Петр щербаков

Отношения с Горьким и поездка в Париж

В одном из писем Сталину Александр Щербаков сообщает о трудностях в работе с великим пролетарским писателем, который «делает ошибки», недооценивая роль писателей-коммунистов. В то же время комиссар Союза писателей докладывает, что ему все же удалось преодолеть холодность Горького и тот прислушивается к его советам.

Летом 1935 года во французской столице состоялся Международный писательский конгресс в защиту культуры. Советскую делегацию, в состав которой входили М. Кольцов, И. Эренбург, Н. Тихонов, А. Толстой, Б. Пастернак, Г. Табидзе и И. Микитенко, возглавил Александр Щербаков.

«Добровольцы»

Дебют в кино состоялся в 1956 году в фильме «Пе-коптер!». Затем были картины «Они встретились в пути» и «Страницы былого». В 1958 году был снят фильм «Добровольцы», в котором одну из главных ролей сыграл Щербаков. Актер после выхода на экраны этой киноленты проснулся знаменитым.

Картина повествует о романтически настроенных молодых людях – комсомольцах, обеспокоенных проблемой индустриализации страны. Партнерами Щербакова по съемочной площадке стали Михаил Ульянов, Леонид Быков, Элина Быстрицкая. Образ Уфимцева прославил актера. Но следующую главную роль исполнил спустя много лет Петр Щербаков.

Творчество

После выпускного из вуза Бориса Щербакова пригласили на службу в труппу МХАТа. Там артист проработал ближайшие 30 лет. За это время актёр сыграл большое количество разноплановых и полюбился театральным зрителям. Наиболее яркими считаются образы звезды в постановках «Вишнёвый сад» и «Чайка» по Чехову, «Уходя, оглянись», «Валентин и Валентина».

Борис Щербаков был одним из любимых артистов художественного руководителя театра Олега Ефремова. После его смерти Щербаков был вынужден уйти из театра, в котором работал много лет. Дело в том, что пришедший на смену Ефремову Олег Табаков не продлил с артистом контракт. Первое время Борис Щербаков не знал, что делать дальше. 

Артист не опустил руки. Он участвовал в антрепризных спектаклях и активно снимался в кино. К слову, именно фильмы сделали Бориса Щербакова по-настоящему известным. Актёр снялся в таких знаменитых фильмах, как «Гостья из будущего», «Следствие ведут знатоки» и «С любимыми не расставайтесь». 

Борис Щербаков часто снимался в фильмах криминальной тематики. Образ стражей порядка он воплотил в картинах «Криминальный квартет» и «Выбор». 90-е годы стали для советских актёров периодом безработицы. Но проблемы не коснулись Щербакова. В 1994 году он получает звание Народного артиста, а через четыре года заслуживает почётный орден Дружбы.

Владимир Ерёмин, Борис Щербаков и Николай Караченцов. Фото: pinterest.ru

 В 2012 году исполнитель появился в популярной картине «Легенда номер 17». За свою карьеру Щербаков успел поработать с такими известными людьми, как Сергей Бондарчук, Станислав Говорухин, Александр Абдулов, Ирина Алфёрова и Николай Караченцов.

Славится Борис Щербаков и своей телевизионной деятельностью. Актёр семь лет работал ведущим программы «Доброе утро», а после ухода с Первого канала его пригласили на «Звезду». Там Щербаков стал вести авторскую передачу «Последний день». Шоу посвящено смерти знаменитостей, точнее их последним дням, последним словам, завещаниям и реакции родственников и друзей на трагедию.

Артист по сей день активно снимается в кино, играет в спектаклях на театральной сцене, участвует в телевизионных программах и посещает светские мероприятия. 

Ножки его и сгубили

Кто постарше – вспомнят раннюю работу «Добровольцы» и песню «А годы летят…» в его исполнении, люди среднего возраста – музыкальную комедию «Мы из джаза», где Щербаков искусно играл на саксофоне (даже профессионала приглашал, чтобы обучиться)…

Статья по теме

«Мымра всех времён!» 35 лет «Служебному роману»

Судьба не баловала артиста главными ролями, подкидывая в основном второстепенных персонажей, а часто – просто эпизоды. Без слов.

Молчаливым оказался и незабвенный Петр Иванович Бубликов, начальник отдела Общественного питания («может быть, поэтому он такой… упитанный») в рязановской комедии «Служебный роман». Роль, по которой Петра Ивановича Щербакова запомнило большинство зрителей. И где играть ему по сути было нечего. Разве что, надев очки, рассмотреть свой портрет с траурной лентой. Да отвлечься от статотчета на пробегающие мимо девичьи ножки…

«Ножки» Щербакова и сгубили.  

«Служебный роман», 1977 год. Кадр из фильма

Личная жизнь

Личная жизнь Бориса Щербакова сложилась давно. Много лет артист женат на Татьяне Бронзовой. Его жена не только актриса. Она и писатель, и заведующая труппой МХАТа 1991–2001 годов. Ушла вместе с мужем, когда Олег Табаков не продлил с ним контракт.

Борис Щербаков и его жена Татьяна Бронзова

Студенты Щербаков и Бронзова встретились и полюбили друг друга в Школе-студии. Они воспитали единственного сына Василия, который получил 2 высших образования: юридическое и режиссерское. Родители не торопили молодого человека с женитьбой, но намекали, что хотят понянчить внуков. Их мечта осуществилась не сразу, но сегодня у Василия счастливая семья.

Жена прощала супругу постоянные измены. В молодости об артисте и его романах ходили легенды, но Татьяна терпела, сохраняя семью. Она даже испытывает некоторую гордость от этого факта: утверждает, что не стала бы жить с мужчиной, к которому окружающие женщины безразличны.

В 1983 году у исполнителя был громкий служебный роман с Людмилой Нильской на съемках картины «Никто не заменит тебя…» Людмила переживала, что за ней ухаживает женатый человек, но тот делал все настолько галантно, что актриса не устояла. Татьяна Щербакова по-другому описывает эту интрижку. С ее точки зрения, Людмила после перерыва в творчестве решила вернуть себе известность с помощью скандала.

После съемки совместных клипов Борису Щербакову приписывали и роман с Любовью Успенской, но эти слухи артист резко опроверг.

Борис Щербаков и Людмила Нильская

В 2006 году у жены знаменитости диагностировали онкологию. Началось изнуряющее лечение, во время которого Щербаков поддерживал Татьяну. Болезнь до конца не отступила, но благодаря жизнелюбию и энергии Бориса Васильевича супруга продолжает смотреть в будущее с оптимизмом. Фото любящей пары появляются в прессе, свидетельствуя о нежных чувствах, которые питают друг к другу Борис и Татьяна.

Сам актер не отличается завидным здоровьем. С возрастом он очень похудел, что неоднократно отмечали поклонники. Раньше при росте 177 см его вес составлял 73 кг. В 2017 году исполнитель попал в больницу, тогда у него было диагностировано несколько хронических заболеваний.

Осенью 2020-го на фоне роста заболеваемости коронавирусной инфекцией стали распространяться слухи о госпитализации звезды. В какой больнице находился артист, не уточнялось. По информации, которая просочилась в СМИ, причиной обращения к медикам стал хронический бронхит. Сам исполнитель опроверг наличие у него проблем с легкими. Слова отца в интервью подтвердил сын Василий.

А вот в августе 2021 года артист сам обратился в больницу, поскольку почувствовал недомогание. Взятый тест показал отсутствие COVID-19, однако Щербаков решил остаться под присмотром врачей и поправить здоровье.

Борис Щербаков и Любовь Успенская

Вместе с супругой все свободное время Борис Васильевич проводит в загородном доме. Особняк находится в поселке Рыбаки на Ленинградском шоссе. Коттедж выстроен в стиле русской избы из натурального дерева, без отделки, существенно выделяется на фоне других построек в округе. Возводили его с начала 2000-х годов по проекту самого Бориса Васильевича.

Принцы лысыми не бывают

Парень из рабочей семьи. С простым лицом. Рано начавший лысеть… Классической красоты природа актеру не дала. Но, как это нередко бывает, наградила таким обаянием – хватило бы на троих. Поклонницы проходу не давали. Да и актер был, судя по всему, любвеобильным.

Первой женой Щербакова стала балерина Светлана из Одессы. В середине 1950-х актер снимался там в фильме Евгения Ташкова «Страницы былого». Тогда, видно, и встретил суженую. Однако он после съемок вернулся в Москву, Светлана осталась в Одессе. А на расстоянии – какая любовь? Брак быстро распался.  

Второй раз под венец артист пошел с инженером Ниной. Родился сын Андрей. Но и этому союзу не суждено было продлиться долго. Когда мальчику исполнилось три года, Нина умерла. 

А вот о третьем – гражданском – браке Петра Ивановича многие годы знали только коллеги. Так получилось, что и тут свою роль сыграла Людмила Иванова. В 1960-е годы она преподавала актерское мастерство в театральной студии при заводе, и одна из учениц – Галя Лиштванова – попросила устроить ее на работу в «Современник». Девушка очень любила театр, но поступить в вуз так и не смогла. Иванова замолвила за нее словечко, и 23-летнюю Галину приняли старшим билетером. Лучший театр страны, известные артисты… Галя была счастлива. Оставалось только встретить «принца на белом коне».

В какой-то момент знаки внимания ей стал оказывать… Щербаков. На 14 лет старше. Не разница – пропасть! Да и лысыми принцы не бывают! Галя держала оборону, сколько могла. Когда заболела жена Петра Ивановича, поддерживала: «Она обязательно выздоровеет».  

«Страницы былого», 1957 год Кадр из фильма

Личная жизнь

Петр Щербаков впервые женился в начале семидесятых годов. Его возлюбленной стала некая Нина. В 1971 году избранница подарила артисту наследника Андрея. Супруги жили счастливо, но, когда сыну исполнилось 3 года, женщина умерла.

В 1975 году Петр Иванович стал жить гражданским браком с билетершей театра «Современник» Галиной Лиштвановой. Через год она родила артисту дочь Ольгу. Сразу после появления девочки на свет женщина узнала об измене возлюбленного. Не став выяснять отношения, Галина забрала малышку и ушла. Артист официально удочерил наследницу, однако в 16 лет она решила взять фамилию мамы.

Галина Лиштванова

Второй официальной супругой Щербакова стала Валентина Бекетова. С ней мужчина прожил с 1977 года до самой смерти.

С третьей женой Валентиной

Дети артиста пошли по его стопам: сын учился в студии МХАТ, затем все бросил, и уехал в Америку. Сегодня он успешно играет на Бродвее. Дочь актера работает на телевидении.

Из рабочих — в артисты

Щербаков некоторое время трудился в конструкторском бюро, вечерами учился в техникуме. Получив диплом, Петр поступил в вуз. В студенческие годы будущий актер «Современника» начал посещать театральный кружок. Однажды, прогуливаясь по Москве, Щербаков случайно проходил мимо ГИТИСа. Ему вдруг пришла в голову сумасшедшая идея.

Щербаков Петр – актер любительского театра – зашел в институт и обратился к первому попавшемуся преподавателю с просьбой «посмотреть» его. Искренняя наивность молодого человека настолько удивила педагогов, что его не только прослушали, но и зачислили. Интересный факт — сразу на второй курс, потому как в том году набора на актерское отделение не было.

Так Петр Щербаков, фото которого представлены в статье, стал студентом ГИТИСа. Первый год обучения ему дался нелегко. Пришлось сдавать экзамены за пропущенный курс. Но бывший заводской рабочий отличался упорством и трудолюбием.

После получения диплома Щербаков некоторое время играл на сцене Театра советских войск в Германии. Затем вернулся в Москву. Вскоре его пригласили в труппу «Современника». Это был на тот момент самый молодой столичный театр. Труппа состояла из молодых актеров. Но имя каждого из них впоследствии получило всесоюзную известность.

Талантливый организатор

Для театра он делал очень много. Щербакову постоянно приходилось находить общий язык с чиновниками, что было довольно непросто. Несмотря на всяческие проблемы, «Современник» продолжал работать, и в первую очередь благодаря Щербакову. Согласно воспоминаниям коллег, этот человек никогда ничего не делал для себя. Даже в собственную квартиру Петр Иванович переехал ближе к пятидесяти годам. А до этого времени жил с матерью. Впоследствии руководящую должность он занял и во МХАТе.

На сцене театра «Современник» актер Щербаков сыграл свои лучшие роли. Может быть, не все из них были достойны его таланта – такова несправедливая актерская судьба. Но любая роль, даже самая маленькая, для Щербакова была настоящим счастьем. И он окунался в новую постановку с необыкновенным волнением. Этот артист блестяще сыграл роль инвалида в спектакле «Без креста». Передвигаясь на убогой дощечке с колесиками, он был достоверен, искренен, трагичен. Актер помнил послевоенное время, когда на улицах Москвы так много появилось искалеченных фронтовиков. И всегда испытывал к этим людям трепетные чувства. А потому и образ, который он создал на сцене, был чрезвычайно проникновенным.

Актерская судьба Щербакова сложилась таким образом, что в кино он играл всегда матросов, солдат, представителей рабочего класса, комсомольцев. Все эти герои были воплощением силы, энергии. Позже, с возрастом, ему все чаще предлагали роли чиновников. Лишь в театре он смог реализовать себя.

Петр Хазизов — биография Википедия

Пётр Хазизов родился 22 сентября 1965 года в Москве.

В 1987 году окончил МИСиС (Московский институт стали и сплавов).

Петр Хазизов в 1987—1989 годы работал в Государственном центральном музее кино старшим научным редактором, занимался компьютерным архивом и переводом фильмов.

С 1989 по 1993 сотрудничал с иностранными телеканалами и информагентствами (CBS, American Broadcasting Company (ABC) и Channel 4 и другими) в качестве продюсера, оператора и монтажёра документальных фильмов.

Хазизов в 1993 году основал студию TEKO FILM (c 2003 года — Cinemateka, в настоящее время — Mangacompany Ltd).

Как режиссер и креативный продюсер снял более ста рекламных роликов для таких брендов, как Reebok, Coca Cola, Nestle, Unilever, Renault.

Режиссёр, автор сценария и продюсер полнометражного художественного кинофильма «Манга», который вышел в российский кинопрокат в 2005 г. и c успехом демонстрировался на многих отечественных, европейских и американских фестивалях, в частности NY Independent Film and Video Festival, NY, USA, SciencePlusFiction Festival, Trieste, Italy, Rotterdam International Film Festival, Holland, Sitges Festival Internacional de Cinema de Catalunya, Spain, Raindance Internationl Film Festival, London, Great Britain и многих других.

  • NY Independent Film and Video Festival, NY, USA (Приз за лучший иностранный фильм)
  • Trieste Science+Fiction Festival (Главный приз и Премия Астероид за лучший фильм)

В 2009 году он выступил организатором первого российско-европейского фестиваля короткометражного кино «27+ONE».

Фильмы 1960 годов

Щербаков много снимался в кино. Но роли ему доставались, как правило, второстепенные в силу специфического типажа. Этот актер обладал особой манерой игры, для которой была характерна сдержанность.

В 1961 году на экраны вышел фильм «Битва в пути». Режиссер картины – Владимир Басов – впоследствии не раз приглашал актера на свои фильмы. В картине «Им покоряется небо» Щербаков сыграл летчика-испытателя. Еще долгое время этот талантливый актер появлялся на экране в качестве положительных героев, мало чем отличающихся друг от друга. В шестидесятые годы он снялся в фильмах «Застава Ильича», «Строится мост», «Тридцать три», «Весна на Одере».

У режиссеров этот актер ассоциировался с образом военного или передовика производства. Щербаков, безусловно, играть других героев не мог в силу времени. Кино, как и литература, было призвано пробуждать гражданское самосознание советского человека. Но даже позже, когда в сфере культуры появилась некоторая свобода, ему нечасто приходилось играть интересных, сложных и противоречивых персонажей.

Детство и юность

Родился будущий народный артист летом 1929 года в деревушке Поздняково, тогда Калужской губернии. Родители – из двадцатипятитысячников, рабочих промышленных предприятий, направленных в период коллективизации в село поднимать колхозы.

После войны семья Щербаковых перебралась в столицу. Глава семьи устроился рабочим на завод имени Лихачева (ЗИЛ). Вскоре к отцу примкнул Петр – парню нашлось место в штамповочно-механическом цехе. Вечерами Петр Щербаков учился в автомеханическом техникуме, а днем трудился.

Петр Щербаков

В другое русло жизнь Петра направили старшие сестры: девушки тоже работали на ЗИЛе и посещали заводской театральный кружок, где наметился дефицит парней. Сестры уговорили брата пойти за компанию, Щербаков сдался.

Петр Щербаков не планировал связывать жизнь с театром и кино: окончив техникум с отличием, он без экзаменов прошел в технический вуз. Вмешалась судьба. Во время прогулки будущий актер подошел к порогу ГИТИСа. Шальная мысль «А почему бы не попробовать?» подтолкнула юношу к дверям театрального вуза.

Петр Щербаков в молодости

В том году в ГИТИСе набирали режиссерский курс. Преподаватели откликнулись на просьбу Петра Щербакова посмотреть его и после собеседования приняли на второй курс, поставив условие сдать экзамены за первый курс через полгода.

Петр Щербаков учился с Вадимом Тонковым и Борисом Владимировым, которые знакомы советским зрителям как комедийный дуэт Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны.

ГИТИС Щербаков окончил в 1955 году и отправился в Германию, в Театр группы советских войск. Там и началась творческая биография артиста.

Биография

В арсенале народного артиста РСФСР Петра Щербакова сотня замечательных ролей, но эпизодические в рязановских фильмах запомнились зрителям как самые яркие. Начальник отдела общественного питания Бубликов из «Служебного романа» (может, потому он такой упитанный?) и муж замдиректора НИИ Аникеевой в комедии «Гараж» – эти роли поклонники актера называют фирменными.

Актер Петр Щербаков

Но лишь настоящие любители и знатоки советского кинематографа знают, что Щербаков был и замечательным театральным актером, игравшим на подмостках «Современника» и МХАТа. А вот артистом Петр Иванович стал совершенно случайно, имея все шансы пополнить ряды инженеров.

Ну вот только с личным…

– Понимаете, Бубликов у-у-умер… А потом он не умер. Эта неприятность случилась с его однофамильцем в больнице, а позвонили нам.  Перепутали. А венок уже купили. Умрет ли он еще раз, неизвестно. А цветы пропадают. Вот. Шура дергает их из Бубликова… Ой, то есть, из венка из-под Бубликова, делает букеты и дарит женщинам…

Статья по теме

Эхо друг друга. Служебный роман Светланы Немоляевой

По иронии судьбы, Людмила Иванова – профсоюзная активистка Шура, собиравшая на венок Бубликову, и в жизни Щербакова сыграла немаловажную роль. Оба актера служили в «Современнике». Иванова, к тому же, шесть лет была секретарем парторганизации. Но после родов передала ответственную должность Щербакову, а чуть позже стала председателем месткома – по сути «Шурочкой».

– У нас был принцип – брать на общественные работы только хороших актеров, – рассказывала мне незадолго до смерти Людмила Ивановна. – Поэтому в месткоме трудились Михаил Жигалов, Игорь Кваша, Олег Табаков, Алла Покровская, Елена Миллиоти…

Вот и Щербаков – мало того что крепкий артист, так и человеком слыл хорошим. Коллеги любили его за доброту, порядочность. Даром что в личной жизни у Петра Ивановича все как-то складывалось не так…

Нахальный студент

Борис появился на свет в городе на Неве. Его родителей познакомила «дорога жизни» во время войны – отец по замершему льду доставлял хлеб в блокированный немцами город, а мама регулировала транспортные потоки на Ладоге. Поженившись, родители будущего артиста остались жить в Ленинграде. В этом союзе родилось пятеро детей.

Жили Щербаковы, как и большинство ленинградцев тех времен, довольно скромно. Жили в небольшой коммуналке, главным «козырем» которой были разве что огромных размеров окна. Из них открывался живописный вид на Финский залив. Боря любил наблюдать сквозь окна за кораблями и мечтал выучиться на капитана дальнего плавания.

Однако вскоре мечта изменилась – мальчику захотелось стать актером. Произошло это после участия в съемках эпизода приключенческого фильма «Мандат». Борису понравился съемочный процесс, а еще больше радости принес просмотр готового фильма с его участием. Вскружила голову и награда за участие в съемках – 500 рублей в те времена были огромной сумой.

Аттестат о среднем образовании Борис получил в 1967 году. В тот же год он попытался влиться в ряды студентов ЛГИТМИК, но срезался на последнем туре конкурсного отбора. Парень не опустил рук, а вовремя сумел сориентироваться и подать документы в Институт культуры, избрав для себя специальность режиссера.

Одним из лучших специалистов, готовивших будущих артистов, в те времена был Павел Массальский, Народный артист СССР, один из небожителей московского театрального мира. И вот до Ленинграда дошли слухи, что Павел Владимирович собирается набрать новый курс.

Учиться у такого мэтра было несбыточной мечтой многих молодых людей. Но что значит несбыточной? Собрав вещи, Борис в спешке бросает институт и родной город, чтобы успеть в Москву. Когда Щербаков приехал в Белокаменную, ситуация выглядела не ахти.

МХАТ с Массальским в составе готовился к зарубежным гастролям, из-за чего экзамены передвинули на более ранний строк. Борис подъехал только к последнему экзамену.

К чести Бориса, он не стушевался перед комиссией, и был принят в Школу-студию МХАТ. После такого «экстренного» зачисления однокурсники держали Щербакова за «блатного» и почти год относились к нему почтительно, считая его сыном актера Петра Щербакова. Но затем, осознав свою ошибку, приняли в свой круг.

Годы обучения были интересным и сложным периодом в жизни будущего артиста. Родители, воспитывая других детей, не имели возможности поддержать старшего сына материально. На жизнь пришлось зарабатывать и дворником, и мойщиком машин, и ночным сторожем в шашлычной, и другими способами.

Однако такие жертвы себя оправдали – в 1972 году Бориса Щербакова приняли на службу в основной состав актерской труппы МХАТа. Начиная с ролей второго плана, за три десятка лет работы в театре Борис Васильевич вознесся до легенды театра. На его счету более пятидесяти ярких ролей, но наиболее удачными спектаклями с его участием стали:

  • «Чайка»;
  • «Вишневый сад»;
  • «Валентин и Валентина»;
  • «Дачники»;
  • «Варвары»;
  • «И свет во тьме светит»;
  • «Уходя, оглянись»;
  • «Сирано де Бержерак».

В 2003 году Борис Васильевич ушел из любимого театра, не наладив рабочих отношений с новым худруком Олегом Табаковым. Однако полностью с карьерой театрального актера не распрощался – играл в постановке «Не отрекаются любя» Татьяны Догилевой, в комедии «Куплетисты» Ольги Анохиной, участвовал в антрепризах «Свободная пара», «Дама ждет, кларнет играет», «Заложники любви», «Пусть говорят», «Все сначала».

Параллельно с работой в театральных проектах работал ведущим на телевидении, в 2007-2014 годах вел информационно-развлекательную программу «Доброе утро» в эфире «Первого канала». Затем перешел на телеканал «Звезда», где стал ведущим авторской программы «Последний день».

Мужественный герой

В кинематографе Борис Васильевич обосновался не менее прочно, чем на театральной сцене. Свои наиболее знаменитые роли он сыграл еще в 70-80 годах прошлого века. Зрительскую симпатию актер завоевал после выхода на экраны:

  • киноповестей «Я служу на границе» (образ рядового Дмитрия Седых) и «Эти непослушные сыновья» (Андрей Ермаков);
  • спортивной драмы «Миг удачи» (Сергей Максимов);
  • социальной драмы «Трасса» (Аркадий Воеводин);
  • мелодрамы «День свадьбы придется уточнить» (Сергей Шитов);
  • криминального детектива «Следствие ведут Знатоки» (Зыков);
  • приключенческого фильма «Случай в квадрате «36-80»» (Геннадий Волк);
  • военной драмы «Берег» (Вадим Никитин).

Еще больше закрепил свою популярность образами Саши Гусева в молодежной мелодраме «Валентин и Валентина»; Филлипа (отца) и Николая (сына) Логиновых в героико-приключенческом фильме «Слушать в отсеках»; дальнобойщика Анатолия в боевике «Выкуп»; Андрея в криминальной драме «Воры в законе».

Актер органично выглядит во всех жанрах кинематографа, но чаще всего режиссеры приглашали его на роли в военные фильмы, в которых требовались благородные и мужественные герои.

Не потерялся Борис Щербаков и в российском кинематографе, сыграв Бориса в триллере «Монстры»; Сергея Авдеева в семейной комедии «Жених из Майами»; Федора в комедии «Привет, дуралеи», Петра в военной драме «Сильнее огня». Поклонники сериалов помнят Бориса Васильевича по ролям в проектах:

«Петербургские тайны»;
«Королева Марго»;
«Марш Турецкого»;
«Ростов-папа»;
«Сыщики»;
«Кодекс чести»;
«Убойная сила»;
«Солдаты»;
«Осторожно, Задов!»;
«Грозовые ворота»;
«Дело было в Гавриловке»;
«Высший пилотаж»;
«Военная разведка»;
«Трое в Коми»;
«Красная королева».

В 2016 году на экраны вышел детективный сериал «Напарницы», в котором Щербаков воплотился в образ полковника Федора Жукова. С 2017 года актера можно увидеть в ролях Владимира Пантелеева в мелодраматическом сериале «Наживка для ангела» и Ракитина в семейной саге «Серебряный бор».

В настоящее время актер задействован в съемках биографического спортивного фильма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» (играет Мироныча, водителя автобуса), а также участвует в создании мистического детектива «Потапов и Люся».

Борис Щербаков принимал участие в озвучивании многих популярных зарубежных фильмов. Его голосом разговаривают персонажи, сыгранные Кевином Спейси, Жаном-Клодом Ван Даммом, Брюсом Уиллисом.

Кроме игрового кино, Борис Васильевич принимал участие в съемках нескольких документальных фильмов. В качестве рассказчика он фигурирует в биографических проектах о жизни и творчестве Леонида Куравлева, Евгении Ханаевой, Михаила Державина, Георгия Буркова, Любови Полищук, Евгения Матвеева.

Личная жизнь

9 июля 1940 года Борис женился на 19-летней красавице Зое Сорокиной. До свадьбы влюбленные 4 года встречались, вместе ходили в театры, музеи и филармонии. Щербаков не только неоднократно писал портреты жены, но и посвящал избраннице стихи.

Большую часть блокады Ленинграда супруга живописца и его теща прожили в осажденном городе: Зоя Анатольевна, будучи студенткой медицинского вуза, работала в госпиталях. Перевезти родственников в Москву Щербаков смог лишь в 1943 году, причем вначале семья ютилась в маленькой комнатке в коммунальной квартире в Подколокольном переулке.

Борис Щербаков с женой и дочерью

В 1948 году Зоя Анатольевна подарила мужу дочь Галину, которая, повзрослев, стала искусствоведом. Щербаковы жили в просторной квартире, служившей художнику и мастерской, на улице Горького в Москве. Лето семья обычно проводила в Подмосковье, причем критерием выбора дачи служило наличие поблизости живописных мест, пригодных для написания пейзажей. Одним из самых известных среди них стала картина «Русь подмосковная».

У Бориса Валентиновича всю жизнь было много друзей как среди коллег, так и среди ученых, литераторов и военачальников, портреты которых он рисовал. В 70-х годах XX века в ходе создания серии молдавских пейзажей Щербаков подружился с первым секретарем ЦК Компартии Молдавской ССР Иваном Бодюлом, а также дочерью партийного чиновника, начинающей художницей Натальей, которую часто брал с собой на пленэры.

Творчество

Борис Валентинович считал, что задача художника — найти в истории народа момент значительный, в природе — момент, выражающий настроение, а в портрете — отражающий характер человека. В качестве названий работ живописец часто использовал поэтические цитаты или строки из песен («Мороз сребрит увянувшее поле», «Течет река Волга», «Широка страна моя родная» и т. д.).

О признании заслуг художника перед живописью свидетельствует как Государственная премия, полученная в 1952 году 36-летним Борисом за полотно «Заседание Президиума Академии наук СССР», так и тот факт, что в 1973 году министр культуры Советского Союза преподнесла картину Щербакова «Русская зима» в дар президенту США Ричарду Никсону. Слава позволяла живописцу запечатлевать на полотнах (например, в работе «Ростов Великий. Девичий монастырь») и купола церквей.

Осенний пейзаж Бориса Щербакова

В 1956 году Борис Валентинович принимал участие в копировании шедевров Дрезденской галереи, возвращенных Советским Союзом Германской Демократической Республике. В ходе поездки на берега Эльбы Щербаков написал картины, ставшие основой персональной выставки «Люди и города ГДР».

Среди циклов наследника художественной династии выделяются «Белая серия», объединившая портреты Героев Советского Союза, и серия пейзажей, написанных в уголках России, вдохновлявших литераторов: Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, Льва Толстого и Ивана Тургенева, Антона Чехова и Михаила Шолохова.

«Служебный роман»

В послужном списке Щербакова есть маленькая, но чрезвычайно яркая роль – роль Бубликова. Актер появляется в кадре в общей сложности минут на пятнадцать. У него нет ни одной реплики. Изначально роль Щербакова должна была быть более значительной. Рязанову пришлось вырезать несколько интересных сцен. Среди них была погоня Бубликова за Шурой. Герой Щербакова является на работу и узнает, что с легкой руки местной активистки собраны деньги на его венок. Новость приводит его в гнев, а далее следует сцена, которую телезрители, к сожалению, не увидели.

Прошло два года после премьеры «Служебного романа», и Рязанов пригласил Щербакова в свой очередной фильм. Речь идет о картине «Гараж», в которой актер исполнил роль мужа Аникеевой. Другие фильмы, в которых снялся Щербаков: «Ключ», «Время для размышлений», «Слезы капали», «Похождения графа Невзорова». И, наконец, в 1983 году произошло то, о чем так долго мечтал Петр Щербаков: ему предложили главную роль в кино.

Фильмография (1970 годы)

С участием Щербакова выходило все больше картин. Но его роли в них были эпизодическими. В 1972 году состоялась премьера фильма «Большая перемена». Актеры этой картины прославились. Она вошла в золотую коллекцию отечественного кинематографа. Мало кто помнит, что в этом фильме сыграл эпизодическую роль Щербаков.

В 1976 году Владимир Басов снял фильм «Дни Турбиных». Это одна из лучших экранизаций Булгакова. Успех фильма объясняется талантливой работой режиссера и звездным актерским составом. В фильме сыграли Андрей Мягков, Андрей Ростоцкий, Валентина Титова, Олег Басилашвили и другие. Щербаков исполнил роль Студзинского. Хотя роль является второстепенной, но зрители ее запомнили, и прежде всего по романсу «Белая акация», который превосходно исполнил Петр Щербаков.

Личная жизнь

Первая жена актера рано умерла, оставив на его руках малолетнего сына. Еще до знакомства с супругой в театр «Современник» пришла работать молодая билетерша Галина, к которой Щербаков был неравнодушен. Актер, пользовавшийся популярностью у женского пола, немало удивился, когда на его знаки внимания девушка отреагировала холодно. Когда же он овдовел, Галина сама приложила усилия, дабы наладить контакт с ним.

Девушка взяла на себя все домашние дела, помогала в воспитании сына. Казалось бы, семейная жизнь Щербакова наладилась. Но через полтора года Щербаков ушел от Галины. Она в то время ждала ребенка.

До конца своих дней Щербаков не признавал дочь, о существовании которой не мог забыть. Галина около сорока лет проработала в «Современнике» в качестве администратора. Дочь часто брала с собой на работу. Но Петр Щербаков продолжал делать вид, словно у него есть всего один ребенок – его любимый сын Андрей. Тот, в свою очередь, окончил школу, затем театральное училище, уехал по приглашению в США. А спустя две недели отцу пришло письмо о том, что сын в Россию больше никогда не вернется. Это стало тяжелым ударом для актера.

К моменту отъезда сына Петр Щербаков уже давно был женат во второй раз. Творческий кризис, невостребованность привели к затяжным депрессиям, которые актер нередко снимал при помощи алкоголя. В 1993 году Петр Иванович Щербаков ушел из жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В 1936-1940 годах

В 1936 году Щербакова направили в Ленинград 2-м секретарем обкома КП. Непосредственным шефом Александра Сергеевича на этом посту был Жданов. В 1937-1938 годах его назначили руководить Восточно-Сибирским (Иркутским) обкомом партии, где он «успешно» провел массовую чистку кадров, обвинив местных коммунистов в организации троцкистско-правой контрреволюционной организации.

За активность и принципиальность в борьбе с врагами в 1938 году Александр Сергеевич был назначен первым секретарем Сталинского (ныне Донецкая область) обкома партии. На этом посту он сменил латыша Э. Прамнэка, объявленного врагом народа. Следующей карьерной высотой, которая была без штурма взята Щербаковым, стал пост первого секретаря МК и МГК. Предварительно с них был смещен арестованный «вредитель» А. Угаров, которого обвинили в саботаже, повлекшем трудности с доставкой овощей и картофеля в столицу.

В то же время доверие Сталина не было безграничным, и при Щербакове в качестве комиссара постоянно находился Д.М. Попов.

«Мы из джаза»

В фильме Карена Шахназарова были задействованы молодые актеры: Игорь Скляр, Александр Панкратов-Черный. Щербаков был значительно старше своих партнеров по съемочной площадке, но в процессе работы над фильмом этого вовсе не чувствовалось.

Интересный факт: в картине есть сцена, когда джаз-музыканты вдруг бросаются в пляс. Герой Щербакова, согласно сценарию, должен был в этой сцене присутствовать, но сидеть за столом и печально смотреть на танцующих. Но актер решился сымпровизировать. Он спросил позволения у Шахназарова принять участие в этой веселой пляске, на что режиссер дал согласие. В результате образ саксофониста получился более живой, гармоничный.

В восьмидесятые годы фильмография Щербакова пополнилась такими картинами, как «Дети солнца», «Про кота», «Берега в тумане». Он также сыграл маленькую роль в мелодраме «Валентин и Валентина».

В 1985 году Шахназаров пригласил Щербакова на съемки фильма «Зимний вечер в Гаграх», где тот сыграл администратора. В этом фильме главную роль исполнил близкий друг актера Евгений Евстигнеев. А потому работа в картине Шахназарова была интересной для Щербакова.

В кино главных ролей больше у актера не было. Он играл чиновников, начальников и прочих безликих персонажей. Когда же грянула перестройка, начались проблемы в театре. В конце восьмидесятых перестраивалось в стране все: экономика, культура, самосознание граждан. Люди перестали посещать театры. В этот период переживал серьезный творческий кризис Петр Щербаков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector