом Ким Бакши, писателем В. Липатовым. Ирина была сценаристом фильма «Деревенский детектив», снятого по произведению В. Липатова. Ирина Ильинична прожила 49 лет и скончалась в 1987 году от онкологического заболевания. Ефремов на похороны не пришел.
В «Современнике», увидев Ефремова, Алла Покровская поняла, что вышла не за того мужчину
Самый долгий брак
Со временем у всех сложилось впечатление, что режиссер не способен на долгий брак. Но в начале 60-х годов он познакомился с актрисой Аллой Покровской.
После встреч последовал брак, который стал самым продолжительным в биографии знаменитости. С 1962 года в течение 12 лет Покровская была женой именитого режиссера.
В этой ситуации все же стоит отдать должное супруге. Ефремов к моменту его женитьбы никак не изменился. Он все также выпивал и увлекался другими женщинами.
Только благодаря прекрасному, спокойному характеру Аллы Борисовны семья продержалась так долго. Но в итоге и ее терпению пришел конец, и супруги расстались.