Штрафбат (телесериал)

Мифы о штрафбатах[править]

Со времен перестройки и до наших дней многие авторы, работающие в сетинге «Гулаги и рабы», не могут обойтись в своих произведениях без штрафбатов. Но поскольку истории они не знают, то изображают эти заведения в меру своей (а чаще — не своей) фантазии. Как правило, читатель/зритель узнаёт, что (хотя на самом деле по-другому):

  • В штрафбатах в массовом порядке были уголовники.
    • На самом деле — конечно, нет. Уголовников с незакрытыми судимостями в армии не было вообще. Совершившие лёгкие преступления, вышедшие по амнистии или УДО могли направляться в штрафные роты, но не батальоны.
    • С 1943 г. также формировались штурмовые батальоны — не из осуждённых, а из неблагонадёжных военнослужащих. Освобожденные зэки попадали в такие подразделения, хотя основное их назначение — фильтрация окруженцев, длительное время пребывавших на территории, занятой противником, освобождённых военнопленных, сомнительных партизан, которые просидели все это время в тылу у противника, но не проявили себя, и т. п. Таких в этот период войны было много, необходима была фильтрация. Принцип примерно тот же — переменный состав служит два месяца, до ранения или до представления к награде, после направляется в обычные части. Отличие — военнослужащие не были лишены воинских званий (невысоких, впрочем — офицеры проходили проверку отдельно), не получали отметку об осуждении в личном деле, получали полное довольствие. Служить в данных частях было тяжелее, нежели в обычных, однако прошли через них весьма многие. Вероятно, именно это послужило почвой для мифа о зэках в штрафбатах.
  • Осужденные рядовые и сержанты также попадали в штрафбат.
  • В бой их часто посылали без оружия.
    • Штрафники снабжались по тем же нормам, что и линейные части.
    • Это было в полный рост… но у германцев. У их штрафников положение было заметно хуже, чем у наших.
  • Выход из штрафбата — только вперёд ногами.
  • За штрафбатом непременно стоит заградотряд, причём занимает позиции даже раньше штрафников, чтобы прицельным огнём прямо в спины косить собственные наступающие войска

    Заградотряды действовали за многие километры от фронта, отлавливая дезертиров и просто подозрительных личностей. Хотя это зависит от роли заградотряда — часть из них, да, занимались отловом и возвращением в строй бегунков, отловом шпионов и прочих интересных личностей, а часть — торчали с пулемётом позади своих, выполняя две функции — во-первых используя крайне редко встречающееся дзюцу «навесной огонь из пулемёта» для поддержания наступления (о чём несведущие не знают, отсюда и пошел штамп «стрелять в спину своим», на самом деле огонь велся поверх голов), а также для поднятия боевого духа методом «у вас два выбора куда идти — или возможная смерть впереди, или гарантированная позади», причём последнее использовалось заградотрядами вообще всех стран где применялись.

    .

  • Командиры штрафбата такие же осужденные, как и их подопечные. Миф популяризирован сериалом «Штрафбат».
    • На самом деле все офицеры и небоевые должности в штрафбате занимали кадровые военные, за неплохие плюшки. В первую очередь — каждый месяц службы в штрафбате засчитывался за 6 месяцев обычной службы. Плюс усиленное довольствие, надбавки и возможность побыстрее получить звание/орден. Отличный трамплин для честолюбивых и достаточно рисковых офицеров. А что убить могут? Так война же.
    • Мелкая подстава проявилась уже после войны, когда бывших командиров штрафбата не брали на работу из-за места в службе. Приходилось долго доказывать, что это не наказание, а обычная и весьма рисковая служба Родине.

В реальной жизни[править]

Штрафбат — весьма редкая и ценная птица. Согласно знаменитому приказу № 227, штрафбаты создавались по 1-2 на каждый фронт и предназначались для отбытия наказания «лицами командного и начальствующего состава (офицерами), осуждёнными военным трибуналом». Рядовые и сержанты отбывали срок в штрафных ротах при армиях. И если последние действительно порой использовались как малоценное пушечное мясо, то штрафбат — дело другое. Там, как ни крути, большинство — профессионалы, пусть и согрешившие.

Очень приблизительно их можно разделить на группы:

  • Большинство — фронтовые офицеры, погоревшие на пьянках, бабах и мордобое. Раскаялись. Готовы землю грызть чтобы вернуть звание. Хорошо подготовлены и мотивированы (на порядок лучше обычного красноармейца — профи как-никак).
  • Осужденные за трусость, панику и отступление. Реально на одного реального труса и паникера приходился как минимум один, попавший в безвыходное положение или просто назначенный козлом отпущения. Но даже справедливо осуждённые — не обязательно неисправимые трусы. Одно дело — в свое время растерялся и не смог удержать в руках батальон (полк, дивизию). Другое — сейчас отвечает только за себя и должен делать то, чего когда-то сам требовал от подчинённых. На это большинство способны.
  • Наконец, проворовавшиеся интенданты и прочие тыловики. Толку от них нет, но и было их в штрафбатах почему-то немного. А жаль.

В связи с вышеизложенным штрафбаты нередко применялись как элитные штурмовые подразделения — ибо и в стрельбе, и в рукопашном бою, и на марше они показывали себя на голову выше обычных частей. Потери? Немалые, ибо на лёгкие участки их не ставили. Но вот взять и уложить их «за просто так» — нереальная глупость. Людей на фронте всегда не хватает. Сегодня с какого-то бодуна отправишь «штрафников» на пулемёты, а кто завтра будет брать деревню Ольховку?

В мирное время штрафбат заменяется дисциплинарными воинскими подразделениями — дисциплинанрными батальонами («дисбат», «дизель»). Туда направляют рядовых/сержантов за мелкие правонарушения. От обычных частей отличается полным отсутствием свободного времени у личного состава и повышенными требованиями к дисциплине.

Исторический экскурс: штрафбаты появились впервые в Древнем Египте. Формировались из проштрафившихся военнослужащих, приговоренных к «лишению чести». «Восстановить честь» можно было путем совершения какого-либо подвига, так что египетские штрафники были хорошо мотивированы.

О фильме «ШТРАФБАТ» — создатель.

15 октября 2004 г.

О фильме «ШТРАФБАТ» — создатель. » КИНОРЕЖИССЕР НИКОЛАЙ ДОСТАЛЬ: МЫ ПОЛГОДА ПРОВЕЛИ В ОКОПАХ. — Николай Николаевич, до “Штрафбата” вы не снимали фильмы на военную тему. Что вдохновило вас на это? — В какой-то степени это случай: однажды мне в руки попали первые три серии сценария “Штрафбат” Эдуарда Володарского. Сценарий находился в кинокомпании моего брата — продюсера Владимира Досталя, они уже собирались запускать этот проект и искали режиссера. Прочитав первые страницы, я понял, что от такого материала отказаться просто нельзя. К тому же я вспомнил, что мой отец не только прошел войну, но и был в плену. Из немецкого лагеря чудом не попал в советский. Я подумал, что моим двум сыновьям, современным молодым людям, тоже было бы полезно посмотреть на войну под таким углом, в нестандартном ракурсе. Тем более что о штрафниках наши военные историки говорить не любят, их могилы неизвестны или безымянны. Штрафников, как пушечное мясо, бросали на самые опасные, самые неприступные участки обороны немцев. Выбора у них не было — впереди их косили немцы, сзади — заградительные отряды НКВД, специально созданные для того, чтобы стоять за штрафными частями и останавливать их пулеметным огнем. Вот о такой войне мне и захотелось снять фильм. — Надо сказать, задача у вас была нелегкая, если учесть, что опыта в художественном осмыслении темы штрафбата в нашем кино до сих пор просто не было… — Единственный игровой фильм на эту тему под названием “Гуга” сняли в эпоху перестройки на Одесской студии. Мне он показался фрагментарным, неглубоким, не раскрывающим всей трагедии штрафников… В какой-то степени ее касались публицисты, писатели — скажем, Гроссман, Астафьев, Солженицын. Но такого объемного художественного произведения, какое создал Эдуард Володарский, действительно еще не было. — Вы считаете эту тему взрывоопасной? — Не то чтобы взрывоопасной… У нас были сомнения: а как государственный телеканал отнесется к такому фильму? Но тем не менее канал “Россия” приобрел права на эту картину, причем сам проявил инициативу, показал в прайм-тайм и сейчас считает ее одним из самых удачных проектов российского телевидения. Рейтинги “Штрафбата” достигли такого уровня, что перекрыли и “Бригаду”, и “Идиота” — как по Москве, так и по России в целом. — Работая над картиной, вы пользовались какими-то секретными материалами? — Мы пользовались архивными материалами, смотрели много хроники. В последней, 11-й серии вместо заключительных титров идет огромный список штрафных батальонов и рот, которые с 1942 по 1945 год были на всех советских фронтах. За этим списком — огромное количество людей, отдавших свою жизнь за победу, которым мы и посвящаем наш фильм. Володарский встречался и беседовал кое с кем из оставшихся в живых штрафников. Но готовый фильм мы все же не успели им показать: они, к сожалению, до этого дня не дожили. И не увидели, что у нас получилось. — А вы задумали, наверное, сказать какую-то неизвестную правду о войне? — Виктор Астафьев незадолго до смерти в одном интервью сказал очень горькую, но, по-моему, очень правильную фразу: “Мы войну выиграли мясом”. Вот об этом наш фильм. У нас ведь как? “Мы за ценой не постоим”. Вот и не стояли за ценой, кидая на фронт, как спичечные коробки, штрафроты и штрафбаты… Конечно, мы не хотим сказать, что штрафники выиграли войну. Но мы хотим сказать, что и они тоже вложили свой маленький кирпичик в мощный фундамент Победы. — В прессе писали, что консультанты — участники войны, прочитав сценарий до запуска картины, сочли, что в нем искажается правда о войне, но с их мнением не посчитались. В итоге в титрах фамилий консультантов нет. Это действительно так? — Ничего подобного. Военных консультантов у нас практически не было потому, что, предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять, решили всю ответственность взять на себя. Были технические консультанты — по костюмам, по эпохе. Но только не из тех, которых раньше назначало Министерство обороны, — докторов исторических наук, генералов и прочих важных особ. А с участниками войны Володарский встречался во время написания сценария. Только они его не консультировали, а просто рассказывали, а он записывал… — Хотелось бы снять еще одну военную картину? — Сейчас это неподъемный труд — делать историческое военное кино в наших условиях. Мы полгода провели в окопах, в траншеях — в любую погоду, в дождь и в жару. Снимали все лето и осень прошлого года. Молодцы артисты, спасибо им. Они все выдержали.»(Газета «Труд» 14.10.04.) Все понятно — надергано все, что угодно, кроме первоисточников. И даже военных консультантов, специалистов в своем деле, не пригласили.

Алексей Жарков (генерал-майор Илья Лыков)

Сериал «Штрафбат»: актер Алексей Жарков в роли Ильи Лыкова | megaoblako.ru

Генерал-майор Лыков нередко оказывается на стороне штрафников. Питая симпатию к Твердохлебову, он предлагает представить его к награде, старается облегчить участь батальона. В ответственный момент Лыков принимает на себя руководство операцией, заранее сообщив руководству об успехе.

Роль досталась Алексею Жаркову, характерному актеру, которого телезрители нередко видят в образе отрицательных героев. Жарков – обладатель звания Народного артиста РФ. Он исполнил главные и второстепенные роли во многих экранизациях классической литературы, а также предстал в неоднозначных образах в телевизионных проектах. Алексей Жарков снялся в фильмах: «Узник замка Иф» (Данглар), «Кавказский пленник» (Маслов), «Дети понедельника» (Вася Нечуенко), «Тайны дворцовых переворотов» (Алексей Долгоруков), «Принцесса цирка» (Алексей Романов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector