Вячеслав шалевич

«ОН ГОВОРИЛ, ЧТО БЕЗ СЦЕНЫ СРАЗУ УМРЕТ»

– Как складывались ваши отношения с сыном Вячеслава Анатольевича от прежнего брака – Иваном?

– Когда с Вячеславом Анатольевичем мы начали встречаться, Ване было чуть больше 20 лет.

Понимаю, что ему было трудно после смерти мамы (третья жена Шалевича умерла в 1997 году от онкологии. – Ред.). Но я, по понятным причинам, не могла заменить ему мать – парень был уже взрослый, со своей отдельной жизнью. Он сам высказал желание жить отдельно, и я отдала ему свою трехкомнатную квартиру.

Живет ли в Ване обида на отца, сыновняя ревность – от того, что тот женился после смерти мамы? Не знаю. Предположу, что ему не хватало отцовской любви. И это даже не связано со мной. Просто для Вячеслава Анатольевича всегда на первом месте была работа.

Помню, когда родилась Аня, наша дочь, он смотрел на нее с удивлением и повторял: «Таких маленьких детей никогда близко не видел!» «Но у тебя же два сына!» – говорила я (старший – Владимир – родился от второго брака, с актрисой Натальей Упеник, и, к сожалению, умер молодым. – Ред.). Вячеслав Анатольевич сказал, что почти их не воспитывал: «Сутками на работе, я же артист!» Он и Анечке не много времени посвящал. И дома никаких дел не касался, быт целиком и полностью был на мне. Я не обижалась на него. Считаю, надо принимать человека таким, какой он есть.

– С 2006 года Вячеслав Анатольевич болел. Вашей Ане было всего пять лет…

– Болезнь подкрадывалась незаметно. Он стал чуть меньше разговаривать – все чаще молча сидел перед телевизором. Изменилась походка: еще вчера почти бегал – я за ним не успевала, а теперь ходил все медленнее с каждым днем. Стал ходить с палочкой. Затем отнялась правая рука.

К врачам обращаться долго не хотел: «Ерунда! Полежу – пройдет». Однако не проходило. И я с огромным трудом убедила его оставить хотя бы одну работу – руководство Театром имени Рубена Симонова.

Он упирался: «Как же без меня?» Я ушла оттуда первой – надеясь, что он тоже уйдет. И он ушел. Артисты театра тогда на него обиделись. Считали, что он их бросил, предал. А у него сил не оставалось!

С 2010 года Вячеслав Анатольевич и вовсе мог передвигаться только в инвалидном кресле. Диагноз звучал так: хроническая ишемия головного мозга.

– Но при этом Шалевич продолжал играть спектакли в Вахтанговском театре.

– Да, я возила его на спектакли даже из больницы, на коляске. Он наотрез отказывался покинуть труппу, говорил, что без сцены сразу умрет. Мы хватались за любую соломинку, чтобы поставить его на ноги. Все опробовали: подводные массажи, иглоукалывание, даже к народным целителям обращались – ничего не помогало. Но Слава до последнего верил, что выздоровеет. Мы даже ездили отдыхать в Италию. Я подвозила его на коляске к морю, помогала сделать несколько шагов в воде – и он плыл, тело начинало вновь слушаться. Постоянно от него слышала: «Как все же интересно жить!» Он до последнего дня оставался оптимистом.

Смерть

В конце осени 2021 года Вячеслав Шалевич перенес пневмонию с осложнениями. Болезнь подкосила здоровье артиста, но Вячеслав не прекращал появляться на сцене. 1 декабря, в то время, когда актер играл Галилео Галилея в спектакле «Пристань», ему стало плохо

, была вызвана «скорая помощь». На предложение медиков о госпитализации Шалевич ответил отказом.

Кризис вызвала болезнь легких, пневмония с осложнениями. Через два дня состояние артиста резко ухудшилось, начался судорожный синдром, и Вячеслава Шалевича поместили в реанимацию

. Там, не приходя в сознание, актерскончался 21 декабря 2021 года. Официальной причиной смерти Вячеслава Анатольевича считаются осложнения, полученные после перенесенной пневмонии.

Могила Вячеслава Шалевича

Смерть артиста стала ударом для близких, ведь в семье подрастала несовершеннолетняя дочь. Гражданская панихида прошла 23 декабря в театре им. Е. Вахтангова, которому актер посвятил жизнь. Прощание с артистом проходило под музыку из последнего спектакля, в котором играл Шалевич. Из зала гроб выносили под громкие аплодисменты. Похоронили Вячеслава на Ваганьковском кладбище.

Сейчас могила артиста украшена цветами, на ней установлен крест и фото артиста. Место захоронения Вячеслава Анатольевича находится рядом с могилами других знаменитостей: Андрея Миронова, Георгия Вицина, Олега Даля, Александра Абдулова, Леонида Филатова.

Анатолий Дуганов («Хоккеисты», 1964 год)

Кадр из фильма Роль капитана хоккейной команды «Ракета» Дуганова, который отстаивает право тридцатилетних продолжать спортивную карьеру, сделала Вячеслава Шалевича настоящей кинозвездой. Интересен тот факт, что до участия в съёмках этой картины режиссёра Рафаила Гольдина, артист ни разу даже не надевал коньки. Шалевич довольно быстро освоился на льду и научился довольно сносно управляться с шайбой. Главных героев многих спортивных драм зачастую обвиняют в пафосе и чрезмерной восторженности. В жизни настоящие спортсмены другие – оны молчаливы и целеустремлённы. В этом фильме Шалевич смог создать образ истинного хоккеиста – его персонаж делает всё возможное, чтобы добиться поставленной цели, не жалуется и говорит исключительно по делу.

3

Последние годы вместе

Татьяна Виноградова поведала одному издательству о последних годах жизни своего супруга. На протяжении 8 лет Вячеслав Анатольевич очень сильно болел, врачи диагностировали у него тяжелую неврологическую патологию и дисциркуляторную энцефалопатию, от которых с каждым годом его здоровье все больше ухудшалось. По поводу обвинений по присвоению квартиры на Арбате Виноградова заявляет, что это был родственный обмен, так как ее трехкомнатная квартира была отдана Ивану Шалевичу, а Татьяна Викторовна с детьми прописалась в апартаментах у мужа. К тому же его квартира не была приватизирована, и это они сделали, уже живя совместно.

Ковбойские сапоги для женщин — на пике моды весной: как и с чем их носить

Шахматы, кнопочный телефон и военный лагерь: как Водонаева воспитывает сына

Модные тенденции 2021 для женщин за 45: лучшие образы и советы

Их с супругом материальное положение было не очень достаточным. Сдавая эту квартиру в аренду, они с семьей перебрались жить на дачу. Львиная часть доходов уходила на лечение Вячеслава Анатольевича, который в последние годы из-за болезни вынужден был отказаться от антреприз. В своих последних интервью артист говорил о том, что все заботы по финансовому обеспечению семьи, а также ведению всех дел артиста легли тяжким бременем на плечи Татьяны Виноградовой, которая тянула все это, трудясь на двух работах.

Личные отношения

В 20 лет Вячеслав Анатольевич женился на Елене Каневской, в которую был влюблен в школьные годы. Романтические чувства двух юных особ очень быстро разбились о реалии быта. Молодожены поселились у мамы артиста. Юной супруге не удалось найти общий язык со свекровью. После череды скандалов, молодой человек собрал вещи Елены, и отвел ее к родителям. Официальный союз просуществовал не более месяца.

Оставив позади опрометчивый брак, студент театрального училища увлекся однокурсницей Натальей Упеник. Девушка ответила взаимностью. Влюбленные поженились, в 1959 году на свет появился сын Владимир. Возможно, союз увлеченных одной профессией людей просуществовал бы долго, но супруг встретил белокурую красавицу актрису Валентину Титову, и страстно влюбился.

Валентина Титова

Он ушел от жены, упорно ухаживал за дамой своего сердца. Валентина жила в Ленинграде, Вячеслав в Москве. Влюбленный мужчина разрывался между двумя городами. Артист искал встреч с Валентиной, но и не забывал о работе в театре. На какое-то время вся его жизнь превратилась в одну сплошную дорогу к любимой и обратно.

Страстный роман прекратился после неожиданного решения Валентины. На предложение руки и сердца от ее поклонника режиссера Басова женщина ответила согласием, рассудив, что союз с ним принесет прочное счастье и карьерные перспективы. Шалевич не ожидал такого предательства от своей избранницы, крах этой любовной истории переживал долго.

После опаленных отношений у звезды экрана было множество ярких романов с коллегами по цеху, но женился он на далекой от актерской среды, миловидной женщине Галине, преподававшей рисование в школе.

С Галиной

Вместе супруги прожили 31 год. У пары появился общий ребенок Иван. В 1997 году жена умерла. Вячеслав Анатольевич тяжело переживал утрату.

После смерти Галины у горюющего вдовца наступила черная жизненная полоса. Умер старший сын, младший отпрыск увлекся алкоголем и запрещенными препаратами. Прославленный отец отказался от общения с сыном, постоянно находящимся в одурманенном состоянии.

Одинокое и безрадостное существование закончилось с появлением в судьбе знаменитости Татьяны Виноградовой (врача по образованию). Коллеги и знакомые не верили в любовь женщины к немолодому исполнителю (разница в возрасте составляла 30 лет). Однако годы совместной жизни показали искренность отношений.

Татьяна родила в 2001 году (когда супругу было 67 лет) дочь Анну. Она помогла сыну Ивану избавиться от пагубной зависимости, определив его в хорошую клинику на излечение. Заметив, что немолодой муж, много работающий ради достатка в семье, сильно устает и плохо себя чувствует, оставила работу в поликлинике и устроилась в театр, поближе к супругу.

С женой Татьяной и дочерью Анной

Татьяна контролировала самочувствие мужа, заботилась о его правильном питании и своевременном отдыхе, организовывала поддерживающую терапию. Гармоничный союз двух искренне привязанных друг к другу людей длился 18 лет, вплоть до кончины знаменитого супруга.

«Я ПРОСТО… ВЛЮБИЛАСЬ»

– Татьяна Викторовна, вы познакомились в общей компании. Шалевич сразу начал оказывать знаки внимания?

– Это была дружеская встреча. Все шутили, смеялись. В какой-то момент Вячеслав Анатольевич задал мне шутливый вопрос, при всех: «Танечка, а вы замужем?» Я честно ответила, что в разводе и воспитываю двоих детей. «Пожалуй, я на вас женюсь», – рассмеялся народный артист. Прозвучало как одна из шуток за столом, не более.

Спустя месяц или два Вячеслав Анатольевич позвонил мне на домашний телефон (узнал номер у своего приятеля – того самого, у которого собиралась компания: он хороший знакомый моей мамы), пригласил на свой спектакль.

Это был просто дружеский звонок, я на спектакль сходила. На следующий день позвонила Вячеславу Анатольевичу и поблагодарила.

Потом было еще одно приглашение – на спектакль, а затем прогуляться. Мы разговаривали о кино, о театре. Вячеслав Анатольевич оказался очень интересным собеседником. Но отношения наши развивались не быстро.

Замечу, что я никогда не была поклонницей Шалевича-киноартиста. Конечно же, видела фильмы с его участием, и они мне нравились. Но я не являлась, как говорится, фанаткой.

Привлек он меня сначала как интересный человек, и лишь через некоторое время – как мужчина. Я просто… влюбилась. Умный, уверенный в себе, талантливый, с прекрасным чувством юмора. Очень энергичный. Он лихо водил машину. Обожал аквапарки – мы часто выбирались туда с детьми. Сначала с Лизой и Олегом, моими от первого брака, которых Вячеслав Анатольевич принял как родных. Потом у нас появилась общая дочь Аня, и мы ездили в аквапарки впятером. Шалевич выбирал самые крутые горки, просто обожал экстрим: «Я еще вон с той горочки прокачусь, Танюш, не ругайся, я быстро!» Мы путешествовали, открывали для себя новые города, страны…

– 35-летняя разница в возрасте вас разве не смущала?

– Разумеется, закрадывались сомнения: что нас ждет, как долго будем рядом? Решила: пусть хоть год, но буду счастлива – с человеком, в котором увидела родную душу. Мы были вместе 18 лет. Из них последние 10 Вячеслав Анатольевич серьезно болел, несколько лет передвигался на инвалидном кресле. Как могли, справлялись с болезнью. Да, было очень тяжело. Но я никогда, ни на секунду не пожалела, что связала свою судьбу с Вячеславом Шалевичем.

Киноработы Шалевича, фильмография

Сниматься в кино Шалевич начал на 4-м курсе. Первой его ролью на киноэкране стал Швабрин в «Капитанской дочке» (1958) режиссёра Владимира Каплуновского. Олег Стриженов сыграл в этой ленте протагониста Гринева. Актеры были очень похожи внешне, что вызвало сомнения режиссёра при подборе исполнителей на противоположные роли, поэтому пробы Шалевича оказались под угрозой. Но позже это сходство было сочтено выгодным, так как все акценты переносились на различия в характерах изображаемых персонажей. В 1959-м у Шалевича была роль в фильме «Спасенное поколение», который снял режиссёр Георгий Победоносцев. В 1961-м артист сыграл главную роль – летчика-испытателя в научно-популярной художественной ленте режиссёра Никиты Курёхина «Барьер неизвестности».

Потом были роли Стэна в ленте «Теперь пусть уходит» (режиссёр – Сергей Алексеев, 1963) и Волошина в спортивном фильме «Серебряный тренер» (режиссёр – Виктор Ивченко, 1963).

В 1964-м Шалевич сыграл одну из своих известнейших ролей – капитана команды «Ракета» Анатолия Дуганова, — в ленте «Хоккеисты» (режиссёр – Рафаил Гольдин). Что интересно, до участия в съёмках артист ни разу не катался на коньках. Этот образ принес артисту всесоюзную славу.

Вячеслав Шалевич стал известен на всю страну благодаря работе в театре и в кино

В 1967-м актер играет еще одного антагониста – Григория, мужа-тирана главной героини Нюры в ленте Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе».

В 1968-м Шалевич играет Якова Блюмкина в исторической картине «Шестое июля», режиссёра Юлия Карасика.

В 1970-м артист исполнил в фильме «Красная площадь» роль начдива Николая Кутасова. В 1973 снимался в легендарном многосерийном фильме «Семнадцать мгновений весны» режиссёра Татьяны Лиозновой. В эпопее Лиозновой артист играет роль Аллена Даллеса, руководителя американских разведывательных служб, у которого был реальный прототип

В 70 -80-х годах артист создал ряд запоминающихся персонажей как положительного, так и отрицательного склада.

В 90-х артист снимался мало. В 2000-х Шалевича стали снова приглашать в кино, по большей части в историческое. Он сыграл Косыгина в фильме «Брежнев» 2005-го, второй раз за карьеру снялся в фильме под названием «Красная площадь» (2005), где ему досталась роль генерального прокурора СССР Александра Рекункова.

В 2005-м была работа в сериале «Звезда эпохи». До этого, в 2001-м, артист снимался сериале «Марш Турецкого-2». В 2011-м актер сыграл Леонида Ильича Брежнева в сериале «Дело гастронома №1». виноватые» и др.

Вячеслав Шалевич: Брызги шампанского

Вячеслав Шалевич, жена

Народный артист РСФСР, актёр Вячеслав Шалевич известен российским зрителям по множеству сыгранных на экране ролей. Став популярным ещё в начале своей карьеры, благодаря участию в фильмах «Капитанская дочка», «Хоккеисты», «Три тополя на Плющихе», «Красная площадь», он стал одним из самых узнаваемых и любимых актёров во всех своих более, чем восьмидесяти кинопроектах

Особым вниманием поклонников пользовался персонаж Шалевича из знаменитого «Кабачка «13 стульев» — пан Поэт. Театральная карьера Вячеслава Анатольевича тоже была очень успешной

Однако личная судьба актёра складывалась так, что искренне гордиться достижениями своего супруга и поддерживать его смогла только последняя жена Вячеслава Шалевича.

Влюбчивый и неосторожный актёр влюблялся не один раз и женат был на четырёх женщинах. Его первой женой стала, в возрасте 18 лет ровесница Елена Каневская. Но брак юных супругов, живших за занавеской в одной комнате с матерью актёра, был самым коротким в его жизни: через 15 дней молодожёны расстались, каждый при своём мнении, и даже не пытались наладить отношения. В конце 50-х Шалевич вновь влюбился. Его выбор пал на актрису, сокурсницу Любовь Успеник, которой не пришло бы в голову как Елене, устраивать сцены из-за поздних репетиций. Вячеслав с Любой прожили три года и у них родился сын Владимир. Он уже умер, в феврале 1997 года, прожив 38 лет.

Причиной развода со второй женой стала непреодолимая любовь Шалевича к актрисе Валентине Титовой. Эта неожиданная страсть была тяжёлым испытанием для обоих влюблённых. Титова вспоминала, что их свидания были прекрасными, но не давали ей никаких надежд на продолжение успешной карьеры и спокойную жизнь: она порвала эту любовь «по живому», а Шалевич долго не мог пережить её скороспешного брака с режиссёром Владимиром Басовым. Он нашёл другие объяснения разводу с женой: её неудачи и профессиональную ревность к успеху мужа. Как бы то ни было, его второй брак тоже распался. Шалевич остался один и пустился в разгул. У него было несколько довольно шумных любовных связей, чаще – с коллегами-актрисами, о которых говорили в кулуарах.

Свою третью жену – Галину, актёр встретил в цветочном магазине, где она работала продавцом. Легкая и коммуникабельная, привлекательная 22-летняя девушка понравилась 32-летнему Шалевичу настолько сильно, что он стал встречаться с ней, познакомил с друзьями, а потом решился сделать ей предложение. В середине 60-х они поженились: купили кооперативную квартиру и стали налаживать общую жизнь. Галина устроилась учителем рисования в школу. В этом союзе родился сын Иван. Камнем преткновения безоблачного счастья супругов стала слабость Галины к спиртным напиткам. Не обращавший, поначалу, на это внимания, Шалевич был неприятно удивлён увольнением его жены из школы за появление пьяной на работе.

Галине пришлось стать домохозяйкой и это усугубило её алкоголизм. Они всё равно прожили вместе более 30 лет, Вячеслав Анатольевич очень плохо перенёс смерть Галины от цирроза печени, но о полном духовном понимании в таком браке говорить не приходится. Отношения с сыном после смерти жены тоже совсем испортились: Иван унаследовал порок матери по-своему. Он пристрастился к наркотикам. Немолодой уже, усталый актёр, переживший две смерти близких (старший сын Владимир умер незадолго до Галины), не знал, как справиться с болезнью Ивана. В самый тяжёлый период своей жизни, он познакомился с четвёртой женой – Татьяной Виноградовой.

Ей было на 35 лет меньше и она воспитывала двоих детей о первого брака. Но именно Татьяна стала лучшим другом Шалевича и помогла ему решить все проблемы. В возрасте 68 лет актёр снова стал отцом: в 2001 году у него появилась дочь Анна. Третья жена Вячеслава Шалевича наладила его быт, пошла работать в его театр, забыв о своёй специальности врача-гинеколога и навела образцовый порядок в делах. Она помогла Ивану вылечиться от наркомании. Её дети – Олег и Лиза выросли достойными людьми, став врачом и экономистом, а младшая Анечка – готовится быть актрисой. По инициативе Татьяны был построен семейный загородный дом. В 2021 году она похоронила мужа и переключила все свои заботы на детей и внуков, как бы горько не переживала свою потерю.

Сложное детство Вячеслава Шалевича

Вячеслав Шалевич родился Москве. Мать Вячеслава, Елена Ивановна, на момент знакомства с отцом работала машинисткой в Министерстве обороны. А отец будущего артиста, Анатолий Иванович, бывший белый офицер, который позже переметнулся в НКВД женился, чтобы отомстить другой женщине. Когда мама Вячеслава Шалевич узнала о том, почему супруг на ней женился, она уже была на восьмом месяце беременности. Тогда Елена Ивановна приняла смелое решение и переехала в Москву. Там и родился будущий артист. Своего отца он впервые увидел, когда ему было 38 лет. Мама пресекала все попытки бывшего мужа увидеть сына.

Вячеслав Шалевич в детстве с мамой

Когда Вячеславу было всего семь лет, началась Великая Отечественная Война, его эвакуировали в детдом под Саратовом, где он прожил до 1943-го, потом его вернули матери.

Театральные работы Вячеслава Шалевича

Снимаясь в кино, Шалевич не прекращал работать на сцене театра Вахтангова. Артист сыграл барина-англомана в постановке по Ф.М. Достоевскому «Идиот», одновременно три роли – ведущий, Герцог, Дон Карлос, — в «Маленьких трагедиях». Кроме этого, в его послужном списке есть и еще десятки ролей в этом театре. Окончив 79-м Высшие режиссёрские курсы ГИТИСа, Шалевич пришел на сцену театра им. Вахтангова уже в качестве режиссёра. Он поставил спектакль «Тринадцатый председатель» по пьесе Азата Абдуллина с Василием Лановым в главной роли. С 1998-го Вячеслав Анатольевич возглавляет Московский театр им. Р.Симонова. В театре, которому до прихода Шалевича грозило закрытие, за 2 сезона выпустили сразу 11 новых спектаклей. Под управлением В.Шалевича на сцене театра ставятся спектакли по произведениям А.Пушкина, М.Цветаевой, М.Зощенко, М.Рощина, Ю.Полякова и другие, которые занимают призовые места на международных театральных спектаклях, выигрывают престижные премии и неизменно пользуются большой популярностью у зрителей.

Творчество

Роли в театре

Театр имени Е. Б. Вахтангова

  • «Неписанный закон» — Оспан
  • «Идиот» Ф. М. Достоевского — Барин-англоман
  • «Перед заходом солнца» Гауптмана — Доктор
  • «Иркутская история» А. Н. Арбузова — Сергей
  • «Маленькие трагедии» — Ведущий ,герцог ,Дон Карлос
  • «Потерянный сын» — Пётр
  • «Игра в каникулы» — Штефан
  • «Живой труп» Л. Толстого — Александров
  • «Принцесса Турандот» К. Гоцци — Барах
  • «Серебряный бор» — Борзов
  • «Конармия» — Козин ,Лёвка
  • «Чёрные птицы» — Андрей
  • «Миллионерша» — Блендербленд
  • «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина — Павел Суслов
  • «Дион» — Дион
  • «Память сердца» — Антон
  • «Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина — Никанор
  • «Без вины виноватые», режиссёр — Пётр Фоменко, Муров
  • «Чайка» — Дорн
  • «Пристань», режиссёр — Римас Туминас, Галилео Галилей
  • 1958 — Капитанская дочка — Швабрин
  • 1959 — Спасённое поколение — Николай
  • 1960 — За городской чертой — Раду
  • 1961 — Барьер неизвестности — Сергей Фёдорович Байкалов, лётчик-испытатель
  • 1962 — Молчат только статуи — Али
  • 1963 — Серебряный тренер — Волошин
  • 1963 — Теперь пусть уходит — Стэн
  • 1964 — Хоккеисты — Дуганов
  • 1965 — Комэск — Цыганков
  • 1965 — Эскадра уходит на запад — Мишель, французский моряк
  • 1967 — Курьер Кремля (телеспектакль)
  • 1967 — Три тополя на Плющихе — Гриша, муж Нюры
  • 1968 — Гроза над Белой — озвучивание
  • 1968 — Виринея — Иван Павлович, инженер
  • 1968 — Портрет Дориана Грея — Алан
  • 1968 — Шестое июля — Яков Блюмкин, начальник секретного отдела ВЧК
  • 1970 — Красная площадь. Два рассказа о рабоче-крестьянской армии — Кутасов
  • 1970 — Моя улица — Семён Семёнович
  • 1971 — Город под липами — Борис Попов
  • 1973 — Иркутская история — Сергей
  • 1973 — Райские яблочки — Виртен
  • 1973 — Семнадцать мгновений весны — Аллен Даллес
  • 1976 — Дневник Карлоса Эспинолы — директор интерната
  • 1976 — Здесь мой причал — Барабанов
  • 1977 — Корень жизни — Жосу
  • 1977 — Это было в Коканде — Аввакумов
  • 1978 — Лекарство против страха — Панафидин
  • 1980 — На исходе лета — Евгений Иванович
  • 1980 — Альманах сатиры и юмора
  • 1980 — Кодовое название «Южный гром» — Берёзов, генерал-лейтенант
  • 1983 — Пробуждение — Иванов
  • 1983 — Ювелирное дело — Кравцов Борис Алексеевич, следователь, майор милиции, озвучка
  • 1983 — Чокан Валиханов — Колпаковский
  • 1984 — Особое подразделение — Филиппов
  • 1985 — Последняя инспекция — начальник тюрьмы
  • 1986 — Потерпевшие претензий не имеют — Эдуард Николаевич
  • 1990 — Любовь немолодого человека — Синельников
  • 1990 — Муж собаки Баскервилей — Баварин
  • 1992 — Виновата ли я — Долгов
  • 1992 — Прощение — Владлен Максимович
  • 1992 — Фиктивный брак — аферист
  • 1993 — Американский дедушка — Мешков
  • 1994 — Мастер и Маргарита — Иосиф Каиафа
  • 1999 — Женщин обижать не рекомендуется — адмирал
  • 1999 — Очаровательные негодники
  • 2001 — Марш Турецкого 2 — Пучков
  • 2002 — Времена не выбирают — Амвросий Кикнадзе
  • 2003 — Инструктор — Катосов
  • 2003 — Замыслил я побег — Шаргородский
  • 2003 — Театральный блюз — старый актёр
  • 2003 — Не привыкайте к чудесам — Слепухин
  • 2003 — Жених для Барби — отец Нели
  • 2003 — Женская логика-3 (фильм из телесериала) — Спиридонов
  • 2004 — Против течения — Джим
  • 2004 — Боец — Дед
  • 2004 — Московская сага — генерал
  • 2004 — О любви в любую погоду — Ионеско
  • 2004 — Чудеса в Решётове — озвучивание кота, Тимофея Ивановича
  • 2005 — Красная площадь — Александр Рекунков
  • 2005 — Брежнев — Алексей Косыгин
  • 2005 — Звезда эпохи — Илья Эренбург
  • 2005 — Подкидной — Евгений Анатольевич
  • 2006 — Контроль (телесериал)
  • 2006 — Примадонна — директор театра эстрады
  • 2006 — Угон
  • 2007 — Солдаты 13 — Андрей Александрович
  • 2008 — Второе дыхание
  • 2008 — Боец 2 — тюремный стукач Дед
  • 2008 — Наследство — Ведерников
  • 2008 — Репортёры — «Николо»
  • 2008 — Клоуны — бывший дрессировщик
  • 2010 — Только не сейчас (Польша, Россия)
  • 2011 — Охота на Беркута — Леонид Ильич Брежнев

Выбор профессии

В детстве Вячеслав много принес хлопот своей маме. Слыл задирой и хулиганом. Но несмотря на это обожал читать книги. Хорошо учился в школе. Любовь же к искусству ему привила тетка. Она часто брала племянника на спектакли. Вячеслав даже умудрялся посещать репетиции и общался со многими артистами.

Кроме этого, увлекался журналистикой. Когда надо было определиться с выбором профессии не знал, как поступить. С одной стороны – желание служить Мельпомене, а с другой – интересная работа в издательстве.

После окончания школы подал документы в знаменитую «Щуку» и педагогический институт. Окрыленный тем, что успешно сдал экзамены в театральное училище, решил не искушать судьбу и стать актером. Попал в мастерскую И. Рапопорта. Уже на третьем курсе играл в постановках на сцене легендарного театра им. Вахтангова.

Семейная тайна

Вся жизнь Вячеслава Анатольевича прошла в родном городе Москве. На свет появился 27 мая 1934 года. Родители будущего актера расстались еще до его рождения. На тот момент семья жила в Минске.

Отец, бывший белогвардеец, работал в НКВД. Мама занимала должность стенографистки в гос. управлении ВС СССР. Несмотря на то, что Елена Ивановна очень любила мужа, Анатолия Ивановича, на предпоследнем месяце беременности бросила его. Причиной стала ревность и обида. Как оказалось, Шалевич-старший взял её в жены, чтобы забыть другую женщину.

Приехав в столицу, Елена Ивановна поселилась у тетки. Замуж больше не вышла. Сына воспитывала сама, пресекая все попытки экс-супруга увидеть Вячеслава. Мальчик же думал, что его отец героически погиб. Семейная тайна раскрылась совершенно случайно на гастролях в Бийске. Тогда ему уже было 38 лет. К актеру подошел мужчина и представился Анатолием Шалевичем.

«ОН ГОВОРИЛ, ЧТО БЕЗ СЦЕНЫ СРАЗУ УМРЕТ»

– Как складывались ваши отношения с сыном Вячеслава Анатольевича от прежнего брака – Иваном?

– Когда с Вячеславом Анатольевичем мы начали встречаться, Ване было чуть больше 20 лет.

Понимаю, что ему было трудно после смерти мамы (третья жена Шалевича умерла в 1997 году от онкологии. – Ред.). Но я, по понятным причинам, не могла заменить ему мать – парень был уже взрослый, со своей отдельной жизнью. Он сам высказал желание жить отдельно, и я отдала ему свою трехкомнатную квартиру.

Живет ли в Ване обида на отца, сыновняя ревность – от того, что тот женился после смерти мамы? Не знаю. Предположу, что ему не хватало отцовской любви. И это даже не связано со мной. Просто для Вячеслава Анатольевича всегда на первом месте была работа.

Помню, когда родилась Аня, наша дочь, он смотрел на нее с удивлением и повторял: «Таких маленьких детей никогда близко не видел!» «Но у тебя же два сына!» – говорила я (старший – Владимир – родился от второго брака, с актрисой Натальей Упеник, и, к сожалению, умер молодым. – Ред.). Вячеслав Анатольевич сказал, что почти их не воспитывал: «Сутками на работе, я же артист!» Он и Анечке не много времени посвящал. И дома никаких дел не касался, быт целиком и полностью был на мне. Я не обижалась на него. Считаю, надо принимать человека таким, какой он есть.

– С 2006 года Вячеслав Анатольевич болел. Вашей Ане было всего пять лет…

– Болезнь подкрадывалась незаметно. Он стал чуть меньше разговаривать – все чаще молча сидел перед телевизором. Изменилась походка: еще вчера почти бегал – я за ним не успевала, а теперь ходил все медленнее с каждым днем. Стал ходить с палочкой. Затем отнялась правая рука.

К врачам обращаться долго не хотел: «Ерунда! Полежу – пройдет». Однако не проходило. И я с огромным трудом убедила его оставить хотя бы одну работу – руководство Театром имени Рубена Симонова.

Он упирался: «Как же без меня?» Я ушла оттуда первой – надеясь, что он тоже уйдет. И он ушел. Артисты театра тогда на него обиделись. Считали, что он их бросил, предал. А у него сил не оставалось!

С 2010 года Вячеслав Анатольевич и вовсе мог передвигаться только в инвалидном кресле. Диагноз звучал так: хроническая ишемия головного мозга.

– Но при этом Шалевич продолжал играть спектакли в Вахтанговском театре.

– Да, я возила его на спектакли даже из больницы, на коляске. Он наотрез отказывался покинуть труппу, говорил, что без сцены сразу умрет. Мы хватались за любую соломинку, чтобы поставить его на ноги. Все опробовали: подводные массажи, иглоукалывание, даже к народным целителям обращались – ничего не помогало. Но Слава до последнего верил, что выздоровеет. Мы даже ездили отдыхать в Италию. Я подвозила его на коляске к морю, помогала сделать несколько шагов в воде – и он плыл, тело начинало вновь слушаться. Постоянно от него слышала: «Как все же интересно жить!» Он до последнего дня оставался оптимистом.

Начало жизненного пути

Мальчик, ставший позднее звездой советского экрана, появился на свет и вырос в Москве. Рожденного в 1934 году ребенка, мама Елена Ивановна Шалевич, поднимала одна. Помощь в воспитании сына оказывала родная сестра.

С мамой в детстве

Отца Анатолия Ивановича, офицера НКВД, мальчик не знал. Мама и тетя придумали для ребенка историю о героической гибели отца в период финских событий. Только в 40 лет Вячеслав узнал истинные обстоятельства отношений родителей. Оказалось, что отец вынужденно женился на забеременевшей от него девушке, а мама, осознав, что у мужа нет глубоких чувств, ушла от него (практически перед самыми родами). Она уехала в российскую столицу, поближе к сестре. Отец остался служить в Полоцке, потом получил назначение в Архангельск, попал под репрессии, долгое время находился в ссылке.

Росший без отцовской строгости ребенок отличался непокладистым характером, примкнул к уличной компании. Сестра мамы, стремясь отвлечь трудного подростка от хулиганских забав, занимала его время походами в театр. Женщине удалось разбудить у ребенка интерес к искусству. Вячеслав загорелся мечтой о сцене.

После окончания школы, юноша привлекательной внешности, не робеющей ни при каких обстоятельствах, без проблем поступил в театральное училище Щукина. В конце обучения будущих выпускников распределяли на работу в театры страны. Начинающий актер мечтал попасть в Театр Вахтангова. Однако его имени не оказалось в списке претендентов, одобренных театральным режиссером. Молодой человек напросился на встречу с руководителем труппы, уговорил провести прослушивание, с вдохновением продекламировал тексты. Напористость юноши возымела действие – выпускника зачислили в актерский состав. В Театре Вахтангова актер прослужил всю свою жизнь.

Начало профессиональной карьеры Вячеслава Анатольевича пришлось на расцвет советского кинематографического искусства. Каждый начинающий актер считал большой удачей получить роль в кино. Первой работой, которую доверили молодому исполнителю, был персонаж Алексей Швабрин в постановке «Капитанская дочка». Начинающий актер прекрасно справился с ролью, и получил приглашения в новые проекты. Снимался много, с большим мастерством вживаясь в экранные образы. Широкую известность принесли громкие работы в картинах «Хоккеисты», «Город под липами», «Три тополя на Плющихе», а также участие в съемках популярной юмористической передачи «Кабачок 13 стульев».

Вячеслав Шалевич в годы молодости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector